kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морально-волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсменов-судомоделистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинающий спортсмен-судомоделист уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Педагог-тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий судомоделизмом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морально-волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсменов-судомоделистов»

Морально-волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсменов-судомоделистов


Начинающий спортсмен-судомоделист уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Педагог-тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий судомоделизмом.

В своей работе ему следует руководствоваться следующими педагогическими принципами:

  • сознательности – спортсмен осознано, с доверием принимает советы-указания;

  • систематичности – планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;

  • всесторонности – воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;

  • согласованности – мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему тренировки.

Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику судомоделизма и наиболее типичные для большинства технических и иных видов спорта:

  • создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;

  • формирование мотивации достижений;

  • применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;

  • формирование уверенности в реализации его возможностей;

  • освоение приемов самоконтроля и саморегуляции;

  • овладение спортсменами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;

  • определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;

  • освоение средств и методов психического восстановления.


Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления придти на помощь окружающим.

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, великими доблестями соотечественников, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте. В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая технические виды спорта, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка – необходимая составляющая физической, технической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи. Тренер должен строить весь учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, во имя чего и как проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Ученики тренеров, сознательно сочетающих средства технической подготовки и приемы волевого воспитания, стабильно показывают высокие спортивные результаты на соревнованиях разного ранга. Задача состоит в том, чтобы техническая и волевая подготовки стали составляющими цельного тренировочного процесса. Воспитание волевых качеств должно быть постоянным слагаемым содержания тренировочного процесса, объектом внимания и сознательных усилий тренера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

  • осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;

  • постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

  • использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с заданиями (поступками);

  • понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;

  • создание четких представлений действий, которые нужно выполнить;

  • использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;

  • выполнение самостоятельных волевых решений;

  • воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого результата;

  • умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;

  • обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.


Психологическая подготовка

Основные задачи психологической подготовки – формирование интереса к судомоделизму, готовности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специальных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать, что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свойства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека.

Задачи психологической подготовки:

  • формирование значимых морально-волевых качеств;

  • совершенствование свойств внимания;

  • создание психологических предпосылок для ускорения процесса овладения техникой выполнения заданий (траекторий);

  • развитие координационных способностей;

  • овладение умением сосредотачиваться и мобилизовываться;

  • овладение умением управлять своими чувствами, эмоциями, действиями, поведением;

  • овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований и иных жизненных ситуаций;

  • развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

  • овладение умением противостоять неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов;

  • создание уверенности в своих силах;

  • формирование готовности к выступлениям на соревнованиях;

  • воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.

Наиболее значимой из основных задач психологической подготовки является достижение состояния готовности к соревнованиям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач.

В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:

  • словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убеждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;

  • выполнение посильных задач для достижения результата;

  • постепенное усложнение задач для достижения результата;

  • введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений; используя их, необходимо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предельной мобилизации;

  • применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;

  • смешанное воздействие: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание.

Целью психологической подготовки спортсменов-судомоделистов является формирование состояния, обеспечивающего достижение высоких спортивных результатов. От состояния психики, от умения управлять собой, своими эмоциями зависит успех выступлений на соревнованиях.

Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них, опирается на базовую подготовку и решает следующие задачи:

  • формирование значимых мотивов, готовности к соревнованиям;

  • воспитание уверенности в своих силах, стремления к обязательному достижению определенного результата, победы;

  • выработка эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;

  • сохранение нервно-психической свежести;

  • предупреждение перенапряжений;

  • овладение самоконтролем и саморегуляцией собственного психологического состояния в соревновательной обстановке.

Велико значение произвольной саморегуляции при подготовке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижающей его работоспособность. Задача тренера – подготовить ученика к тому этапу его спортивной деятельности, когда спортсмен высокой квалификации может самостоятельно оценить сложившуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.

Саморегуляция – это процесс произвольного изменения собственного психологического состояния, направленный на улучшение работоспособности и эффективности деятельности в ситуации данного момента.

Психологическая напряженность может проявляться в слишком высоком или слишком низком уровне нервно-психической активности.

Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения, расслабления перед выступлением применяют следующие способы саморегуляции:

1. словесные воздействия:

  • переключение мыслей на технику выполнения действия, а не на результат;

  • переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое);

  • самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен», «Противник не так уж силен»;

  • самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие;

2. приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения:

  • задержка движений, характерных для человека в возбужденном состоянии;

  • регуляция дыхания изменением интервалов вдоха и выдоха, задержкой дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины;

  • последовательное расслабление основных и локальных групп мышц;

  • чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением применяются следующие методы:

1. словесные воздействия:

  • концентрация мыслей на достижении высокого результата, победы;

  • настройка на использование своих технических и физических возможностей;

  • создание представлений о преимуществах над соперниками;

  • мысли о высокой ответственности за результат выступления;

  • самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся», «Я должен» и другие;

2. приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня возбуждения:

  • использование «тонизирующих» движений;

  • регуляция дыхания применением кратковременной гипервентиляции;

  • использование элементов разминки;

После соревнований тренеру и спортсмену необходимо обсуждать результаты выступления, не оставляя без внимания положительные и отрицательные явления, анализировать их причины. Важно приучить спортсмена не только внимательно относится к замечаниям тренера, но и самому критично оценивать свое поведение, умение управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.

Тактическая подготовка

Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ведения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств и приемов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко и в спорте.

Тактика – совокупность форм и способов борьбы за успех в соревнованиях. Тактическое мастерство неразрывно связано с технической и волевой подготовкой.

Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые спортсмен использует при изменившихся обстоятельствах. Тактическое мышление развивается в единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков.

Тактическое мышление проявляется в способности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для решения тактической задачи, и главное, – кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности спортсмена организовать во время соревнований свои поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, направленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при проведении соревнований:

  • изменение освещенности при переменной облачности;

  • сильный порывистый ветер, изменяющийся по направлению и силе;

  • незначительные неисправности оборудования, модели, не дающие права на дополнительное время;

  • шум от неожиданно возникающих разговоров;

  • повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрителей к ходу выполнения упражнения;

  • вмешательство судьи.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объективными факторами, определяется техническим мастерством спортсмена.

Знания по тактике, только накопленные, но не подкрепленные личным двигательным опытом спортсмена, не могут значительно положительно повлиять на спортивный результат. Высшей практической формой спортивно-тактической подготовки являются состязания. Наибольшие внимание и время отдаются тактической подготовке на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и между основными соревнованиями.

Главный путь приобретения соревновательного опыта, на котором строится спортивно-тактическое мастерство, – это систематическое участие в соревнованиях различного ранга.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства