kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель мониторинга развития МБОУ ДО ДДТ на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учре-ждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования. В МБОУ ДОД Дом детского творчества создана система мониторинговой деятельности, которая позволяет организовать: • системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования; • сбор, анализ, обработку, хранение, представле¬ние информации; • информационную базу управления, систе¬му построения информационных потоков в образовательном учреждении; • независимую экспертизу состояния образовательного про¬цесса; • систему выявления и оценивания промежуточных результа¬тов и факторов, влияющих на них; • оценку соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения; • измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности образовательного учреждения; • систему критериев, показателей и технологии отслежива¬ния состояния и развития образовательного процесса; • функцию управления, обеспечивающую получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулирова¬нию и коррекции образовательного процесса В МБОУ ДОД ДДТ создана и успешно функционирует модель мониторинга основанная на оценке результатов образовательной деятельности на трех уровнях – на уровне учреждения, на уровне педаго¬га, на уровне обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель мониторинга развития МБОУ ДО ДДТ на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий »



Заведующий отделом концертно - гастрольной деятельности и

культурно - массовой работы МБОУ ДО ДДТ

г. Новый Уренгой

Остякова Елена Владимировна





Модель мониторинга развития МБОУ ДОД Дома детского творчества на основе развития информационно-статистической, социологической базы и внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий.



В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учре­ждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования.

В МБОУ ДОД Дом детского творчества создана система мониторинговой деятельности, которая позволяет организовать:

  • системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования;

  • сбор, анализ, обработку, хранение, представле­ние информации;

  • информационную базу управления, систе­му построения информационных потоков в образовательном учреждении;

  • независимую экспертизу состояния образовательного про­цесса;

  • систему выявления и оценивания промежуточных результа­тов и факторов, влияющих на них;

  • оценку соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения;

  • измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности образовательного учреждения;

  • систему критериев, показателей и технологии отслежива­ния состояния и развития образовательного процесса;

  • функцию управления, обеспечивающую получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулирова­нию и коррекции образовательного процесса


В МБОУ ДОД ДДТ создана и успешно функционирует модель мониторинга основанная на оценке результатов образовательной деятельности на трех уровнях – на уровне учреждения, на уровне педаго­га, на уровне обучающегося.

I уровень. Мониторинг развития на уровне Учреждения

Цель организации мониторинга на данном уровне - изу­чение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменении в количественных и качественных характери­стиках системы деятельности учреждения и его отдельных ком­понентов.

1. Заказчиками на деятельность Учреждения являются дети, их родители, органы управления образованием, разные учреждения и организации.

Одним из эффективных методов изучения социального заказа используемых в МБОУ ДОД ДДТ является анкетирование.

С помощью анкетирования мы выявляем количество детей, занимающихся и же­лающих заниматься в ДДТ, дина­мику видов деятельности, оценку удовлетворенности деятельно­стью, динамику причин, по которым дети перестали заниматься Доме детского творчества или вообще не хотят нигде заниматься в свободное время. Кроме того, при мониторинге социального заказа отслеживается широта и комплексность социального заказа, широта внешних связей, спрос на деятельность Учреждения, авторитет, востребованность и популярность ДДТ.

Результат: Анализ анкет по изучению социального заказа на дополнительное образование позволяет определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, какие из них вызывают наибольший интерес среди мальчиков или девочек, позволяет выявить оценку удовлетворенности деятельно­стью детских объединений Учре­ждения.

2. Мониторинг реализации целей и задач деятельности Дома детского творчества.

Отслеживание реализации целей и задач деятельности ДДТ ведется по следующим показателям:

  • соответствие целей и задач учреждения его предназначению, со­циальному заказу на эту деятельность;

  • полнота реализации заявленных целей деятельности учреждения;

  • уровень интеграции целей дополнительного образования детей (учебных, воспитательных, развивающих, социально-педагогических и др.);

  • конкретизация в целях конечного результата, деятельности УДО по времени и срокам достижения;

• актуальность, реальность, достижимость, практическая на­правленность, измеримость и диагностичность целей учреждения;


Основная технология мониторинга реализации целей и задач в ДДТ - анализ документально представленных результатов дея­тельности: программы развития, образовательной, воспитательной программ Учреждения, плана работы МБОУ ДОД ДДТ, материалов педагогических советов, аналитических материалов.

3. Мониторинг развития деятельности МБОУ ДОД ДДТ в инновационном режиме.

Сбор и обработка информации о динамике развития инновационной деятельно­сти, которая позволяет увидеть уровень ор­ганизации инновационной деятельности ДДТ, в какие элементы системы вводятся инновации (в цели, содержание, формы организации, формы обеспечения, результаты), степень готовности коллектива к инновациям.

Отслеживание результатов инновационной деятельности проводится по отчетной документации ответственных лиц по закрепленному направлению деятельности.

Результаты: Информация о результатах инновационной деятельности отражается в анализе учреждения за отчетный период.

4.Мониторинг результативности системы обеспечения деятель­ности ДДТ

Система обеспечения деятельности ДДТ включает в себя следующие службы: методическую, психологическую, хо­зяйственную, экономическую.

Отслеживание результатов деятельности обеспечивающих служб проводится по отчетной документации служб. Пе­риодичность отчета - два раза в год (в середине и в конце года).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5. Мониторинг кадрового состава


Отслеживание состояния кадрового состава ДДТ ведется по результатам отчетной документации специалиста по кадрам.

Отчет составляется один раз в месяц по соответствующей форме, которая содержит количественные показатели: уровень стабильно­сти педагогического коллектива, соотношение разных педагогических должностей, появление в штате учреждения новых должностей, возрастной, профессиональный, образовательный уровень педагогического и управленческого состава учреждения.

Результат: база данных.


6. Мониторинг уровня удовлетворенности детей и родителей деятельностью ДДТ

Удовлетворенность детей и родителей занятиями в ДДТ является важным показателем эффективности деятельности. С помощью анкетирования (один раз в год) можно получить следующую информацию:

  • степень осведомленности родителей детей, посещающих
    ДДТ, о его деятельности;

  • степень удовлетворенности родителей разными сто­ронами деятельности ДДТ;

  • какие формы работы педагога с родителями, наиболее пред­почитаемые родителями;

  • запросы, пожелания родителей, касающиеся работы ДДТ.



Результат: создание условий, удовлетворяющих потребности социальных заказчиков.

7. Мониторинг сохранности контингента

Деятельность учреждения дополнительного образования де­тей невозможна без постоянного отслеживания сохранности кон­тингента, которая является одним из показателей результативности его деятельности.

Отслеживание сохранности контингента обучающихся в ДДТ ведется по результатам отчетной документации педагога, которая заполняется по определенной форме три раза в год.

Результат: банк данных контингента обучающихся ДДТ содержит: количественные показатели, динамику продолжительности обучения детей, а также динамику возрастного и полового состава контингента.


8.Мониторинг результатов творческих достижений Учреждения и участников воспитательно-образовательного процесса

Творческие достижения детей являются одним из индикато­ров результативности воспитательно-образовательного процесса ДДТ.

В ДДТ в течение года ведется учет творческих дости­жений обучающихся и педагогов, анализ информа­ции достижений позволяет увидеть результаты обучения де­тей по направлениям деятельности, увидеть уровень достижений (от ин-сти-туци-онального до международного) и выявить условия и причины достижений.

Результат: банк данных достижений педагогов и обучающихся.

Мониторинг на уровне педагога

    1. Мониторинг профессиональной компетентности

Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов ДДТ по различным показателям: методическая грамотность (разработка авторских продуктов по направлениям деятельности, эффективное использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов, форм образовательной деятельности), диссеминация педагогического опыта. С учетом изменений происходящих в сфере образования показатели профессиональной компетентности могут дополнятся.

Отслеживание уровня профессиональной компетентности осуществляется по результатам отчетной документации: анализ работы педагога по итогам года, аналитических материалов по итогам посещения занятий педагогов, по реализации планов самообразования педагогов, учета повышения квалификации педагога с помощью курсовой переподготовки.

Результат: базы данных, перспективный план деятельности.

2.Мониторинг уровня методического обеспечения педагогом воспитательно-образовательного процесса

Исследование уровня методического обеспечения, которое осуществляет педагог дополнительного образования, необходимо для повышения качества образовательного процесса и оценки уров­ня квалификации педагога.

Данная технология позволяет собирать и анализиро­вать следующую информацию:

  • о виде и уровне реализуемой педагогом дополнительной об­разо-вательной программы;

  • выполнение образовательных программ;

  • о нормативной базе образовательного процесса;

  • о видах и содержании методических фондов (папочных, ли­тера-турных, компьютерных и других);

  • об уровне работы педагога (исследовательский, эксперимен­тальный, авторский и др.);

  • о методической работе педагога.

Технологией мониторинга является анкетирование. Периодичность анкетирования - ежегодно в конце учебного года.

Результат: банки методической продукции.

  1. Мониторинг удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ДДТ.

Отслеживание уровня удовлетворенности педагогов жизне­деятельностью в ДДТ дает возможность решить ряд управленче­ских задач: осуществить рефлексию управленческой деятельности, определить уровень психологического климата в учреждении, вы­явить проблемы деятельности и т. д.

Данная технология учитывает большое ко­личество факторов, влияющих на настроение педагогов. К ним мы относим: уровень учебной нагрузки на педагога, деятельность администрации, создание условий для профессионального роста, отношения в коллективе, условия труда и другие факторы.

Технологией мониторинга - анкетирование. Периодичность анкетирования - ежегодно в конце учебного года.


Результат М: создание условий, способствующих минимизации выявленных неблагоприятных факторов.



  1. Мониторинг достижений педагогов ДДТ


В ДДТ систематически ведется банк достижений педагогов, который содержит информацию позволяющую отслеживать уровень и активность их участия в конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях и т.д.

Результат: банк данных достижений ПДО.

Мониторинг на уровне обучающихся

1.Мониторинг результатов социального становления детей.

Характеризует социальность ребенка, то есть степень его адаптации, автономности, активность. Формы отслеживание - наблюде­ние, деловые игры, анкетирование, анализ ситуаций и т. д.

Результат: создание программы психолого-педагогического развития обучающихся.

    1. Мониторинг результатов обучения детей

В системе дополнительного образования результатом обуче­ния мы считаем освоение детьми системы знаний, умений и навы­ков, предусмотренных дополнительными образовательными про­граммами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных способностей, формиро­вание мотивов к познавательной деятельности, достижения детей.

Мы выделяем сле­дующие предметы мониторинга результатов обучения детей в ДДТ:

  • уровень освоения системы знаний по программе;

  • уровень умений и навыков использования знаний в самостоятельной деятельности детей;

  • уровень авторства при изготовлении творческих продуктов;

  • уровень инициативы, активности детей в образовательном процессе;

  • уровень умения работать в группе детей;

  • устойчивость интереса детей к предмету деятельности;

  • продолжительность пребывания ребенка в образовательном объе-динении;

  • удовлетворенность детьми собственными достижениями; готовность ребенка к исследовательской деятельности;

  • успешность в освоении образовательной программы.

Для отслеживания результатов обучения детей в ДДТ используем следующие методы: тестирование, выставки, конкурсы, портфолио обучающихся, отчетные концерты и др.

Результат: банки данных по различным направлениям.

    1. Мониторинг результатов развития



Развитие - процесс качественного изменения лично­сти, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллекту­альной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциаль­ной, предметно-практической и сферы саморегуляции.

Для отслеживания результатов развития детей используем такие технологии мониторинга, как наблюде­ние, тестирование, педагогические ситуации, анализ выполнения заданий и другие.

Результат: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на протяжении всего периода обучения в ДДТ.

    1. Мониторинг результатов воспитания

Воспитание - создание условий для ус­воения ценностей, которые ведут к формированию личностного смысла того, что усваивается в процессе образования. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различ­ные виды деятельности, сферы социальных отношений.

Мы выделяем сле­дующие предметы мониторинга результатов воспитания детей в ДДТ:

- уровень овладения общечеловеческими ценностями и принятия их ребенком;

- уровень его нравственной деятельности и поведения;

- степень гуманного отношения к людям;

- уровень участия в преобразовании действительности, реали­зации личностно-значимых целей;

- степень устойчивости к вредным привычкам.

Для отслеживания применяются педагогическая и психологическая диагностика, к ко­торым относятся технологии анкетирования, наблюдения, тестиро­вание, анализ педагогических ситуаций, хронометраж (фотография) учебного дня, самоотчет, сочинение и др.

Результат: создание планов воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие различных сфер личности обучающихся.


Представленная модель мониторинга МБОУ ДОД ДДТ дает возможность рассмотреть качество деятельно­сти учреждения через совокупность показателей, характеризующих аспекты деятельности разных элементов системы.





Приложение1

4.1. Результативность на уровне научно-методического обеспечения деятельности УДО

  • состояние методического обеспечения дополнительного образования (комплексность, адресность, логичность);

- уровень разработки проблем дополнительного образования (исследовательский, научный, экспериментальный или др.);

- уровень методического оснащения образовательного процесса (образовательной, воспитательной, досуговой, социально-педагогической и др. деятельности);

- уровень обобщения педагогического опыта;

  • состояние обеспечения профессионального роста педагоги­ческих кадров

- уровень системы обучения кадров (использование внут­ренних и внешних возможностей);

- уровень практической работы с педагогами (разнообразие форм, широта и глубина и комплексность рассматривае­мых проблем);

- уровень системы стимулирования педагогической дея­тельности;

  • состояние информационно-методического обеспечение об­разовательного процесса (состояние методических фондов,
    издательской деятельности и других показателей);

  • уровень профессионализма методических кадров УДО;

  • расширение субъектов методической деятельности; широта
    и качество реализации методической функции разными ка­тегориями педагогических работников (методистами, педа­гогами, управленцами).


4.2. Результативность на уровне психологического обеспече­ния деятельности УДО

  • соответствие психологической деятельности предназначе­нию, целям, содержанию деятельности УДО;

  • динамика спроса (заказа) на услуги психологической служ­
    бы УДО;

  • динамика количественных показателей психологической
    деятельности УДО (кол-во консультаций, тренингов, семи­наров и других);

  • разнообразие форм работы психологической службы с
    детьми и взрослыми;

  • позитивная динамика результатов деятельности психологов-
    уровень улучшения психологического и психического со­
    стояния детей; уровень развития способностей детей (пси­хических, умственных, творческих); уровень развития мотивационной сферы детей; степень разрешения личностных и других проблем детей и их родителей и других показателей;

  • уровень повышения профессионализма психологических кадров УДО;

  • уровень повышения психологической компетентности педа­гогических кадров УДО.


4.3. Уровень досугового обеспечения деятельности УДО

  • соответствие досуговой деятельности предназначению,

це­лям, содержанию деятельности УДО;

  • комплексность целей, содержания, форм досуговой дея­тельности;

  • разноуровневость досуговой деятельности

- по содержанию: отдых, развлечение, праздник, творчест­во, самообразование и др.;

- по организации: на уровне конкретного направления дея­тельности, детского объединения, совместной деятельно­сти УДО;

- по направлениям: художественное, культурное, спортив­ное, техническое и др.;

- по результату: рекреативный, компенсационный, комму­никативный и другие;

  • широта и качество реализации досуговой функции разными категориями педагогических работников УДО (педагогами-организаторами, методистами, педагогами, управленцами);

  • уровень обеспечения досуговой деятельности (программ­ное, методическое, материальное и др.);

  • практическая и социальная значимость досуговой деятель­ности.

4.4. Уровень материально-технического развития УДО

  • соответствие материально-технического обеспечения целям,
    содержанию, формам организации образовательного про­цесса;

  • состояние и динамика основных фондов: уровень износа,

степень обновления;

  • полнота и своевременность имущественного обеспечения

деятельности УДО;

  • степень загруженности помещений УДО.

4.5. Уровень финансово-экономического развития УДО

  • уровень исполнения бюджета с учетом финансирования и
    привлеченных средств;

  • уровень затрат на одного воспитанника;

  • уровень средней заработной платы персонала;

  • степень финансовой обеспеченности уставной деятельности
    за счет бюджетной и внебюджетной деятельности;

  • эффективность внебюджетной деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Остякова Елена Владимировна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства