kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа о истории образовании в городе Стерлитамак

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

городского округа город Стерлитамак













Исследовательская работа на тему:

«Мой прадедушка – учитель Александро – Мариинского училища»












Выполнила ученица 10 класса МАОУ «СОШ№20»

Шукова Анастасия


Руководитель: Черепанова Н.М.





Стерлитамак 2020





Оглавление.



Введение…………………………………………………………………..3


Глава 1.1 Образование в России в 19 веке……………………………... 4


1.2 Образование в Стерлитамаке в 19 веке………………………6


Глава 2.1 Мой прадедушка Ермолаев Е.А. – учитель Александро –


Мариинского училища города Стерлитамака…………………………7


Заключение………………………………………………………………9


Литература и интернет ресурсы……………………………………….10


Приложение…………………………………………………………….11































Введение



Тема исследования: Мой прадедушка Ермолаев Е.А. – учитель Александро – Мариинского училища города Стерлитамака.


Цель работы: изучить главные события и основные этапы жизненного пути моего дедушки.


Обьект исследования: образование в России в 19 веке.


Предмет исследования: жизнь и судьба моего прадедушки в 3-ем поколении Ермолаева Елизара Андреевича.

Исходя из объекта и предмета исследования мы выделили следующие задачи:


1.Познакомиться с литературой о образовании в России в 19 веке и изучить Интернет ресурсы по данной теме.

2.Взять интервью у моей бабушке и изучить материалы семейного архива. 3.Провести классный час в 10 классе по теме: «Где и как учились наши прадедушки и прабабушки».


Методы исследования: подборка специальной литературы, изучение Интернет-ресурсов по данной теме, интервьюирование.


Гипотеза: Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое. В школе мы изучаем прошлое нашей страны, всего мира, но приходит момент, и ты осознаешь, что прошлое твоей семьи, ни менее значимое, а может быть и более важное для тебя и для твоего взросления. Мы предполагаем, что изучение истории на примере близких тебе людей, всегда будет интересно и важно.

Актуальность нашего исследования можно обозначить обще известным выражением – «Без прошлого нет настоящего». Проблемы образования всегда актуальны. Сегодня мы дети –завтра родители, сегодня мы ученики –завра учителя.


В выборе темы исследования мне помогла моя бабушка – Шукова Ирина Ильинична, которая всю жизнь проработав в медицине, в душе является историком – краеведом. Она собрала большое количество документального материала о истории рода и истории города Стерлитамака. В настоящее время этот материал используется работниками историко-краеведческого музея нашего города.


  1. Глава 1.1 ОБРАЗОВАНИЕ В XIX веке

В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порожденные   развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности усиливало потребность  не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

- приходские училища;

- уездные училища;

- гимназии;

- университеты.

Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа.

Женское образование

Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо  только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми.  Так появились институты благородных девиц.

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт .Он был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. В начале XVIII века на берегу Невы Петр I  построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным.

Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Смольный институт призван был создать новый тип дворянки. Был создан обширный план умственного, нравственного и физического и  воспитания  девочек. Программа общеобразовательных предметов в нем была очень обширной, кроме  этого, значительное место занимали эстетические предметы: музыка, танцы, рисование.

Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде и в других городах.

Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения  могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт.

Образование во второй половине XIX века

Женский вопрос в это время стоял очень остро и становилось понятным, что залогом изменения социального, экономического и семейного положения женщин является образование. Министерство просвещения приступило к подготовке реформы женской школы. И уже в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского,  т.к. оно находилось  под покровительством императрицы Марии Александровны.

Открывались женские училища I и II разряда — шести- и трехгодичные. Такие училища открывались во многих городах России: Туле, Смоленске, Самаре, Н. Новгороде, Чернигове, Вологде, Саратове, Рязани, Твери. Во второй половине XIX века на смену женским пансионам появились частные женские гимназии. В 1873 году в Москве была открыта женская гимназия С. А. Арсеньевой.

Глава 1.2 Образование в Стерлитамаке в 19 веке.

Отмена крепостного права способствовала развитию городского хозяйства, а последовавшая за ней в 1864 году реформа просвещения повысила интерес жителей Стерлитамака к получению образования.

В 60-х годах 19 века в Стерлитамаке имелось одно мужское двухклассное приходское училище. В 1867 году в нем обучались 56 учеников, которым преподавали учитель и его помощники. Собственного помещения училище не имело и располагалось в домах местных жителей, арендованных городской думой. Достаточных средств для этого не было. Поэтому дома старались снять подешевле, в связи с чем занятия проводились в тесных комнатах, мало приспособленных для обучения.

В 70-х годах в городе в городе открылось женское двухклассное училище. Помимо русского языка. арифметики, чтения и Закона Божьего в его программу входило рукоделие, необходимое в домашнем быту. В начале 80-х годов в нем обучалось 135 девочек, которым преподавали две учительницы, выпускницы Благовещенской Учительской семинарии.

Реформа просвещния предоставила возможность открывать школы не только министерствам и общественным организациям, но и частным лицам. В 1874 году в Стерлитамаке, с согласия попечителя Казанского учебного округа, было открыто одноклассное частное женское училище.

В 1869 году городская дума от лица общественности Стерлитамака выступила с ходатайством об открытии в городе уездного или городского училища.Однако министр народного просвещения Д. Толстой решил, что для Стерлитамака будет вполне достаточно учреждение 4-х классной классической прогимназии, открытой в том же году . В 1876 году в ней обучалось 40 учеников, в когда в 1878-79 учебном году открылся 4-ый класс, число учеников выросло до 100. В 1888 году прогимназия была преобраована в 4-классное городское училище с изучением столярного, слесарного и сапожного ремесел. Кроме того . за счет сокращения часов по латинскому и немецкому языкам в учебную программу был введен курс коммерческого счетоводства.

К концу 19 века число учебных заведений Стерлитамака и обучавшихся в них учеников существенно увеличилось. В 1888-89 учебном году во всех учебных эаведениях города обучалось 1004 человека, а курс обучения окончил 163 человека.

Учебные заведения

Обучались

Окончили

Первое мужское приходское училище

166

34

Второе мужское приходское училище

145

24

Александро – Мариинское женское приходское училище

159

27

Начальное смешанное училище

111

18

Училище императора Николая II

80

10

Женское начальное училище

60

10

Русский класс при медресе

116

22

В городском 4 – классном училище

167

18

Всего

1004

163

В 1897 году из 15550 жителей Стерлитамака грамотных было 5388 человек. О распространении грамотности среди различных сословий населения города даст представления следующая таблица.



Сословия

Грамотные

Неграмотные

Дворяне, чиновники

252

121

Православное духовенство и их семейства

27

9

Почетные граждане, купцы, мещане, и др. городские сословия

3724

6943

Крестьяне, казаки, иностранцы, поселенцы

1385

3089

Всего

5388

10162

Таким образом, почти каждый третий житель Стерлитамака в конце XIX века был элементарно грамотным.

Глава 2.1 Мой прадедушка Ермолаев Е.А.-учитель Александро-Мариинского училища города Стерлитамака.


По рассказам моей бабушки, мой прадедушка в 3-ем поколении Ермолаев Елизар Андреевич был очень интересным человеком. Он первым в учебных заведениях Стерлитамака внедрил для мальчиков военную гимнастику, а для девочек – пение и игру на фисгармонии. До преподавательской деятельности пел в церковном хоре, где его изаприметил инспектор начальных училищ и пригласил учить барышень музыке.
По архивным данным, в конце 19 века семья Ермолаевых жила в Верхнеуральском (ныне Уральском) переулке. Есть предположение, что родители Елизара Андреевича были выходцами из бывших крепостных помещиков Зубовых-Падейских. После отмены крепостничества они не стали выкупать свой участок в д. Асаво-Зубово (ныне – территория посёлка Рощинского), а купили усадебные места в городе, перешли из крепостного сословия в мещанское.

Когда Елизару Андреевичу предложили должность учителя пения и военной гимнастики с окладом в 75 рублей годовых, он с радостью согласился. К тому же училище находилось недалеко, на ул.Ашкадарской (Халтурина).

В 1895 году он женится на мещанке А.П.Плотниковой, дочери мастеровых, которые промышляли тем, что рубили дома для горожан. С 1896-го по 1910 год у четы Ермолаевых родилось пять девочек и два мальчика. Старшая из дочерей Алефтина Елизаровна и приходится бабушкой Ирине Ильиничне. Прожив девяносто лет, она успела многое поведать внучке из далёкого прошлого. Её отец вращался в кругу земских учителей и священнослужителей.

Своя фисгармония была и у Ермолаевых. Когда в доме собирались гости, девочки на четыре голоса пели романсы. Иногда Елизар Андреевич подыгрывал им на скрипке. Музыкант-самоучка великолепно владел и этим инструментом. Но Ирине Ильиничне лишь однажды довелось услышать, как поют её бабушка и тёти. В 1980-е годы Алефтина Елизаровна повезла внучку в Москву, куда к тому времени перебрались её сёстры. Под аккомпанемент фортепиано, на котором играла Зинаида Елизаровна, сёстры восхитительно пели любимые семейные песни: «Степь да степь кругом», «Лучинушка»…
Елизавета Елизаровна после окончания стерлитамакской гимназии учила девочек в Александро-Мариинском училище. Младшая из дочерей Зоя всю жизнь проработала в стерлитамакской школе глухих.
Вернёмся к Алефтине. После окончания женской гимназии она вышла замуж за священника П.В.Полозова, обучала сельских детей. После закрытия Стерлитамакского Богородицкого собора и гонений на веру Пётр Васильевич был вынужден переквалифицироваться в… охранники склада горюче-смазочных материалов. Здесь, на улице Казина, хранился керосин, столь необходимый в то время в быту горожан. Но волна репрессий не обошла стороной и сторожа. Его осудили и расстреляли как бывшего священника. Реабилитирован посмертно.
В пятидесятые годы в доме Алефтины Елизаровны уже нельзя было увидеть икон . На месте иконостаса красовалась репродукция Сикстинской мадонны. Но до конца своей жизни А.Е.Полозова оставалась глубоко верующим человеком, а в 1940-е годы ещё и пела в церковном хоре. До преклонных лет у неё сохранялся прекрасный голос. В последнее десятилетие своей жизни она была регентом хора Никольской церкви. В 1981 году её не стало.
Елизар Андреевич Ермолаев прожил 65 лет . Похоронили его не на городском православном кладбище, а на небольшом погосте за Ашкадаром.



Заключение

Я на собственном примере убедилась, что эта тема интересна, после того, как провела классный час в своем классе на тему: «Чему и как учились наши прабабушки и прадедушки». И сделала вывод, что у каждого в семье есть такой человек, который внес большой вклад в развитие своей страны. При работе над данной темой я узнала много нового и интересного о образовании в России в 19 веке, о том где и чему учились наши прабабушки и прадедушки. И я считаю, что каждый человек должен знать прошлое своей семьи.

















Список литературы.

  1. История города Стерлитамака. Ответственный редактор:Аюпов Р.С.,Минеев М.И., «Башкирский университет», Уфа, 1994.

  2. Стерлитамак. Автор-составитель: Михаил Минеев. Издательство «Слово», Уфа,1996.

  3. Стерлитамак. Страницы истории . Составитель: Михаил Минеев. - Уфа, Китап,1993.

  4. Источник: Стерлитамакский рабочий

  5. 11.07.2014  09:52

  6. Яндекс.Директ

http://www.rosimperija.info/post/391
































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская работа

Автор: Черепанова Нонна Михайловна

Дата: 03.02.2022

Номер свидетельства: 599523

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства