Глава 1.1 Образование в России в 19 веке……………………………... 4
1.2 Образование в Стерлитамаке в 19 веке………………………6
Глава 2.1 Мой прадедушка Ермолаев Е.А. – учитель Александро –
Мариинского училища города Стерлитамака…………………………7
Заключение………………………………………………………………9
Литература и интернет ресурсы……………………………………….10
Приложение…………………………………………………………….11
Введение
Тема исследования: Мой прадедушка Ермолаев Е.А. – учитель Александро – Мариинского училища города Стерлитамака.
Цель работы: изучить главные события и основные этапы жизненного пути моего дедушки.
Обьект исследования: образование в России в 19 веке.
Предмет исследования: жизнь и судьба моего прадедушки в 3-ем поколении Ермолаева Елизара Андреевича.
Исходя из объекта и предмета исследования мы выделили следующие задачи:
1.Познакомиться с литературой о образовании в России в 19 веке и изучить Интернет ресурсы по данной теме.
2.Взять интервью у моей бабушке и изучить материалы семейного архива. 3.Провести классный час в 10 классе по теме: «Где и как учились наши прадедушки и прабабушки».
Методы исследования: подборка специальной литературы, изучение Интернет-ресурсов по данной теме, интервьюирование.
Гипотеза: Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое. В школе мы изучаем прошлое нашей страны, всего мира, но приходит момент, и ты осознаешь, что прошлое твоей семьи, ни менее значимое, а может быть и более важное для тебя и для твоего взросления. Мы предполагаем, что изучение истории на примере близких тебе людей, всегда будет интересно и важно.
Актуальность нашего исследования можно обозначить обще известным выражением – «Без прошлого нет настоящего». Проблемы образования всегда актуальны. Сегодня мы дети –завтра родители, сегодня мы ученики –завра учителя.
В выборе темы исследования мне помогла моя бабушка – Шукова Ирина Ильинична, которая всю жизнь проработав в медицине, в душе является историком – краеведом. Она собрала большое количество документального материала о истории рода и истории города Стерлитамака. В настоящее время этот материал используется работниками историко-краеведческого музея нашего города.
Глава 1.1 ОБРАЗОВАНИЕ В XIX веке
В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порожденные развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:
- приходские училища;
- уездные училища;
- гимназии;
- университеты.
Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа.
Женское образование
Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми. Так появились институты благородных девиц.
Смольный институт
Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт .Он был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. В начале XVIII века на берегу Невы Петр I построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным.
Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Смольный институт призван был создать новый тип дворянки. Был создан обширный план умственного, нравственного и физического и воспитания девочек. Программа общеобразовательных предметов в нем была очень обширной, кроме этого, значительное место занимали эстетические предметы: музыка, танцы, рисование.
Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде и в других городах.
Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт.
Образование во второй половине XIX века
Женский вопрос в это время стоял очень остро и становилось понятным, что залогом изменения социального, экономического и семейного положения женщин является образование. Министерство просвещения приступило к подготовке реформы женской школы. И уже в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского, т.к. оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны.
Открывались женские училища I и II разряда — шести- и трехгодичные. Такие училища открывались во многих городах России: Туле, Смоленске, Самаре, Н. Новгороде, Чернигове, Вологде, Саратове, Рязани, Твери. Во второй половине XIX века на смену женским пансионам появились частные женские гимназии. В 1873 году в Москве была открыта женская гимназия С. А. Арсеньевой.
Глава 1.2 Образование в Стерлитамаке в 19 веке.
Отмена крепостного права способствовала развитию городского хозяйства, а последовавшая за ней в 1864 году реформа просвещения повысила интерес жителей Стерлитамака к получению образования.
В 60-х годах 19 века в Стерлитамаке имелось одно мужское двухклассное приходское училище. В 1867 году в нем обучались 56 учеников, которым преподавали учитель и его помощники. Собственного помещения училище не имело и располагалось в домах местных жителей, арендованных городской думой. Достаточных средств для этого не было. Поэтому дома старались снять подешевле, в связи с чем занятия проводились в тесных комнатах, мало приспособленных для обучения.
В 70-х годах в городе в городе открылось женское двухклассное училище. Помимо русского языка. арифметики, чтения и Закона Божьего в его программу входило рукоделие, необходимое в домашнем быту. В начале 80-х годов в нем обучалось 135 девочек, которым преподавали две учительницы, выпускницы Благовещенской Учительской семинарии.
Реформа просвещния предоставила возможность открывать школы не только министерствам и общественным организациям, но и частным лицам. В 1874 году в Стерлитамаке, с согласия попечителя Казанского учебного округа, было открыто одноклассное частное женское училище.
В 1869 году городская дума от лица общественности Стерлитамака выступила с ходатайством об открытии в городе уездного или городского училища.Однако министр народного просвещения Д. Толстой решил, что для Стерлитамака будет вполне достаточно учреждение 4-х классной классической прогимназии, открытой в том же году . В 1876 году в ней обучалось 40 учеников, в когда в 1878-79 учебном году открылся 4-ый класс, число учеников выросло до 100. В 1888 году прогимназия была преобраована в 4-классное городское училище с изучением столярного, слесарного и сапожного ремесел. Кроме того . за счет сокращения часов по латинскому и немецкому языкам в учебную программу был введен курс коммерческого счетоводства.
К концу 19 века число учебных заведений Стерлитамака и обучавшихся в них учеников существенно увеличилось. В 1888-89 учебном году во всех учебных эаведениях города обучалось 1004 человека, а курс обучения окончил 163 человека.
Учебные заведения
Обучались
Окончили
Первое мужское приходское училище
166
34
Второе мужское приходское училище
145
24
Александро – Мариинское женское приходское училище
159
27
Начальное смешанное училище
111
18
Училище императора Николая II
80
10
Женское начальное училище
60
10
Русский класс при медресе
116
22
В городском 4 – классном училище
167
18
Всего
1004
163
В 1897 году из 15550 жителей Стерлитамака грамотных было 5388 человек. О распространении грамотности среди различных сословий населения города даст представления следующая таблица.
Сословия
Грамотные
Неграмотные
Дворяне, чиновники
252
121
Православное духовенство и их семейства
27
9
Почетные граждане, купцы, мещане, и др. городские сословия
3724
6943
Крестьяне, казаки, иностранцы, поселенцы
1385
3089
Всего
5388
10162
Таким образом, почти каждый третий житель Стерлитамака в конце XIX века был элементарно грамотным.
Глава 2.1 Мой прадедушка Ермолаев Е.А.-учитель Александро-Мариинского училища города Стерлитамака.
По рассказам моей бабушки, мой прадедушка в 3-ем поколении Ермолаев Елизар Андреевич был очень интересным человеком. Он первым в учебных заведениях Стерлитамака внедрил для мальчиков военную гимнастику, а для девочек – пение и игру на фисгармонии. До преподавательской деятельности пел в церковном хоре, где его изаприметил инспектор начальных училищ и пригласил учить барышень музыке. По архивным данным, в конце 19 века семья Ермолаевых жила в Верхнеуральском (ныне Уральском) переулке. Есть предположение, что родители Елизара Андреевича были выходцами из бывших крепостных помещиков Зубовых-Падейских. После отмены крепостничества они не стали выкупать свой участок в д. Асаво-Зубово (ныне – территория посёлка Рощинского), а купили усадебные места в городе, перешли из крепостного сословия в мещанское.
Когда Елизару Андреевичу предложили должность учителя пения и военной гимнастики с окладом в 75 рублей годовых, он с радостью согласился. К тому же училище находилось недалеко, на ул.Ашкадарской (Халтурина).
В 1895 году он женится на мещанке А.П.Плотниковой, дочери мастеровых, которые промышляли тем, что рубили дома для горожан. С 1896-го по 1910 год у четы Ермолаевых родилось пять девочек и два мальчика. Старшая из дочерей Алефтина Елизаровна и приходится бабушкой Ирине Ильиничне. Прожив девяносто лет, она успела многое поведать внучке из далёкого прошлого. Её отец вращался в кругу земских учителей и священнослужителей.
Своя фисгармония была и у Ермолаевых. Когда в доме собирались гости, девочки на четыре голоса пели романсы. Иногда Елизар Андреевич подыгрывал им на скрипке. Музыкант-самоучка великолепно владел и этим инструментом. Но Ирине Ильиничне лишь однажды довелось услышать, как поют её бабушка и тёти. В 1980-е годы Алефтина Елизаровна повезла внучку в Москву, куда к тому времени перебрались её сёстры. Под аккомпанемент фортепиано, на котором играла Зинаида Елизаровна, сёстры восхитительно пели любимые семейные песни: «Степь да степь кругом», «Лучинушка»… Елизавета Елизаровна после окончания стерлитамакской гимназии учила девочек в Александро-Мариинском училище. Младшая из дочерей Зоя всю жизнь проработала в стерлитамакской школе глухих. Вернёмся к Алефтине. После окончания женской гимназии она вышла замуж за священника П.В.Полозова, обучала сельских детей. После закрытия Стерлитамакского Богородицкого собора и гонений на веру Пётр Васильевич был вынужден переквалифицироваться в… охранники склада горюче-смазочных материалов. Здесь, на улице Казина, хранился керосин, столь необходимый в то время в быту горожан. Но волна репрессий не обошла стороной и сторожа. Его осудили и расстреляли как бывшего священника. Реабилитирован посмертно. В пятидесятые годы в доме Алефтины Елизаровны уже нельзя было увидеть икон . На месте иконостаса красовалась репродукция Сикстинской мадонны. Но до конца своей жизни А.Е.Полозова оставалась глубоко верующим человеком, а в 1940-е годы ещё и пела в церковном хоре. До преклонных лет у неё сохранялся прекрасный голос. В последнее десятилетие своей жизни она была регентом хора Никольской церкви. В 1981 году её не стало. Елизар Андреевич Ермолаев прожил 65 лет . Похоронили его не на городском православном кладбище, а на небольшом погосте за Ашкадаром.
Заключение
Я на собственном примере убедилась, что эта тема интересна, после того, как провела классный час в своем классе на тему: «Чему и как учились наши прабабушки и прадедушки». И сделала вывод, что у каждого в семье есть такой человек, который внес большой вклад в развитие своей страны. При работе над данной темой я узнала много нового и интересного о образовании в России в 19 веке, о том где и чему учились наши прабабушки и прадедушки. И я считаю, что каждый человек должен знать прошлое своей семьи.
Список литературы.
История города Стерлитамака. Ответственный редактор:Аюпов Р.С.,Минеев М.И., «Башкирский университет», Уфа, 1994.
Стерлитамак. Автор-составитель: Михаил Минеев. Издательство «Слово», Уфа,1996.
Стерлитамак. Страницы истории . Составитель: Михаил Минеев. - Уфа, Китап,1993.