"Мы здоровыми растем" Оздоровительная гимнастика с использованием метода БОС
"Мы здоровыми растем" Оздоровительная гимнастика с использованием метода БОС
Проект рассчитан на 16 занятий. Является долгосрочным. Направлен на оздоровление детей старшего дошкольного возраста. Может применяться как платная услуга. Дети знакомятся с методом дыхания по методу БОС. С методами расслабления. В проекте используется упражнения для глаз, упражнения для расслабления. результатом является сокращение заболеаний . повышение обученности, сосредоточенности при выполнении заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мы здоровыми растем" Оздоровительная гимнастика с использованием метода БОС »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 83 «Жемчужина»
Проект
Тип: долгосрочный
Вид: практико-ориентированный
Тема
«Мы здоровыми растем»
Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Автор Изотова
Людмила Георгиевна
воспитатель
Нижневартовск
2014
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………6
1. Принципы реализации проекта………………………………..8
2. Цель и задачи проекта…………………………………………9
3. Этапы реализации проекта……………………………………..11
4.Показатели влияния оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста..11
4.1.Организация образовательной работы по формированию знаний и практических умений старших дошкольников по формированию навыков ЗОЖ с использованием оздоровительной гимнастики по методу биологической обратной связи……………………13
5.Ресурсы проекта ……………………………………………………13
6. Перспективное планирование работы с детьми…………………15
7. Перспективное планирование работы с родителями……………17
Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Основание для разработки проекта
Программа «Развитие ДОУ на 2013-2014 годы».
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).
Программа «Развитие ДОУ на 2013-2014 годы».
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Заказчик проекта
Совет МБ ДОУ ДС КВ № 83 «Жемчужина»
Основные разработчики
проекта
Изотова Людмила Георгиевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Исполнители
проекта
Изотова Людмила Георгиевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Цель проекта:
Способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи проекта:
Задачи:
Оздоровительные: Укреплять здоровье детей посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Образовательные:
Развивать навыки ЗОЖ в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитательные:
Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ.
Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.
Сроки реализации проекта
2013-2014 гг.
Ожидаемые результаты
оздоровление дошкольников посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
понижение утомляемости;
повышение работоспособности;
применение навыков ЗОЖ в повседневной жизни.
Организация контроля
Реализации проекта
Педагоги отчитываются о ходе реализации проекта перед родителями в соответствии с планом контроля МБДОУ ДС КВ №83 « Жемчужина»
Пояснительная записка
Актуальность.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;
-уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17% -тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования.С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия человека.
Беспокоит и тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в детский сад, имеет определённые функциональные отклонения в физическом и психическом здоровье. Среди детей, воспитывающихся в нашем дошкольном учреждении, 70% детей имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья (2-я группа здоровья). В основном это соматически ослабленные дети, имеющие отклонения в физическом или нервно - психическом развитии. Около 4% детей страдают хроническими заболеваниями различной степени тяжести (3-я группа здоровья). Дети с 1-й группой здоровья, т.е. практически здоровые, составляют лишь незначительную часть 26%.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Новизна проекта: состоит в следующем:
- на базе дошкольного учреждения создан кружок «Мы здоровыми растем», Оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
За последние годы границы применения технологии функционального биоуправления, реализующий принцип биологической обратной связи (БОС) значительно расширились. Зародившаяся на стыке медицины, биологии и техники, базирующаяся на фундаментальных исследованиях в области психофизиологии, психологии и поведенческой психотерапии. Сегодня технология функционального биоуправления эффективно используется в различных областях науки и практике.
Практическая значимость работы: проект актуален для всех участников: педагогов, детей и их родителей. В нём четко обозначены цели, задачи, продуманы формы и методы работы, как для детей, так и для взрослых. Сделан подбор комплексного учебно-методического обеспечения по содействию, разработан цикл занятий, презентаций, использованы инновационные методики.
Условия реализации:
Проект рассчитан на два года. Данная апробированная технология является гибкой системой, т.е. может быть модифицирована и реализована в группах общеразвивающей или компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста.
Принципы реализации проекта
Последовательность и системность - один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе. Положительно влияет на результаты.
Постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом. Сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Повторяемость материала – только при повторении образуется сознательный стереотип. Эффективность выше, предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. Наглядность усвоение учебного материала в процессе развития зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы обучения необходимо использовать как в НОД. Так и в совместной деятельности.
Принцип научности и преемственности - предполагает опору деятельности дошкольного учреждения на имеющийся опыт и научно-методическое обеспечение.
Принцип инновационности - предполагает отдаленное прогнозирование изменений и раннее вмешательство для изменения образовательной среды дошкольного учреждения, формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и воспитанников.
Принцип целостности и непрерывности - использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников.
Принцип воспитывающего обучения - важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом.
Принцип доступности - содержание работы с детьми должно соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
Принцип личностно – ориентированного подхода - подход к каждому ребенку как к личности. Каждая НОД должна строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
Принцип безопасного обучения - строгое выполнение техники безопасности при работе с детьми.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи:
Укреплять здоровье детей посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Развивать навыки ЗОЖ в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ.
Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.
Объект исследования
Объект: дыхательная система.
Предмет: влияние Оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средства развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни посредством оздоровительной гимнастики г с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи
Конкретизация задач
Укреплять здоровье детей посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Активизировать внутренние резервы организма, повысить его общую сопротивляемость.
Научить детей диафрагмальной - релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
Развивать навыки ЗОЖ в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Применять полученные результаты на практике.
Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
На 10%
Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
Развить четкие представления о факторах, влияющих на здоровье человека.
Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ.
Создание материальной базы по ЗОЖ.
Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.
Взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Повышение эффективности оздоровительной, профилактической помощи и качества образовательных услуг с использованием ИКТ БОС;
3.Этапы реализации проекта.
Работа над проектом проходила в три этапа:
1 этап - организационный: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, так как потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников Определение цели, объекта, предмета исследования, составление плана работы.
2 этап - деятельностный: анализ опыта работы воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста, разработка методики диагностики уровня сформированности у детей основ мотивации здорового образа жизни, основ культурно –гигиенических навыков.
3 этап - аналитический: выявление эффективности разработанной педагогической технологии, оформление результатов. Корректировка диагностического инструментария, проведение контрольного этапа исследования; обобщение и анализ результатов проекта, формулировка выводов.
4.показатели сформированности
Для выявления сформированности уровня развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи использовалась диагностика.
По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки или «Паспорт здоровья».
Оценка за период работы (время, когда ребенок, получая сигналы обратной связи, проходил игровой сюжет) и за период отдыха (время, когда ребенок просматривал тематическое слайд-шоу без сигналов обратной связи). Эти оценки и есть.
«Паспорт здоровья» позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья. Подробнее…
По окончании каждого урока результаты всех детей заносятся в ПК воспитателя, и предоставляются в виде группового отчета или «Журнала здоровья». К каждому отчету прилагаются рекомендации по дальнейшей работе с детьми.
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
Паспорт здоровья – это индивидуальный отчет о результатах уроков «БОС-Здоровье», которые получил ребенок. Отчет содержит оценку уровня его здоровья, которая основана на изменениях показателя его дыхательной аритмии сердца (ДАС).
Паспорт здоровья содержит следующие сведения:
I. Учет проведенных теоретических и практических уроков
II. Динамика формирования навыка правильного дыхания
III. Таблица результатов уроков здоровья
VI. Динамика уровня здоровья
V. Итоги
Уровень здоровья оценивается по пятибалльной шкале. Для дошкольников и школьников первых классов применяется графическая шкала оценок (пиктограммы).
Оценки «5», «4», «3» - это удовлетворительный уровень здоровья; оценки «2», «1» - неудовлетворительный.
Показатели сформированности ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Сметанкин А.А.,. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях»
- представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»;
- представление дошкольника о вреде не здорового образа жизни на организм и психику человека;
- поддержание и упрочнение у детей мотивации здорового образа жизни;
- владение информацией о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека.
На основе критериев выделены уровни : высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;
Средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
Низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
4.1. Организация образовательной работы по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
Работа с детьми.
Работа с педагогами.
Работа с родителями.
Совместная деятельность
Беседы
Моделирование ситуаций
Образно-игровые упражнения
Конкурсы
Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС.
Формирование теоретических представлений (консультации, буклеты и др.).
Развитие практических навыков (открытые показы, презентации и др.)
Организационные ресурсы (создание творческой группы по реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, городе, инструктирование кадров по реализации проекта).
Кадровые ресурсы (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).
Наличие педагогических компетенций: владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников, владение технологией «Бос – здоровье».
Обеспечение рефлексивного пространствадля педагогов, принимающих участие в проекте.
Нормативно-правовые ресурсы (подготовка документов регламентирующего характера).
Научно-методические ресурсы (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров).
№
Автор
Название
1.
2.
3.
Сметанкин А.А., Тихомиров П.Н. и др.
Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек)
Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении
«Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников.
Екатерина Гуменюк, Наталия Слисенко.
Наталья Елжова.
Материально-технические ресурсы:
НОД по ЗОЖ проводится с детьми, в группах. Для этого должна быть создана многофункциональная, трансформирующаяся предметно-пространственная среда, оснащённая оборудованием, обеспечивающим разные виды активности дошкольников.
Инновационные средства:
Комплекс аппаратно – программный «Бос – здоровье».
Мультимедийное оборудование.
медиатека презентаций.
Финансовые ресурсы.
Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.
6. Перспективное планирование работы с детьми
неделя
номер
тема
кол.занятий
Время
1неделя
1
Занятие1.
Беседа: «Здоровое дыхание».
Упражнение на постановку дыхания по методу БОС.
«Воздушный шарик».
Постановка дыхания с помощью тренажера.
Тема: Активный отдых.
Упражнение на снятие зрительного напряжения.
Зрительная гимнастика:
«Кошка».
1
30мин.
2неделя
2
3
Занятие 2.
Беседа: «Вот я какой!». «мультимедиа» (постановка дыхания с помощью тренажера).
Тема: «Транспорт». Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”. упражнение на снятие зрительного напряжения.
Занятие 3.
Беседа: «Планета клеток».
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”.
работа на компьютере Бос - здоровье.
Тема: «Такая разная природа».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Кошка».
1
1
30
30
3неделя
4
5
Занятие 4.
Беседа: «Мои верные помощники – легкие».
Работа на тренажере БОС - дыхание.
Тема: « Явления природы».
Гимнастика для снятия общего утомления «Семь свечей».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия:
«Упражнение на снятие напряжения глаз».
Занятие 5.
Беседа: «Влияние эмоций на самочувствие человека». Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения:
«Семь свечей».
Работа на тренажере БОС- дыхание:
Тема: «Где живут люди».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия:
«Упражнение на снятие напряжения глаз».
1
1
30
30
4неделя
6
7
Занятие 6.
Беседа. «Удивительное путешествие в страну Здоровейка».
Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения: «Абажур».Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема: «Вещи вокруг нас».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия
Занятие 7..
Беседа: «Тайны нашего тела» .
Упражнение на снятие внутренней нестабильности «Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема: «Космос». Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Моргунчики».
1
1
30
30
5 неделя
8
9
Занятие 8.
Беседа: «Путешествие пирожка». Игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения:
«Лифт» Работа на тренажере БОС -дыхание.
Тема: «Растения».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Восьмерки для глаз».
Занятие 9.
Беседа:«Ведь я чистый, аккуратный – значит, выгляжу опрятно».
Упражнение на релаксацию и снятие напряжения: «Лифт».
Работа на тренажере БОС –дыхание.
Тема : «Фрукты».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение : «Восьмерки для глаз».
1
1
30
30
6 неделя
10
11
Занятие 10.
Беседа: «Удивительные ладошки». Упражнения на релаксацию и снятие напряжения «Лифт». Работа на тренажере БОС- дыхание.
Тема:«ягоды и овощи»
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Лягушкина зарядка».
Занятие 11.
Беседа: «Что нужно делать чтобы зубы не болели».
Упражнения на релаксацию и снятие напряжения. «Насос и мяч».
Работа на тренажере БОС- дыхание
Тема: «Грибы».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
«Лягушкина зарядка».
1
1
30
30
7 неделя
12
13
Занятие 12.Беседа с детьми на тему:«Чистота – залог здоровья».
Упражнения на релаксацию и снятие напряжения. «Насос и мяч».
Работа на тренажере БОС - дыхание.
Тема: «Животные»
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: "Насос и мяч".
Занятие 13.
Беседа – рассуждение: «Зачем нам глаза?» упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС- дыхание : Тема: « Птицы».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Комплекс №1:«Гимнастика для глаз».
1
1
30
30
8 неделя
14
15
Занятие 14.
Беседа: «Сохраним свое здоровье» Упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч».
Работа на тренажере БОС - дыхание:
«Подводные обитатели».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Комплекс №2:«Гимнастика для глаз».
Занятие 15.
Беседа : «Путешествие в волшебную страну "Здоровье". Упражнения на релаксацию и снятие напряжения.
«Внутренний луч»
Работа на тренажере БОС - дыхание. Тема:«Планета земля».
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Упражнение: «Бабочка».
1
1
30
30
итого
15 занятий.
7ч.30 мин.
7. Перспективное планирование работы с родителями
Перспективное планирование работы с родителями.
неделя
мероприятие
1-2 неделя
Знакомство родителей с проектом «Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Получение согласия родителей на уроки.
Круглый стол: «Здоровье, что это?»
Бюллетень. «Мы за здоровый образ жизни».
2-4 неделя
Подготовка индивидуальных консультаций с целью повышения уровня компетентности родителей в области использования Оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
5-6 неделя
Бюллетень « Применение здоровьесберегающих педагогических технологий» в детском саду.
Инновационная методика Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся».
7-8 неделя
Показ открытого мероприятия.
8. Оценка эффективности проведённой работы
8.1. Ожидаемый результат:
Как конечный результат у детей должны развиться следующие качества:
- выработаны ценностные ориентиры детей на здоровый образ жизни в целом;
- активизированы внутренние резервы организма, повышение его общей сопротивляемости;
- сформировано желания заботится о сохранении своего здоровья;
- снижен уровень заболеваемости;
- владение правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья.
8.2. Итоговое обследование детей
сравнительные результаты занятий «БОС – Здоровья»
Оценка здоровья в баллах
Количество человек (%)
Количество человек (%)
Начало обучения
Конец обучения
«5»
-
1(5%)
«4»
-
9 (45%)
«3»
10 (50%)
10 (50%)
«2»
10 (50%)
-
«1»
-
-
8.3. Результативность проведенной работы
Первичное обследование
Таким образом, проведённые первичные исследования показали невысокий Уровень сформированности основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. На начало года. Высокий уровень не показал ни один ребенок
10 человек - «3» - это удовлетворительный уровень здоровья.
10 человек - «2», - неудовлетворительный уровень здоровья.
Полученные результаты первичного обследования убедили нас в необходимости разработки проекта «Мы здоровыми растем»
Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
В результате проведенной работы с воспитанниками: Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи,беседы, создание здоровьесберегающей среды в группе, способствовало формированию четкого представления о понятии здоровый образ жизни; настроя на здоровый образ жизни, общего оздоровления детей.
После проведения запланированных мероприятий в конце года мы провели итоговое обследование детей и получили следующие результаты:
20 человек 100% имеют удовлетворительный уровень здоровья;
Итоговое обследование
Сравнительный анализ результатов первичного и итогового обследования.
Полученные результаты итогового обследования свидетельствуют о том, что у дошкольников значительно повысился уровень сформированности представлений о ЗОЖ по сравнению с результатами первичного обследования. 20 человек овладели оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи. У них
развиты навыки ЗОЖ, привычек здорового образа жизни.
Снижен уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями на 20%.
В группе созданы все условия для привития навыков ЗОЖ: подобраны дидактические игры, условия для двигательной активности.
Уровень вовлеченности родителей составил80%
Полученные данные позволяют признать необходимыми и достаточными созданные условия для реализации проекта «Мы здоровыми растем»
Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Вывод: Проведенный сравнительный анализ и снижение количества детей с низким уровнем показывают существенную разницу в количественном и качественном отношении в формировании представлений о ЗОЖ в условиях целенаправленного педагогического воздействия. У дошкольников повысился интерес к своему здоровью, они овладели знаниями о факторах, влияющих на здоровье, овладели дыхательной гимнастикой по методу БОС, зрительной гимнастикой, дети без напоминания соблюдают культурно – гигиенические навыки.
Заключение
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ. Для успешной реализации проэкта были отобраны здоровьесберегающие технологии, направленные на реализацию поставленной цели: Формировать активное отношение ребенка к собственному здоровью, возможность научиться управлять своим организмом.
Исходя из этого разработаны алгоритмы проведения занятий, подобраны упражнения, которые направлены на снятие общего утомления, релаксацию и снятие зрительного напряжения, использование которых позволит детям в будущем научиться управлять своим организмом в стрессовых ситуациях.
Реализация данного проекта при системном использовании позволит существенно повысить уровень здоровья и соответственно дать качественное образование. На уроках «БОС - здоровье» дети не только обучаются правильному дыханию, но и прочно закрепляют знания о работе своего организма. Большинство детей после обучения смогут свободно воспроизводить диафрагмально-релаксационное дыхание без помощи прибора и педагога. Это значит, что они легко и без усилий, в любой, даже самой нервной, тяжёлой обстановке могут восстановить максимальное значение дыхательной аритмии сердца.
Проект»Мы здоровыми растем» позволит решить целый ряд задач:
Улучшить психоэмоциональное состояние (повышение уверенности в себе, сосредоточенности, собранности, улучшение работоспособности, снижение реактивной и личной тревожности, улучшение сна, нормализация его).
Таким образом проект «Мы здоровыми растем» является проектом, направленным на сохранение и улучшения здоровья детей.
Таким образом, на основе проделанной работы у детей в процессе внедрения проекта повысился на уровень здоровья.
Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу проекта:
«Паспорт здоровья» - позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья.
"БОС - здоровье - Инновационная здоровьесберегающая технология. Здоро́вье— состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Инновация-обновление (появление новых форм или элементов чего-либо).
Проект– это комплексная задача, решение, которой осуществляется с учетом социально-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие.
Список литературы
Влияние компьютера на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article847.html
Интеллектуальная готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01c.shtml
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article33.html
Психологический центр «Адалин» [Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/
Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info/Article848.html
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-112с.
Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н. и др. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.
Ермалаева М.Г. «Игра в образовательном процессе». Спб: СпбАППО, 2007.- 112 с.
Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50. Пат. РФ № 2224455.
16. Способ Сметанкиных тренировки диафрагмального дыхания. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., опубл.27.02.2004, Бюл. №6. Пат. РФ №2233180.
17.Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях: методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003. – 16с.
18.Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) Екатерина Гуменюк, Наталия Слисенко.
19. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении Наталья Елжова.