Модель мониторинга развития МБОУ ДО ДДТ на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий
Модель мониторинга развития МБОУ ДО ДДТ на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий
В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учре-ждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования.
В МБОУ ДОД Дом детского творчества создана система мониторинговой деятельности, которая позволяет организовать:
• системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования;
• сбор, анализ, обработку, хранение, представле¬ние информации;
• информационную базу управления, систе¬му построения информационных потоков в образовательном учреждении;
• независимую экспертизу состояния образовательного про¬цесса;
• систему выявления и оценивания промежуточных результа¬тов и факторов, влияющих на них;
• оценку соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения;
• измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности образовательного учреждения;
• систему критериев, показателей и технологии отслежива¬ния состояния и развития образовательного процесса;
• функцию управления, обеспечивающую получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулирова¬нию и коррекции образовательного процесса
В МБОУ ДОД ДДТ создана и успешно функционирует модель мониторинга основанная на оценке результатов образовательной деятельности на трех уровнях – на уровне учреждения, на уровне педаго¬га, на уровне обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель мониторинга развития МБОУ ДО ДДТ на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий »
Заведующий отделом концертно - гастрольной деятельности и
культурно - массовой работы МБОУ ДО ДДТ
г. Новый Уренгой
Остякова Елена Владимировна
Модель мониторинга развития МБОУ ДОД Дома детского творчества на основе развития информационно-статистической, социологической базы и внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учреждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования.
В МБОУ ДОД Дом детского творчества создана система мониторинговой деятельности, которая позволяет организовать:
системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества образования;
информационную базу управления, систему построения информационных потоков в образовательном учреждении;
независимую экспертизу состояния образовательного процесса;
систему выявления и оценивания промежуточных результатов и факторов, влияющих на них;
оценку соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения;
измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности образовательного учреждения;
систему критериев, показателей и технологии отслеживаниясостояния и развития образовательного процесса;
функцию управления, обеспечивающую получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулированиюи коррекции образовательного процесса
В МБОУ ДОД ДДТ создана и успешно функционирует модель мониторинга основанная на оценке результатов образовательной деятельности на трех уровнях – на уровне учреждения, на уровне педагога, на уровне обучающегося.
I уровень. Мониторинг развития на уровне Учреждения
Цель организации мониторинга на данном уровне - изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменении в количественных и качественных характеристиках системы деятельности учреждения и его отдельных компонентов.
1.Заказчиками на деятельность Учреждения являются дети, их родители, органы управления образованием, разные учреждения и организации.
Одним из эффективных методов изучения социального заказа используемых в МБОУ ДОД ДДТ является анкетирование.
С помощью анкетирования мы выявляем количество детей, занимающихся и желающих заниматься в ДДТ, динамику видов деятельности, оценку удовлетворенности деятельностью, динамику причин, по которым дети перестали заниматься Доме детского творчества или вообще не хотят нигде заниматься в свободное время. Кроме того, при мониторинге социального заказа отслеживается широта и комплексность социального заказа, широта внешних связей, спрос на деятельность Учреждения, авторитет, востребованность и популярность ДДТ.
Результат: Анализ анкет по изучению социального заказа на дополнительное образование позволяет определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, какие из них вызывают наибольший интерес среди мальчиков или девочек, позволяет выявить оценку удовлетворенности деятельностью детских объединений Учреждения.
2. Мониторинг реализации целей и задач деятельности Дома детского творчества.
Отслеживание реализации целей и задач деятельности ДДТ ведется по следующим показателям:
соответствие целей и задач учреждения его предназначению, социальному заказу на эту деятельность;
полнота реализации заявленных целей деятельности учреждения;
уровень интеграции целей дополнительного образования детей (учебных, воспитательных, развивающих, социально-педагогических и др.);
конкретизация в целях конечного результата, деятельности УДО по времени и срокам достижения;
• актуальность, реальность, достижимость, практическая направленность, измеримость и диагностичность целей учреждения;
Основная технология мониторинга реализации целей и задач в ДДТ - анализ документально представленных результатов деятельности: программы развития, образовательной, воспитательной программ Учреждения, плана работы МБОУ ДОД ДДТ, материалов педагогических советов, аналитических материалов.
3. Мониторинг развития деятельности МБОУ ДОД ДДТ в инновационном режиме.
Сбор и обработка информации о динамике развития инновационной деятельности, которая позволяет увидеть уровень организации инновационной деятельности ДДТ, в какие элементы системы вводятся инновации (в цели, содержание, формы организации, формы обеспечения, результаты), степень готовности коллектива к инновациям.
Отслеживание результатов инновационной деятельности проводится по отчетной документации ответственных лиц по закрепленному направлению деятельности.
Результаты: Информация о результатах инновационной деятельности отражается в анализе учреждения за отчетный период.
4.Мониторинг результативности системы обеспечения деятельности ДДТ
Система обеспечения деятельности ДДТ включает в себя следующие службы: методическую, психологическую, хозяйственную, экономическую.
Отслеживание результатов деятельности обеспечивающих служб проводится по отчетной документации служб. Периодичность отчета - два раза в год (в середине и в конце года).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
5. Мониторинг кадрового состава
Отслеживание состояния кадрового состава ДДТ ведется по результатам отчетной документации специалиста по кадрам.
Отчет составляется один раз в месяц по соответствующей форме, которая содержит количественные показатели: уровень стабильности педагогического коллектива, соотношение разных педагогических должностей, появление в штате учреждения новых должностей, возрастной, профессиональный, образовательный уровень педагогического и управленческого состава учреждения.
Результат: база данных.
6. Мониторинг уровня удовлетворенности детей и родителей деятельностью ДДТ
Удовлетворенность детей и родителей занятиями в ДДТ является важным показателем эффективности деятельности. С помощью анкетирования (один раз вгод) можно получить следующую информацию:
степень осведомленности родителей детей, посещающих ДДТ, о его деятельности;
степень удовлетворенности родителей разными сторонами деятельности ДДТ;
какие формы работы педагога с родителями, наиболее предпочитаемые родителями;
запросы, пожелания родителей, касающиеся работы ДДТ.
Результат: создание условий, удовлетворяющих потребности социальных заказчиков.
7. Мониторинг сохранности контингента
Деятельность учреждения дополнительного образования детей невозможна без постоянного отслеживания сохранности контингента, которая является одним из показателей результативности его деятельности.
Отслеживание сохранности контингента обучающихся в ДДТ ведется по результатам отчетной документации педагога, которая заполняется по определенной форме три раза в год.
Результат: банк данных контингента обучающихся ДДТ содержит: количественные показатели, динамику продолжительности обучения детей, а также динамику возрастного и полового состава контингента.
8.Мониторинг результатов творческих достижений Учреждения и участников воспитательно-образовательного процесса
Творческие достижения детей являются одним из индикаторов результативности воспитательно-образовательного процесса ДДТ.
В ДДТ в течение года ведется учет творческих достижений обучающихся и педагогов, анализ информации достижений позволяет увидеть результаты обучения детей по направлениям деятельности, увидеть уровень достижений (от ин-сти-туци-онального до международного) и выявить условия и причины достижений.
Результат: банк данных достижений педагогов и обучающихся.
Мониторинг на уровне педагога
Мониторинг профессиональной компетентности
Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов ДДТ по различным показателям: методическая грамотность (разработка авторских продуктов по направлениям деятельности, эффективное использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов, форм образовательной деятельности), диссеминация педагогического опыта. С учетом изменений происходящих в сфере образования показатели профессиональной компетентности могут дополнятся.
Отслеживание уровня профессиональной компетентности осуществляется по результатам отчетной документации: анализ работы педагога по итогам года, аналитических материалов по итогам посещения занятий педагогов, по реализации планов самообразования педагогов, учета повышения квалификации педагога с помощью курсовой переподготовки.
Результат: базы данных, перспективный план деятельности.
2.Мониторинг уровня методического обеспечения педагогом воспитательно-образовательного процесса
Исследование уровня методического обеспечения, которое осуществляет педагог дополнительного образования, необходимо для повышения качества образовательного процесса и оценки уровня квалификации педагога.
Данная технология позволяет собирать и анализировать следующую информацию:
о виде и уровне реализуемой педагогом дополнительной образо-вательной программы;
выполнение образовательных программ;
о нормативной базе образовательного процесса;
о видах и содержании методических фондов (папочных, литера-турных, компьютерных и других);
об уровне работы педагога (исследовательский, экспериментальный, авторский и др.);
о методической работе педагога.
Технологией мониторинга является анкетирование. Периодичность анкетирования - ежегодно в конце учебного года.
Результат: банки методической продукции.
Мониторинг удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ДДТ.
Отслеживание уровня удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ДДТ дает возможность решить ряд управленческих задач: осуществить рефлексию управленческой деятельности, определить уровень психологического климата в учреждении, выявить проблемы деятельности и т. д.
Данная технология учитывает большое количество факторов, влияющих на настроение педагогов. Кним мы относим: уровень учебной нагрузки на педагога, деятельность администрации, создание условий для профессионального роста, отношения в коллективе, условия труда и другие факторы.
Технологией мониторинга - анкетирование. Периодичность анкетирования - ежегодно в конце учебного года.
Результат М: создание условий, способствующих минимизации выявленных неблагоприятных факторов.
Мониторинг достижений педагогов ДДТ
В ДДТ систематически ведется банк достижений педагогов, который содержит информацию позволяющую отслеживать уровень и активность их участия в конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях и т.д.
Результат: банк данных достижений ПДО.
Мониторинг на уровне обучающихся
1.Мониторинг результатов социального становления детей.
Характеризует социальность ребенка, то есть степень его адаптации, автономности, активность. Формы отслеживание - наблюдение, деловые игры, анкетирование, анализ ситуаций и т. д.
Результат: создание программы психолого-педагогического развития обучающихся.
Мониторинг результатов обучения детей
В системе дополнительного образования результатом обучения мы считаем освоение детьми системы знаний, умений и навыков, предусмотренных дополнительными образовательными программами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных способностей, формирование мотивов к познавательной деятельности, достижения детей.
Мы выделяем следующие предметы мониторинга результатов обучения детей в ДДТ:
уровень освоения системы знаний по программе;
уровень умений и навыков использования знаний в самостоятельной деятельности детей;
уровень авторства при изготовлении творческих продуктов;
уровень инициативы, активности детей в образовательном процессе;
уровень умения работать в группе детей;
устойчивость интереса детей к предмету деятельности;
продолжительность пребывания ребенка в образовательном объе-динении;
удовлетворенность детьми собственными достижениями; готовность ребенка к исследовательской деятельности;
успешность в освоении образовательной программы.
Для отслеживания результатов обучения детей в ДДТ используем следующие методы: тестирование, выставки, конкурсы, портфолио обучающихся, отчетные концерты и др.
Результат: банки данных по различным направлениям.
Мониторинг результатов развития
Развитие - процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции.
Для отслеживания результатов развития детей используем такие технологии мониторинга, как наблюдение, тестирование, педагогические ситуации, анализ выполнения заданий и другие.
Результат: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на протяжении всего периода обучения в ДДТ.
Мониторинг результатов воспитания
Воспитание - создание условий для усвоения ценностей, которые ведут к формированию личностного смысла того, что усваивается в процессе образования. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды деятельности, сферы социальных отношений.
Мы выделяем следующие предметы мониторинга результатов воспитания детей в ДДТ:
- уровень овладения общечеловеческими ценностями и принятия их ребенком;
- уровень его нравственной деятельности и поведения;
- степень гуманного отношения к людям;
- уровень участия в преобразовании действительности, реализации личностно-значимых целей;
- степень устойчивости к вредным привычкам.
Для отслеживания применяются педагогическая и психологическая диагностика, к которым относятся технологии анкетирования, наблюдения, тестирование, анализ педагогических ситуаций, хронометраж (фотография) учебного дня, самоотчет, сочинение и др.
Результат: создание планов воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие различных сфер личности обучающихся.
Представленная модель мониторинга МБОУ ДОД ДДТ дает возможность рассмотреть качество деятельности учреждения через совокупность показателей, характеризующих аспекты деятельности разных элементов системы.
Приложение1
4.1. Результативность на уровне научно-методического обеспечения деятельности УДО
состояние методического обеспечения дополнительного образования (комплексность, адресность, логичность);
- уровень разработки проблем дополнительного образования (исследовательский, научный, экспериментальный или др.);
- уровень методического оснащения образовательного процесса (образовательной, воспитательной, досуговой, социально-педагогической и др. деятельности);
- уровень обобщения педагогического опыта;
состояние обеспечения профессионального роста педагогических кадров
- уровень системы обучения кадров (использование внутренних и внешних возможностей);
- уровень практической работы с педагогами (разнообразие форм, широта и глубина и комплексность рассматриваемых проблем);
- уровень системы стимулирования педагогической деятельности;
состояние информационно-методического обеспечение образовательного процесса (состояние методических фондов, издательской деятельности и других показателей);
уровень профессионализма методических кадров УДО;
расширение субъектов методической деятельности; широта и качество реализации методической функции разными категориями педагогических работников (методистами, педагогами, управленцами).
4.2. Результативность на уровне психологического обеспечения деятельности УДО
соответствие психологической деятельности предназначению, целям, содержанию деятельности УДО;
динамика спроса (заказа) на услуги психологической служ бы УДО;
динамика количественных показателей психологической деятельности УДО (кол-во консультаций, тренингов, семинаров и других);
разнообразие форм работы психологической службы с детьми и взрослыми;
позитивная динамика результатов деятельности психологов- уровень улучшения психологического и психического со стояния детей; уровень развития способностей детей (психических, умственных, творческих); уровень развития мотивационной сферы детей; степень разрешения личностных и других проблем детей и их родителей и других показателей;
уровень повышения профессионализма психологических кадров УДО;
уровень повышения психологической компетентности педагогических кадров УДО.
4.3. Уровень досугового обеспечения деятельности УДО
соответствие досуговой деятельности предназначению,
целям, содержанию деятельности УДО;
комплексность целей, содержания, форм досуговой деятельности;
разноуровневость досуговой деятельности
- по содержанию: отдых, развлечение, праздник, творчество, самообразование и др.;
- по организации: на уровне конкретного направления деятельности, детского объединения, совместной деятельности УДО;
- по направлениям: художественное, культурное, спортивное, техническое и др.;
- по результату: рекреативный, компенсационный, коммуникативный и другие;
широта и качество реализации досуговой функции разными категориями педагогических работников УДО (педагогами-организаторами, методистами, педагогами, управленцами);
уровень обеспечения досуговой деятельности (программное, методическое, материальное и др.);
практическая и социальная значимость досуговой деятельности.
4.4. Уровень материально-технического развития УДО
соответствие материально-технического обеспечения целям, содержанию, формам организации образовательного процесса;
состояние и динамика основных фондов: уровень износа,
степень обновления;
полнота и своевременность имущественного обеспечения
деятельности УДО;
степень загруженности помещений УДО.
4.5. Уровень финансово-экономического развития УДО
уровень исполнения бюджета с учетом финансирования и привлеченных средств;
уровень затрат на одного воспитанника;
уровень средней заработной платы персонала;
степень финансовой обеспеченности уставной деятельности за счет бюджетной и внебюджетной деятельности;