kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МКОУ "ООШ х.Киево-Жураки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности  "Родное слово"в соответствии с ФГОС  3 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ "ООШ х.Киево-Жураки"»

БОУ ТР ОО

«ТРОСНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

Куратор нач.школы

­­­­­­­­­­­________________ Жукова Г.В.

31.08.2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______________Жуков В. Д.

Пр.№59/1 от 31.08. 2013 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

в 3 классе

«Родное слово»

(познавательное направление)

34 часа (1 час в неделю)









Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №___ от «___» _____ 2013 г.





Учитель:

Кисель Татьяна Валентиновна




2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь - это канал развития интеллекта...

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н.И. Жинкин

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя

напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает

необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для обучающихся 3-го класса.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.

Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий.

Основу курса «Родное слово» составляет развитие речи и творческих способностей младших школьников. Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в

методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка

интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса.

Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Родное слово» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.

Форма учебной работы: внеурочная деятельность.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

Цель:

Создание условий для формирования языковой компетенции младших

школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,

содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

способностей.

Задачи:

1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы. Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся;

• принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

• принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

• системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

• этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства. Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход.

Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

- мотив;

- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

и т.д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

- реализация (что и зачем услышу);

- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы и приемы обучения:

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):

• словесные (устное или печатное слово) (+!);

• наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);

По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)

• репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);

• проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);

Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):

• создание ситуации успеха в обучении (+!);

• использование игр и игровых форм организации деятельности (+);

Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):

• учебные дискуссии (+!);

• творческие задания (+!);

• постановка проблемыили создание проблемной ситуации (+);

Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):

• устный контроль (+!);

• письменный контроль (+);

Условные обозначения: (+!) решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной группы; (+) решает данную задачу.

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

• проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;

• упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

• задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

• упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;

• вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;

• развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

• своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

• воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;

• вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Содержание программы

Развитие речевых компетенций (устная форма).

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения- миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

Тематическое планирование


п\п

Тема занятий

Задачи

Кол-во

часов

Результат

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).

Учить составлять рассказ по картинке.

1

Научатся составлять рассказ по картинке.

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского

языка.

Побеседовать о

сокровищах русского языка.

1

Узнают о сокровищах

родного языка.

Игра «Знаешь ли ты пословицы».


Проверить знания учащихся.

1

Проверят свои

знания.

Сочинение по пословице.

Написать сочинение по

пословице

1

Научатся писать

сочинение

Структура жанра «небылица».

Сочинение небылицы. Учить сочинять небылицы.

1

Познакомятся с

жанром небылицы.

Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей

на разнообразную тематику.



Научить детей подбирать тематический словарик,

готовясь к

высказываниям.

1

Обогащается

словарный запас.

Сочинение словарных сказок.

Сочинить сказку, используя словарные

слова.

1

Научатся сочинять

сказки.

Сочинение «Золотая осень».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать

сочинения.

Слово или не слово?

Познакомить учеников с

тем, как можно

определить значение

слова и как его толковать.

1

Обогащается

словарный запас.

Слово одно, а значений

несколько.



Познакомить учащихся с многозначностью слов.

1

Обогащается словарный запас.

Слова: синонимы, омонимы, антонимы.


Продолжить знакомство с

синонимами, омонимами,

антонимами.


Обогащается

словарный запас.

Смеемся, грустим, задумываемся.


Показать учащимся, что

художественная речь способна пробуждать

различные чувства.

1

Познакомятся с

художественной

речью.

Речь, предложение, текст. Признаки текста.


Повторить и обобщить

знания о речи,

предложении, тексте.

1

Повторят и

обобщат знания о

речи.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.



Познакомить с понятием «текст». Показать

разницу между

отдельными

предложениями и текстом.

1

Познакомятся с

понятием текст.

Деление сплошного текста на предложения.



Учить делить сплошной текст на части.

1

Научатся делить

текст на части.

Редактирование текста.

Учить редактировать

текст.

1

Научатся редактировать

текст.

Текст – поздравление к празднику.


Научить сочинять

поздравление к празднику.

1

Научатся сочинять поздравление.

Письмо – текст. Письмо другу, подруге.

Научить писать письма.

1

Научатся писать письма.

О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.

Показать, что по

хорошему плану можно

узнать, о чем будет

говориться в тексте.

1

Научатся составлять план.

Продолжить знакомство с типами текста.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

1

Продолжат знакомство с

типами текста.

Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».



Написать сочинение на

заданную тему.

1

Научатся писать

сочинения.

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».



Учить писать сочинение

по картине.

1

Научатся писать

сочинения.

Обучающее изложение по плану, вопросам.



Учить писать изложения

по плану и вопросам.

1

Научатся писать

изложения.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.


Учить писать изложения с

изменением лица

рассказчика.

1

Научатся писать

изложения.

Сжатое изложение по готовому плану.

Учить писать сжатое

изложение.

1

Научатся писать

изложения.

Изложение с элементами

описания и рассуждения.


Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

1

Научатся писать

изложения.

Будем сказки сочинять.


Учить детей сочинять

сказки. Развивать их

творческое воображение.

1

Научатся сочинять сказки.

Занятия в веселой академии «Складно да ладно».


Познакомить учащихся со

стихотворной речью.

1

Познакомятся со

стихотворной

речью.

Игры на умение находить рифму.


Познакомить с рифмой

как с особенностью

стихотворной речи.

1

Познакомятся с

рифмой.

Стихотворный размер. Ритм.


Познакомить со

стихотворным размером и

ритмом как

особенностями

стихотворной речи.

1

Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.

Сочинение стихотворений.

Учить сочинять

стихотворения.

1

Научатся сочинять

стихи.

Сочинение «Моя мечта».

Написать сочинение на

заданную тему.

1

Научатся писать

сочинения.

Олимпиада.

Оценить эффективность

обучения.

1

Проверят свои

знания.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за

год.


Основные требования к знаниями умениям учащихся:

к концу 3-го класса о бучающиеся должны знать:

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Что такое речь, предложение, текст.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Признаки текста.

Что такое изложение, сочинение.

Как писать изложение, сочинение.

Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.

Обучающиеся должны уметь:

Озаглавливать иллюстрации, тексты.

Составлять простой план произведения.

Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.

Использовать слова текста для называния его частей.

Различать повествования и описания предмета.

Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.

Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.

Различать синонимы, антонимы, омонимы.

Самостоятельно работать со словарями.

Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.

Составлять текст – поздравление к празднику.

Писать сочинения, письма.

Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.

Сочинять небылицы, сказки, стихи.

Редактировать текст.

Контрольная часть

Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных заданий, конкурса «Русский медвежонок», заполнения таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.

Целей этих работ несколько:

• стимулировать личностное развитие каждого ребенка;

• создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;

• формировать ключевые компетентности младших школьников.

Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.






Литература.

1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: ИздательскийДом «Литера», 2005.

7. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

11. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.

12. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .

13. Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».

14. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.

15. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.

16. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1975.

17. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4

классы. – М.: ВАКО, 2007.

18. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

19. РодариДж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.

20. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

21. Русский язык в 4 классе. ( Метод. указания к учебнику.) М.: Просвещение, 1970.

24. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005. 25. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для

учителей. – М.: Просвещение, 1971.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МКОУ "ООШ х.Киево-Жураки"

Автор: Махова Радима Барасбиевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства