Научно-исследовательская работа "Проблема жестокого отношения к животным у младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Проблема жестокого отношения к животным у младших школьников"
Цель исследования: определить и проверить (в рамках реализации социального проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили») условия целенаправленного воспитания у детей младшего школьного возраста положительного отношения к животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Проблема жестокого отношения к животным у младших школьников"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Когалыма
Научно – исследовательская работа:
«Проблема жестокого отношения к животным младших школьников»
Автор: Колодченко Александр,
ученик 10 «В» класса
МАОУ «Средняя школа №8»
Руководитель: Москвина С.О.,
учитель истории и обществознания
Когалым - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………2-4
Глава I. Проблема формирования гуманного отношения к животным:
Сущность понятия «жестокое обращение с животными» и «негативное отношение к животным»……………………………..........................................4 -5
Причины негативного отношения к животным у младших школьников……5-6
Методы и формы воспитания гуманного отношения к животным…………6 - 8
Глава II. Предупреждение негативного отношения к животным у младших школьников:
2.1. Реализация социального проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили»…9-14
Заключение…………………………………………………………………………....14-15
Список использованных источников и литературы…………………………….16
Приложения
Введение
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,
что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,
тот не может быть добрым человеком.
(А. Шопенгауэр)
Человек рождается, и он окунается в жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка…
Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. В чем причина? Одна из них - отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон о защите животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу - воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста.
Актуальность исследования. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Сегодня возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы, которая предполагает, прежде всего, социальные изменения, предусматривающие отказ от агрессивного, потребительского использования природного мира, переосмысление устоявшихся взглядов на природу, место человека в мире, перестройку системы ценностей. В целом речь идет о воспитании поколения, способного экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь особым гуманным отношением к ней.
Анализ источников по проблеме показал, что вопрос о возможности формирования у детей гуманного отношения к животным изучен недостаточно: в методических журналах, пособиях можно встретить лишь отдельные примеры формирования положительного отношения к животным, при этом, как правило, не затрагиваются причины негативных отношений к ним. Таким образом, актуальностьвыбранной темы исследования очевидна.
Проблема заключается в выяснении причины негативных отношений детей к животным и выявлении путей наиболее эффективной трансформации негативных отношений в положительные.
Цель исследования: определить и проверить (в рамках реализации социального проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили») условия целенаправленного воспитания у детей младшего школьного возраста положительного отношения к животным.
Объект исследования: процесс формирования правильного (гуманного) отношения детей к животным.
Предмет исследования: учащиеся младших классов МАОУ «Средней школы №8» (корпус 2).
Гипотезой исследованияявляется предположение о том, чтовоспитание гуманного отношения детей к животным будет эффективным:
если будут учтены особенности отношений детей младшего школьного возраста к животным и выявлены причины негативного отношения к ним;
если соответствующий материал будет вводиться в содержание уроков окружающего мира, экскурсий и классных часов;
если будут проводиться специальные внеклассные мероприятия;
если учащиеся младших классов будут приобщаться к проведению социально-значимых акций и реализации социальных проектов.
Проверка сформулированной гипотезы требует решения следующих задач:
Определить сущность понятий «жестокое обращение с животными» и «негативное отношение к животным».
Обозначить причины негативного отношения к ним.
Определить формы и методы работы с младшими школьниками по воспитанию гуманного отношения к животным.
На основе результатов проведённой диагностики составить план работы, направленный на формирование правильного отношения детей к животным.
Показать образцы альтернативного отношения к животным на примере членов школьного клуба «Моя гражданская позиция», приобщив младших школьников к реализации социального проекта: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Методы исследования:анализ литературы, связанной с темой исследования, наблюдение за реакцией детей на иллюстративный материал, анкетирование школьников и беседы с ними, анализ детских рисунков и сочинений (при изучении особенностей отношений детей к животным).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые раскрыты сущность и содержание понятия «негативное отношение к животным» применительно к детям младшего школьного возраста, определены и проверены условия целенаправленного воспитания у детей младшего школьного возраста положительного отношения к животным.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что оно даёт возможность на основе обоснованных рекомендаций осуществлять воспитание у детей младшего школьного возраста гуманного положительного отношения к животным. Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Проблема формирования гуманного отношения к животным:
Сущность понятия «жестокое обращение с животными»
и «негативное отношение к животным»
В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к борьбе за гуманное обращение с животными — один из показателей цивилизованности общества. В XX веке необходимость защиты животных от жестокого обращения была признана на международном уровне. В частности, Европейская конвенция по защите домашних животных №125 от 13.11.87г. признает наличие у человека нравственного долга перед животными, указывает на ценность домашних животных для общества, а также на то, что человека и этих животных связывают особые узы. Основные принципы отношения к домашним животным включают: запрещение причинения страданий животным и оставления их на произвол судьбы1.
Что же касается понятия «жестокое обращение с животными», то оно трактуется следующим образом: жестокое обращение с животными - не связанное с самообороной, причинение страдания или вреда животным из хулиганских или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. В ряде стран, в том числе и в России, образует состав уголовного преступления. Объективная сторона преступления заключается в действиях, состоящих в жестоком обращении с животными, т.е. в их систематическом избиении, бесчеловечных условиях содержания (на морозе или жаре), в длительном оставлении без пищи и воды и т.д. Обязательными признаками объективной стороны являются последствия в виде гибели или увечья животного, подвергающегося жестокому обращению, а также причинная связь между противоправными действиями и указанными последствиями.2 Жестоким обращением следует признавать и организацию собачьих, петушиных и иных боев, приводящих к гибели или увечью животных.
Прежде чем раскрыть содержание понятия «негативного отношения к животным», мы вначале встретились с учениками начальной школы и уточнили перечень животных, к которым дети испытывают негативные чувства. К ним относятся, прежде всего, хищники, пресмыкающиеся, змеи, различные насекомые.
Собранные данные дают возможность говорить о таких особенностях отношения школьников к животным, как:
негуманное отношение к внешне непривлекательным животным, свидетельствующее о недостаточном осознании ценности жизни как таковой;
неточность представлений о животных, как живых существах и самоценности живого;
ситуативный характер интереса, побуждающий к взаимодействию с животными (потребности живых существ, при этом игнорируются).
Причины негативного отношения к животным у младших школьников
Анализ рассуждений учащихся, их эмоциональных проявлений дали нам возможность классифицировать причины негативного отношения к животным по следующим направлениям (см. таблицу 1):
Таблица 1
Прагматические
Опасность или вред для человека, вред другим животным
Эстетические
Некрасивый, безобразный вид
Нравственные
Злые, хитрые, безжалостные, поедающие других животных
Объективные
Страх, из-за негативных характеристик в сказках, брезгливость
Но почему же, все-таки, познавательное отношение к природе и любознательность у младших школьников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них? Почему, например, дети отрывают насекомым лапки, разрывают дождевых червей? Сами дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.
Полученные данные послужили основой для разработки плана работы по развитие гуманного отношения детей к животным. Вместе с учителями начальных классов: Москвиной Натальей Степановной и Тарановой Венерой Эльдаровной мы включили в план такие мероприятия, которые будут направлены на доведение до сознания детей положения о том, что бытующее мнение об опасности для человека крупных хищников, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что таких животных по вине человека становится все меньше и меньше. В своих беседах с детьми мы решили обратить внимания школьников на трогательную заботу зверей о своем потомстве, раскрыть факты взаимопомощи и другие элементы “гуманизма” в мире животных; решили, провести целый ряд игр, в которых дети могли бы поставить себя на место живых существ, выступить в роли их защитников.
А что же нам предлагают ученые-педагоги? Какие формы и методы работы необходимо использовать в процессе воспитания гуманного отношения к животным по их мнению?
1.3. Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
Изучив методическую литературу, мы определили, что при ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи:
Формирование представлений о животных.
Развитие эмоционально-положительного отношения к животным.
Воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь школы и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Формы и методы воспитания гуманного отношения к животным довольно таки разнообразны. Некоторые из них представлены в схеме:
На занятиях
В повседневной жизни
- ознакомление с животными;
- связь животного с человеком;
- значение животных;
- экскурсии.
- наблюдение; -игры;
- чтение худ. лит.-ры. - труд
Методами экологического воспитания занимались многие педагоги: Н.В. Коломина, Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Л.П. Молодова, М.М. Марковская, Ю.Е. Моисеенко, Е.И. Золотова, которые выработали основы гуманного воспитания детей:
1. Ознакомление детей с живыми объектами.
2. Развитие наблюдательности.
3. Постоянное общение с природой.
4. Развитие навыков ухода за животными.
5. Развитие у ребенка такого понятия, как защита животных.3
Особую роль в воспитании гуманного отношения к животным играют сами домашние животные, ведь почти от каждого ребенка в определенный момент можно услышать: "Мамочка, давай заведем щеночка! " В различных интерпретациях это кошечка, птичка, хомячок и т.д.
Все это неслучайно. Общепринятой является точка зрения, что животные способны положительно наполнять атмосферу в семье, снижать стрессы, а также способствовать излечению хозяев от недугов.
Нередко, играя с кошкой или собакой, ребенок может сделать ей больно – на что животное отреагирует негативно: взвизгнет, зарычит, или вообще отойдет в сторону.
Подобными простыми, на наш взгляд, действиями питомец сводит на «нет» проявления агрессии и способствует появлению осознанной регуляции поведения.
Со временем у маленького хозяина питомца начинает формироваться столь важное чувство ответственности и заботы, которое он, будучи взрослым, распространит на других членов семьи и окружающих.
Но самое важное – это удивительное общение! Общение, в котором нет логического компонента, в нем есть только чувства и взаимный поток эмоциональной энергии.
Ученые доказали, что навыки ухода за животными появляются, если у ребенка дома есть животное, за которое он несет ответственность и ухаживает. Именно тесный контакт с животным миром вырабатывает правильное видение взаимодействия человека с животным. Воспитатель, учитель или родители, должен четко уяснить, что "мы ответственны за тех, кого приручили". Отсюда - чувство сопереживания, следовательно - гуманное отношение к животным.
Еще одним действенным методом гуманного воспитания ребенка является чтение художественной литературы о животных, но важно, чтобы прочтенные книги были правильно проанализированы и сопоставлены с необходимостью гуманного отношения к животным. Учителя или родители должны начать дискутировать на эту тему и рассказывать детям о том, как бы он поступил в ситуации, приведенной в рассказе. Таким образом, взрослые на собственном примере доказывают свою любовь к животным, подталкивая детей подражать им, для которых защита животных - важная задача в жизни.
Полезным для младших школьников является экскурсия. Преимущества экскурсий-занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, миропонимание.
Наряду с наблюдениями во время экскурсий для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.4
Представленный цикл методов воспитания поможет младшему школьнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.
Исследования доказали, что ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека. Оно обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Но как еще воспитать в ребенке гуманное отношение к животным? Конечно же, на собственном примере. Мы, члены школьного клуба «Моя гражданская позиция», решили показать образцы альтернативного отношения к животным, приобщив младших школьников к реализации социального проекта: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Глава II. Предупреждение негативного отношения к животным
у младших школьников
2.1. Реализация социального проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили»
1-й этап. Выбор проблемы
На встрече клуба мы подняли проблему жестокого обращения с животными. Эта тема оказалась актуальной для всех. Мы наперебой стали рассказывать свои случаи из жизни. Ноособенно растрогал всех ребят материал, опубликованный в Интернете: ПИСЬМО МОЕМУ ХОЗЯИНУ5(Приложение 1).
Это письмо вызывает чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Поэтому мы решили разработать и реализовать социальный проект, который не даст "зачерстветь" нашим душам, будет пробуждать ответственность у детей за живых существ, которых они однажды взяли (или возьмут) домой.
Тема проекта: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (борьба за гуманное отношение к животным).
Цель: привлечь внимание общественности к этой важной теме.
II - й этап. Исследование проблемы (сбор информации)
Проектная группа стала работать над выбранной темой. Первое, что мы сделали – решили выяснить, является ли волнующая проблема актуальной для окружающих. Составив вопросы для социологического исследования, опросили 73 человека разного пола, возраста и социальной принадлежности (Приложение 2).
Результаты опроса оказались следующими:
1.На вопрос «Существует ли проблема бездомных животных?» сто процентов респондентов ответили «Да»;
2.Как можно решить проблему бездомных животных?
Ответы распределились так:
-79% респондентов ответили, что нужно создавать питомники;
-16% считали, что нужно бездомных животных больше отстреливать(так отвечали мужчины средних лет);
-5% считали, что нужно усыплять бездомных собак и кошек.
3.На вопрос «Влияет ли жесткое обращение с животными на отношения людей друг к другу?» 75% ответили «да», а 25% - «нет».
4.На вопрос «Сталкивались ли вы с жестоким обращением с животными?» 100% респондентов ответили «да».
5.Вопрос «Есть ли у вас домашние животные?»: 60% опрошенных ответили «да» (у большинства людей – кошки), а 40% ответили «нет». Но в этой группе очень многие говорили, что хотели бы иметь собаку или кошку, но не могут по причине недостающей жилплощади или аллергии.
6.На вопрос «Есть ли закон по защите прав животных?» 50% респондентов ответили, что такие законы существуют, 40% ответили, что таких законов нет, 10% ответили, что не знают, есть или нет.
Одновременно с проведением социологического опроса нами был определен круг источников по проблеме. Мы стали работать в таких направлениях:
Сбор и анализ информации из газет, журналов, телевизионных передач.
Знакомство с нормативными актами, регулирующими отношение человека к животным (законы, постановления и т.д.).
Посещение организаций, которые, так или иначе, помогли бы разобраться в выбранной проблеме. Это ветеринарная лечебница, СЭС, ЖЭУ, комитет по здравоохранению, общество защиты животных.
Собрав достаточный материал из газет, журналов и телепередач (Приложение 3), мы пришли к выводу, что наша проблема общественно значима и довольно хорошо освещается СМИ.
Так, в одной из передач о «Службе спасения» был сюжет о том, как спасатели помогли бездомной собаке выбраться из колодца, а в другой передаче рассказывалось о том, как спасатели вытаскивали лошадь из ямы. Самое возмутительное в этой ситуации было то, что лошадь была истощена, слаба из-за небрежного отношения к ней со стороны хозяев. Проблему бездомных животных поднял в своей программе «Пусть говорят» и Андрей Малахов, которая вышла в эфир совсем недавно, 26 марта 2013 года.
Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу о том, что она не только биологическая, но и социальная, этическая, требующая философского обоснования. Поэтому мы, участники проекта, поработали в Интернете и нашли ответы на некоторые наши вопросы в лекциях доктора философских наук, профессора Фрадлиной Е.М. (Приложение 4).
Благодаря этой лекции мы определились в дальнейших своих действиях и с другой стороны заглянули на проблему нашей ответственности перед животными.
Мы определили, что на бездомных животных, то есть на проблему отношений «человек - животные», можно смотреть с двух сторон:
Жесткое обращение с животными подрывает нравственные устои общества и тесно связано с преступностью: «По данным института им. Сербского, из 137 осуждённых преступников 118 истязали животных в детстве».
С другой стороны, голодный, больной, сбившиеся в стаи животные представляют опасность для человека.
В этих двух направлениях и предстояло работать нам, участникам проекта.
III - й этап. Трудный поиск
Чтобы выяснить, какие существуют нормативные акты, регулирующие отношения «человек - животное», мы обратились к юристу Шаяхметовой Юлии Наильевне, которая помогла нам найти соответствующие законы:
УК РФ. Гл. 25 «Преступление против здоровья населения и общества», ст. 245 «Жесткое обращение с животными».
КоАП РФ. Гл. 9 ст. 101, 102, 103.
Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» (Приложение 5).
В процессе работы над проектом мы систематически просматривали периодическую печать по интересующей проблеме и выяснили, что законы животных принимаются в субъектах Российской Федерации. В частности, 22 октября 2002 г. был принят закон «О животных» правительством Москвы.
У нас возник вопрос: а есть ли подобные законы в нашем городе?
Мы обратились в отдел по защите прав животных, при администрации города, но ответа на вопрос не получили.
Затем обратились в отдел по внешнему благоустройству города, но и там не получили нужной информации, тогда как в других городах такая информация доступна всем.
Прочитав постановление правительства г. Москвы от 2002 года, мы пришли к выводу о том, что в нашем городе действуют устаревшие правовые нормы, которые нужно пересматривать в соответствии с современной направленностью нашего общества на гуманизм.
На этом этапе, изучив одно направление нашей проблемы, приступили к исследованию следующего аспекта: какие опасности нас (городских жителей) поджидают со стороны бездомных животных?
Мы, участники клуба «Моя гражданская позиция», отправились к заместителю главного врача СЭС, нашего города Бойко Е.А. (Приложение 6). Она назвала нам нормативные акты, которыми они руководствуются в своей работе (давно устаревшим), и рассказала об опасных заболеваниях, которые таят в себе безнадзорные животные, и о правилах содержания собак и кошек (Приложение 7).
Понимая, что картина еще не полная, мы задали вопрос о положении в нашем городе с безнадзорными животными. Елена Алексеевна предоставила такие сведения: за последние 9 месяцев в травмпункт города обратилось 110 человек, пострадавших от укусов различных животных.
Далее мы отправились в ветеринарную клинику, где узнали об отношении когалымчан к своим питомцам (Приложение 8).
К сожалению, врачи подтвердили наличие случаев жестокого обращения с домашними животными. Кто-то забыл котенка на балконе в 30-ти градусный мороз, кто-то оставил своего друга голодать, уехав в очередной отпуск.
IV - й этап. Подведение итогов
Теперь можно было сделать определенные выводы:
Проблема бездомных животных в городе существует - это не только наше мнение, но и результат социологического опроса.
Проблема проекта по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили» неоднозначна:
жестокое обращение с животными разлагает нравственность нашего общества - это одна сторона;
вторая - бездомные животные опасны для жителей нашего города.
Оказывается, существует правовая база в России по защите животных от жестокого обращения с ними, есть правила содержания животных в городе.
В нашем городе как субъекте федерации есть постановление о правилах обращения с бездомными животными, но оно уже морально устарело. Необходимо принимать новые нормативные акты.
V - й этап. Наши действия: сегодня и завтра
Мы наметили план дальнейших своих действий:
Нужно привлечь к данной проблеме внимание общественности, для этого было отправлено письмо корреспонденту газеты «Когалымский вестник» и написана статья в газету. (Приложение 9).
Нужно, чтобы администрация города приняла современный закон о животных. Для этого подготовлено письмо в городскую Думу. (Приложение 10).
Вместе с младшими школьниками 16.03.2013г. была проведена акция «Помоги бездомным животным». Мы кормили бродячих собак.
Требуется наладить систематическую работу по пропаганде гуманного отношения к животным, нужно воспитывать у учащихся, хотя бы своей школы, чувство ответственности, долга перед животными, используя лозунг: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Для этого участники проекта разработали и провели в начальной школе и в 5-6 классах классные часы на тему нашего проекта. (Приложение 11). Подготовили целый ряд игр о животных, которые могут проводить на уроках окружающего мира учителя начальной школы (Приложение 12).
Для младших школьников проведен конкурс рисунков: «Животные – наши друзья», конкурс сочинений и презентаций о своих домашних любимцах (Приложения 13 – 14/1).
Среди них мы нашли многих единомышленников. Ребята активно участвовали в мероприятиях, было видно, что им это не безразлично. С огромным желанием присоединился к нам мальчик нашей школы, который четвертый год находится на домашнем обучении. Его творческая работа оказалась самой трогательной и интересной (Приложение 14/2). А финальной точкой наших действий стало проведение акции «Животные – наши друзья!». Наши маленькие помощники отправились на улицы города и раздавали календарики с призывом: Не предавай меня! (Приложение 15).
Также мы планируем открыть клуб «Друзья», где все, кто держит у себя дома животных, могут обмениваться опытом, делится проблемами и подавать пример положительного отношения к своим домашним любимцам. Это будет клуб единомышленников, людей, которые дарят кусочек своего сердца своим «меньшим братьям», а также будут напоминать о гуманном отношении к животным тем, кто об этом забывает. А ведь, надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защитить себя сам.
Памятки, сделанные нами и розданные жителям нашего города, а также родителям учащихся младших классов призывают жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу, призывают людей к ответственности за тех, кто был ими приручен (Приложение 16).
V - й этап. Рефлексия
Проект наш не оставил никого равнодушным. В ходе его реализации мы стали более ответственными, научились общаться с различными социальными группами и партнерами, брать интервью, научились анализу и синтезу. А самое главное, мы попытались изменить негативное отношение учеников начальной школы к некоторым видам животных, показав пример гуманного отношения к братьям нашим меньшим.
Конечно, мы понимаем, что не сможем помочь сразу всем собакам и кошкам. И не сможем изменить отношение к проблеме у всех жителей нашего города, но мы уверены в том, что от нашей работы что-то обязательно изменится в лучшую сторону, а значит, все, что мы делаем для решения социально-значимых проблем в нашем городе делается не зря.
Заключение
Проведенная нами работа в рамках данного исследования позволила сформулировать следующие выводы:
В младшем школьном возрасте можно сформировать положительное отношение к животному миру. Оно способствует становлению адекватного экологического сознания.
Исходной основой воспитания положительного отношение к животным является формирование положительных чувств к живым существам.
Условиями, обеспечивающими успешность формирования гуманного отношения к животным у младших школьников являются:
обогащение знаний, направленных на формирование положительного
восприятия животных;
создание ситуаций, стимулирующих формирование у школьников способностей осуществлять моральный выбор на основе гуманных чувств к животным и понимания возможных последствий своих поступков;
использование примеров положительного отношения к животным педагогов, родителей и старшеклассников.
Доказана эффективность мероприятий, направленных на развития гуманного отношения к животным у младших школьников:
игровые ситуации на развитие умений понимать животных и сопереживать им;
игры с экологическим содержанием, классные часы;
использование киносюжетов, требующих осмысления содержащейся в них информации и предполагающих самостоятельный поиск новых знаний;
выполнение упражнений, направленных на преодоление негативных чувств к животным и формирование навыков правильного взаимодействия с ними;
Участие младших школьников в проведении социальной акции, а также в реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» подтвердило (на основе проведенной нами диагностики в начале и в конце месяца) целесообразность и эффективность выдвинутой нами гипотезы и путей формирования положительного отношения к животному миру у детей младшего школьного возраста (Приложение 17).
Список использованных источников и литературы
УК РФ Статья 245 «Жестокое обращение с животными».
Европейская конвенция по защите прав животных.
Виноградова Н.Ф., «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение» 2008г.
Егоренкова Л.И., «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, «Аркти» 2009г.
Коломина Н.В., «Воспитание основ экологической культуры», Москва, «Творческий центр» 2004г.
Маневцева Л.М., Саморукова П.Г., «Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург, «Акцидент» 1998г.
Молодова Л.П., «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Минск, «Асар» 2004г.