kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно - исследовательская работа учащейся 2 класса "Как победить страх перед публичным выступлением?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой ребёнок не волнуется перед выступлением у классной доски?  Как преодолеть этот страх? Как научиться не бояться публику? И что такое страхи вообще? А какие они бывают? На эти и другие вопросы попытались ответить вместе с моей ученицей.  Данная работа была прочитана на Всероссийском Рождественском фестивале- конференции "Юный исследователь" Малой Академии наук г. Обнинска

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно - исследовательская работа учащейся 2 класса "Как победить страх перед публичным выступлением?" »



Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

КОНКУРС «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»



Номинация: педагогика

Тема:

«Страх публичного выступления

перед аудиторией..

и как взять страх себе в помощники»







Большакова Валерия

ГБОУ СОШ № 4
г Сызрани Самарской области

2 класс



Научный руководитель:


Старченко Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

г. Обнинск, 2014/2015 учебный год









Содержание

  1. Введение ------------------------------------------------------------------------- 3 стр

  2. Основная часть ___________________________________________ 4 стр

  3. Исследовательская часть -----------------------------------------------------9 стр

  4. Вывод ___________________________________________________11стр

  5. Заключение ______________________________________________11 стр

  6. Список литературы _______________________________________12 стр





























Притча.

СЛАЙД 2 Однажды утром смерть вошла в город.

- "Что ты собираешься здесь делать?", - спросил ее часовой.

- "Я собираюсь забрать с собой сто человек", - ответила смерть.

- "Это ужасно!", - воскликнул часовой.

- "Такова жизнь и такова моя работа", - ответила смерть.

Часовой поспешил предупредить каждого, кого мог встретить в городе, о планах смерти. В этот день в городе умерла тысяча человек.
      Наступил вечер, смерть возвращалась из города:

- "Ты же сказала мне, что собираешься забрать только сто человек. Почему же умерла целая тысяча?", - спросил ее часовой.

- "Я держу свое слово, я взяла с собой лишь только сотню. Страх и тревога взяли остальных!", - ответила Смерть.

ВВЕДЕНИЕ

Слайд 3 У меня, как и у большинства моих сверстников, конечно же, есть разные страхи, например я, закончила 1 триместр на отлично, но никогда не принимала участия в олимпиадах, даже выступления перед учениками своего класса иногда причиняют мне неприятные переживания. Я помню еще в подготовительной группе детского сада, у меня был страх выступления на главном для нас празднике «Выпускном вечере», играя ведущую роль. Общаясь с одноклассниками, я также узнала, что у них есть различные страхи: страх контрольной работы, страх получить плохую оценку, страх, что мама из-за оценок будет ругать, страх рассказать любимое стихотворение у доски, страх темноты, глубины и т.д. Поэтому я выбрала для научного исследования тему: «Страх публичного выступления и как взять страх себе в помощники».

Я решила провести исследование и узнать, какие виды страхов преобладают у моих одноклассников и как выражен у них страх публичного выступления.

Слайд 4 Цель исследования: научиться преодолевать возникающие страхи, в частности страх перед публичным выступлением.

Гипотеза: Страх перед публичным выступлением можно побороть.

Слайд 5 Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Провести исследование страхов моих одноклассников.

3. Освоить приёмы работы со страхом.

4. Изучить и внедрить техники и методы, которые используют успешные ораторы всего мира

5. Выявить степень выраженности разных видов «школьных страхов» у моих одноклассников, в том числе страха выступления перед аудиторией.

Слайд 6 Методы исследования:

  1. работа с научной литературой, словарями;

  2. анкетирование;

  3. беседа;

  4. анализ полученных результатов;

  5. тренинги

Предмет исследования – страхи одноклассников

Объект исследования – страх публичного выступления

Слайд 7 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Перед тем как приступить к работе я посмотрела определение страха в нескольких источниках:

Определение страха в психологии:

Слайд 7 СТРАХ - это негативная эмоция, возникающая при появлении в среде опасной системы, способной ухудшить состояние при контакте, который можно избежать, приводящая к возникновению защитной реакции, прекращению деятельности или отказу от достижения текущей цели

ДЕТСКИЕ СТРАХИ - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

А вот Определение страха из новой философской энциклопедии:

СТРАХ (нем. Angst; франц. Angoisse; англ. anxiety) – тягостное, мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней.

СЛАЙД 8 Для большей уверенности в том, что страхи присутствуют не только во мне, но их испытывают их мои одноклассники, мы решили провести тест «Страхи в домиках». В анкетировании приняли участие 23 учащихся



Результат :











Красный цвет диаграммы показывает страхи, которые не присущи учащимся 2 класса. Чёрный – страхи, преследующие моих ровесников. Как видим, нет ни одного ученика, который бы чего – то не боялся.



Слайд 10 А вот что можно наблюдать в диаграмме, если проанализировать рейтинг страхов.













Анализируя данную диаграмму, мы пришли к такому выводу, что 2, 3, 4, 5 категории страхов вряд ли покинут человека всю его жизнь, т. к. все мы волнуемся как за своё здоровье, так и за здоровье своих близких. А вот повлиять на то, чтобы человек избавился от страха перед публичным выступлением, надеемся, что можно.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Страх – это проявление инстинкта самосохранения.

Слайд 11 Страх возникает, когда человек чувствует признаки опасности. Одним из таких признаков может быть явная угроза, при возникновении которой требуется произвести ответную реакцию, чтобы защитить себя.

В некоторых ситуациях страхи являются помощниками человека: когда ему угрожает реальная, явная опасность; когда он ставит грандиозную цель. В подобных ситуациях страх дает силы, энергию для совершения более серьезных и решительных действий.

Мы решили разобраться в причинах возникновения таких мне знакомых «Школьных страхах» на личном опыте.

В начале учебного года посовещавшись с мамой, я решила участвовать в олимпиаде и работать над исследовательским проектом «Детские страхи». И с первых минут моей работы над проектом у меня появилось множество страхов:

- Страх начать работу: знаю, как и что нужно делать, но не могу начать. Самый страшный страх при начинании нового – неизвестность.

- Меня осудят, если что-то пойдет не так, посмеются над моей неумелостью?: Возможно, да, но знаю точно, что я получу – будет опыт. Он может меня устроить, а может и нет. Но это будет в любом варианте МОЙ опыт. Я его использую в любом случае.

- Как у меня получится выступить перед большой аудиторией? Может у меня сорвется голос, задрожат коленки, и из-за волнения я все перепутаю, а возможно, я возьму страх себе в помощники, соберусь и у меня все получится.

- Лишусь поддержки и одобрения, если в вдруг у меня что-то не получится? До начала дела я заручилась поддержкой близких и единомышленников: если я в этом деле не покажу себя в лучшем свете, эти люди всё равно будут на моей стороне, у меня будет шанс попробовать ещё раз. Ведь никто не может предсказать со 100% вероятностью – чем закончится то, что я начинаю, что я буду испытывать в процессе. Как внести ясность? Вера. Я верю, что у меня получится, и планирую свои результаты. И чем больше вариантов исхода, тем меньше тревоги (страха) я испытываю. Бывает так, а бывает по-другому, и по-третьему… Создаю себе варианты.

Для преодоления страхов в характере каждого человека есть очень полезная особенность - мужество.

Слайд 12 Мужество – качество нашего характера, позволяющее проявлять волю, смелость при возникновении страха.

Как говорится: «смел не тот, кто не боится, а тот, кто способен действовать, не смотря на страх». Т.е. мужественный человек при возникновении страха, не начинает убегать, не замирает на месте, не начинает плакать, а сохраняет спокойствие, быстро продумывает различные варианты действий для преодоления страха и незамедлительно действует в соответствии с самым подходящим вариантом. Поэтому развитие мужества, является одним из ключевых методов борьбы со страхами.

Но чтобы преодолеть страх, нужно знать его «в лицо». Т.е. ясно определить, осознать чего боишься, в каких ситуациях, что при этом с тобой происходит, что чувствуешь.

Затем можно составить список действий, которые потом сознательно выполнять при очередном возникновении страха. Можно представить вероятные ситуации, вызывающие страх, и проиграть сценарии событий и своих действий, чтобы не страх управлял вами, а вы страхом.

Например, я всегда боялась пауков. Папа предложил мне представить ситуацию, когда паук оказался у меня на руке. Я внушила себе его не бояться. И проиграла в мыслях такую ситуацию. И совсем скоро встреча с пауком состоялась у меня в реальной ситуации – я была уверена в том, что чувствую себя спокойно. Значит, своё будущее выступление с исследовательской работой и просто с ответом на уроке я могу обыграть заранее?

Развивая мужество, можно быстрее определять причины возникновения страха и находить способы его преодоления.

СЛАЙД 13 Далее, я стала изучать состояние одноклассников во время выступлений у доски с докладом. После чего, на переменах беседовала с ними на предмет испытываемых страхов во время выступления. И сделали вывод, что чаще всего у второклассников, не имеющих большого опыта публичных выступлений и не обладающих специальными приёмами, настигали примерно следующие симптомы:

- сначала учащается дыхание…;

- затем начинает бешено колотиться сердце;

- лицо слегка краснеет, у некоторых проступает пот…;

- движения становятся, скованными и неуклюжими;

- пересыхает в горле;

- руки и ноги начинают нервно подрагивать;

- голос становится слабым и неуверенным;

- так как, смотреть в глаза аудитории страшно - взгляд упирается в пол, потолок, в сторону - куда угодно, но не на одноклассников;

- и всё выступление становится одним большим стрессом.

Наверняка, каждому в жизни приходилось испытывать что-то подобное.

Но самое досадное даже не в том, что человек боится и ведёт себя скованно, а то, что из-за этого он, как правило, забывает всё, что выучил до этого. И либо вообще ничего не говорит, кроме каких-то обрывков фраз, либо становится заложником бумажки и читает её, не отрываясь, показывая тем самым свою крайнюю некомпетентность. К тому же, из-за того, что классу не уделяется должного внимания, дети начинают отвлекаться, заниматься своими делами и (или) попросту засыпать.

В результате, из-за всего вышеперечисленного, выступающий не добивается своей цели, которую он хотел бы получить своим от своего выступления.

Человек, выступающий публично боится обоснованно, а точнее этот страх заложен в нас с рождения. На самом деле страх для того и создан, что бы спасать нам жизнь. Для подтверждения этому, мы решили изучить данную проблему в литературе по истории. И выяснили, что страх публичных выступлений появился у нас на подсознательном и генетическом уровне. Дело в том, что в древности человек жил в общине, которая выживала только тем, что все держались вместе, потому что вокруг было очень много диких животных и опасность голодной смерти.  То же самое происходит и сейчас в дикой природе – например, антилопы или зебры всегда живут многочисленными группами и если какое то из этих прекрасных животных отделится от стаи, то вряд ли выживет.

Человек, который в те времена сделал что-то не так перед общиной,  мог быть  изгнан, что фактически приравнивалось к смерти.

Но на самом деле любой страх можно сделать своим союзником, научиться им управлять, и даже получать удовольствие, сравнимое с тем, которое испытывают любители экстремальных видов спорта.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ Так как же сделать страх публичных выступлений своим союзником?

Для этого мне понадобилось несколько экспериментов:

Слайд 141) Освоить приёмы работы со страхом.

2) Изучить и внедрить техники и методы, которые используют успешные ораторы всего мира (такие как: навык словесной импровизации, умение красочно и выразительно рассказывать различные истории, навык работы с вредными слушателями, умение контактировать с аудиторией посредством взглядов, жестов, приближений, проработка своего голоса - чёткость дикции, артикуляции

3)  Попрактиковать всё это большое количество раз, выступая и практикуясь при первой же возможности.

СЛАЙД 15 Первый приём - это работа с телом.

Поскольку в первую очередь на страх реагирует наше тело - оно сжимается, сковывается, и иногда дрожат руки, ноги и коленки - необходимо "привести его в чувства",  а именно через силу расслабить плечи и тело в целом, выпрямить спину, приподнять голову вверх. Фишка в том, что наше состояние напрямую связано с положением нашего тела. И когда принимаешь позу уверенного, спокойного человека, то через какое-то время приходит уверенность и спокойствие.

Второй приём - это работа с дыханием. Поскольку дыхание сильно учащается, то необходимо  перевести его из учащённого в глубокий режим, а именно медленный, спокойный вдох и такой же выдох. Для этого перед выходом на сцену надо контролировать своё дыхание и дышать глубоко и спокойно. Ч ерез какое-то время успокоится весь организм в целом.

        Третий приём - это работа со значимостью и воображением. Часто волнение связано с тем, что мы очень сильно завышаем значимость аудитории, перед которой выступаем. Нам кажется, что это очень серьёзные люди, от которых зависят наши дальнейшие успехи и т.д. Выключить это не так просто, поэтому для преодоления этого барьера нам очень сильно поможет работа с образами. Как только начинаешь бояться аудитории - можно представить, что перед Вами сидят белые пушистые зайчики, со смешным розовым мехом. Или перед Вами сидят не взрослые люди, а маленькие дети, но в одежде своих родителей, которая больше их размера в несколько раз. Или любой другой образ, который поможет Вам снять напряжение и поднимет настроение. И это можно делать как при подготовке к выступлению - так и во время самого выступления.

Четвёртый приём - перестать бояться ошибок. Надо задать себе вопрос: а что такого страшного случится, если я  в процессе выступления сделаю незапланированную паузу, сокращу доклад или случайно поменяю его части местами? Ответили? Предполагаю, что в этом случае земля не сойдет со своей орбиты и не начнется извержение всех вулканов на Земле.

Приём пятый: подчеркивать наиболее важные мысли жестикуляцией, больше ходить по сцене. Наступило время динамики, людям нужна живая энергия, людям нужна страсть и эмоции.

Приём шестой: смотреть людям в глаза. На первых этапах найти в зале человека, который внимательно слушает и рассказывать ему, представляя, что общаешься не с большой аудиторией, а с одним собеседником. Второй этап тренировки: постараться во время выступления встретиться своими глазами с глазами каждого присутствующего. Когда человек смотрит не в глаза, а вверх, вниз, в сторону или его глаза бегают, человеческий мозг всегда получает одну и ту же информацию – человек врет. Вот почему так важно видеть глаза присутствующих. Если на вашем выступлении много людей – сотни или даже тысячи человек, то эта задача тоже решается просто. Смотрите в середину зала и своим взглядом проходитесь справа налево и слева направо. Тогда у большинства присутствующих в зале создастся впечатление, что вы смотрите именно на него, а значит, говорите правду и вам можно доверять. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

ВЫВОД Выше описанные приёмы я отрабатывала в течение всего триместра при подготовке к урокам окружающего мира, литературного чтения. И каждый раз чувствовала, что я начинаю побеждать страх публичных выступлений. Следующий шаг – участие на 10-м рождественском фестивале, где проверю не только умение проводить исследование, но и попытаюсь на деле доказать – как можно страх взять в помощники.

В ходе работы над исследованием страхов, мы провели с учащимися 2 класса классный час «Что такое страх? Сторож или враг?», тем самым помогли ребятам разобраться в первопричинах страха. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) Каждому однокласснику мы сделали буклет. Надеемся, что у ребят также появилась возможность освоить технику успешного ораторства. Это поможет им улучшить качество ответов на уроках и конференциях.

Сегодня могу с уверенностью сказать, что ранее выдвинутая гипотеза доказана.

Заключение

В своей работе я не пыталась избавить своих одноклассников от их страхов, не пыталась так же навязывать мнений о том, что бояться это смешно и глупо. Даже психологи не могут избавить от страхов, ведь это очень большая и сложная работа. Выявить страх очень сложно, потому что страх может быть внешне не виден, и проявляться он может не в том, что человек волнуется, теребит что-то в руках, а в  каких-то поступках, проявляется в агрессии. Со страхами нужно научиться жить, принимать их как гостей в нашей жизни, научиться жить с ними бок о бок и тогда можно будет говорить об избавлении от них.



Список используемой литературы:



  1. В. Леви. Приручение страха. М.: 2004г.

  2. Ф. Риман. Основные формы страха. СПб.: - 2006г

  3. Ю Щербатов. Психология страха. М.: 1998г

  4. К. Шпиллер. Я боюсь. Екатеринбург.: 1997г

  5. http://www.selfcreation.ru/psixologiya/5-aktualnyx-straxov-sovremennogo-cheloveka.html

  6. http://www.youtube.com/watch?v=sseJbjIH0_

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (фото)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Классный час

 Тема: Что такое страх? Сторож или враг?

Цель: Обучение способам саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  1. расширить представления у учащихся о влиянии чувства страха на психофизиологическое состояние человека;

  2. показать способы саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях;

  3. Развивать коммуникативные, творческие способности учащихся.

Миниатюра: Чего боятся школьники…

Встречаются два одноклассника: Одного страшно колотит.

-Привет, Миша! Что с тобой?

-Я боюсь Темноты. Второго тоже затрясло

- А тебя почему затрясло?

- А я боюсь директора! Тут подходит еще целая группа боящихся.

- А я боюсь собак!

- А я дорогу переходить!

А я страшно боюсь высоты!

А я папу с ремнем!

Давайте боятся вместе!

П: В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей которые ничего не боятся. А чего боитесь вы? Вот видите сколько всевозможных страхов.. Почему они возникают и как их можно преодолеть? Об этом мы с вами сегодня поговорим на нашем классном часе.

Чем же опасен страх мы это с вами сейчас узнаем

1)Упражнение Пятно страха.

П: Вы сейчас назвали свои страхи попробуйте вспомнить самый самый страшный свой страх и ассоциировать его с каким-нибудь цветом. Возьмите это цвет и нарисуй те пятно на листе бумаги. На одной стороне. Размер на ваше усмотрение. А теперь согните листок, прижмите и раскройте. Что вы видите? Ваше пятно увеличилось вдвое. Тоже самое происходит и с человеком, который теряет самообладание.

2) Информация Давайте рассмотрим само слово СТРАХ, оно по звучанию и по смыслу соответствует слову СТРАЖ, СТОРОЖ. Сначала функция страха заключается в защите человека. И его мысли — СТРАЖ-ники, проявляя о-СТОРОЖ-ность, охраняют его от неприятностей.

Существуют две разновидности страха. Первая — это элементарная осторожность, предупреждающая о реальной опасности и оберегающая от неприятностей. За осторожностью стоит инстинкт сохранения жизни. Осторожность, её физиологическая составляющая, заставляет человека быть в состоянии готовности к возможным быстрым действиям, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны, учащается число сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, напрягаются мышцы тела. Такой страх помогает держаться подальше от опасности.

Вторая разновидность страха — это страх ложный, иллюзорный. Он возникает из-за ошибочного восприятия окружающего мира. Но по силе своего воздействия он ничуть не уступает реальному страху. Многим людям очень хорошо знакомо чувство страха, которое может возникнуть, если вы один дома, и лет вам немного, и за окном гроза, и родители ещё не скоро придут с работы. Малейший шорох, звуки, доносящиеся из-за закрытой входной двери, — всё может повергнуть вас просто в панический ужас. А причиной тому иллюзорный страх, в основе которого лежит ложное восприятие окружающей действительности. Недаром в народе бытует поговорка: «У страха глаза велики!»

Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности, указывает нам на то, что тот путь, которым мы идём, может привести к возникновению проблем. Однако иллюзорный, ложный, ненужный страх только мешает, создаёт массу лишних проблем, порабощает сознание. Отсюда следует, что надо уметь различать страхи, задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх?

П: 3) Работа в группах Давайте попробуем определить положительное и отрицательное влияние страх на нашу жизнь. Вы сейчас разделитесь на группы. И одна группа определит следующее: Страх мне помогает…, А вторая Страх мне мешает…

П: Какой бы вы дали совет тем, кто ничего не боится и тем, кто всего боится.

4) Памятка Скажите как же все- таки можно преодолеть свой страх?

И сейчас мы поучимся преодолевать свой страх.

1. Не привлекай к себе неприятности.

2. Определи какой страх овладел тобой.

3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.

3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.

4. Не бойся просить помощи и защиты.




5). Превращение страха

П: Возьмите ваши рисунки и различными цветами преобразите ваше пятно страха в какой-нибудь рисунок. Пусть он будет в шутливой форме.

Скажите, что вы делали? А как реальной ситуации вы сможете воспользоваться этим методом.

6. Ситуации Давайте проверим, как вы научились справляться со страхами. Вы сейчас получите карточку с ситуацией, прочитав ее вы ответите, как бы вы поступили в данной ситуации.

Ты забыл записать домашнее задание и не выучил урок, тебя вызвали к доске.


В соседнем доме ты случайно заметил, что из окна идет дым.


Ты идешь по улице и видишь, что компания хулиганов пристает к твоей однокласснице.


Ты потерялся в незнакомом городе.

Ты боишься собак, и вечером после тренировки, идешь домой мимо двора, где обнаруживаешь стаю бродячих собак.


Днем ты смотрел страшный фильм, и ночью не можешь спокойно уснуть.



Итог: Ну, вот и все. Я надеюсь, что каждый из вас сможет достойно и безопасно выйти из любой ситуации, защитить себя и своих близких.



+ карточки



Страх помогает мне…

1.

2.


3.


4.


















12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старченко Ольга Геннадьевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245630


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства