kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-лекция "Технология проектной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность является своеобразной философией организации деятельности общественной организации. Роль проекта можно рассматривать с двух позиций: проект как документ и проект как формат деятельности. Оба эти подхода тесно взаимосвязаны и вовсе не исключают друг друга. Любая организация ставит перед собой некую глобальную цель, ради которой она существует. Для того чтобы добиться этой цели, необходимо сделать ряд шагов, каждый из которых и будет проектом и позволит добиться определённого результата.  В этом заключается смысл проекта, как формы организации деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-лекция "Технология проектной деятельности" »

Мини-лекция

на тему: «Технология проектной деятельности»


Проектная деятельность является своеобразной философией организации деятельности общественной организации. Роль проекта можно рассматривать с двух позиций: проект как документ и проект как формат деятельности. Оба эти подхода тесно взаимосвязаны и вовсе не исключают друг друга. Любая организация ставит перед собой некую глобальную цель, ради которой она существует. Для того чтобы добиться этой цели, необходимо сделать ряд шагов, каждый из которых и будет проектом и позволит добиться определённого результата. В этом заключается смысл проекта, как формы организации деятельности.

Проект, как документ, формализует все наши шаги, которые становятся понятными не только разработчикам проекта, но и любому человеку.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперёд; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это особый вид деятельности, результатом которой является теоретически и практически обоснованный выбор варианта развития процессов и явлений, которые мы прогнозируем или планируем.

Особенность проектного метода заключается в конструировании целенаправленной деятельности по выявлению (нахождению) ресурсов, позволяющих реализовать предложенную инициативу.

Проектирование – это технология организации работы по воплощению определенной идеи.

Проект – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на создание определенного, уникального продукта или услуги. Он представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.

Метод проектов обеспечивает развитие инициативности и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и применением их в решении практических задач.

Если проект решает определенные социальные проблемы города, района, учреждения, какого-либо сообщества, то такой проект, как правило, называют социальным.

Краткое описание этапов подготовки социального проекта:

Шаг 1: Постановка проблемы проекта (есть проблема – есть идея). Определение актуальности идеи.

Данный этап точно определяет, в чем состоит проблема, находит причину ее возникновения, показывает, какие целевые группы людей, затронутых проблемой, получат помощь в результате реализации проекта, отвечает на вопрос, почему этот проект необходим именно сейчас.

Основная задача на данном этапе – документально подтвердить существование проблемы, поэтому в этой части проекта должна содержаться подробная демографическая и статистическая информация, которая поможет составить представление о масштабах проблемы, а именно:

-описание той части общества, на которую рассчитан проект;

-статистические данные, подтверждающие масштабы проблемы;

-результаты исследований, оценки специалистов и т. п.;

-цитаты из документов государственных учреждений и высказываний их представителей;

-методика, использованная для определения проблемы;

-негативные последствия, которые вызовет наличие проблемы в случае, если не будут приняты меры для её решения;

- знакомство с другими организациями, которые занимаются той же проблемой.

Раздел разработан полностью, если:

  • он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

  • проблема выглядит значимой для вашего региона и людей его населяющих;

  • масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

  • проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевыми научно-методическими источниками;

  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

  • нет голословных утверждений;

  • минимум наукообразных и специальных терминов;

  • он краток, чётко определён способ решения проблемы.

Типичные ошибки при разработке раздела:

-неконкретное, очень общее описание;

-описание проекта не содержит специальных данных (статистических, экспериментальных), ссылок на мнение экспертов в данной области;

-постановка проблемы в мировом (глобальном) масштабе;

-претензия на уникальность самостоятельного решения проблемы: «никто, кроме нас, этим не занимается»;

-претензия на краткосрочность решения серьёзной проблемы: «решим глобальной проблему за 6 месяцев».

Шаг 2: Определение цели проекта.

Формулировка цели может быть связана с решением следующих вопросов:

- решение проблемы;

- описание планируемых изменений.

Постановка цели должна отвечать следующим требованиям: результаты достижения цели должны быть измеримы; она локализована в пространстве, конечна во времени и реалистична

Шаг 3: Задачи – средства достижения цели.

Для формулировки задач необходимо учитывать следующее. Задачи должны:

  • отражать этапы проекта;

  • быть связаны друг с другом;

  • требовать материальных и нематериальных ресурсов;

  • их решение должно быть контролируемо.

Если решение поставленных задач нельзя измерить (оценить), значит, задача сформулирована неверно (неточно). Любая цель, задача должна быть измерима (разрабатывая проект надо чаще вспоминать афоризм «Сколько вешать в граммах?»).

Разделы «Цели», «Задачи» можно считать прописанными, если они соответствует следующим условиям:

- описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, которые можно оценить;

- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;

- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;

- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна чёткая задача;

- цели достижимы, а результаты поддаются измерению;

- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения.

Типичные ошибки при разработке разделов « цели» и «задачи»:

-неконкретны;

-неизмеримы;

-глобальны;

-основная цель – создание структуры (центра, клуба), методы выдаются за цель;

-в задачах сразу прописываются и конкретные результаты.

Шаг 4: Методы и участники проекта.

На данном этапе необходимо описать методы, способы достижения поставленных целей и прописать ответы на следующие вопросы:

- Каким образом будут достигаться намеченные цели?

- Как будут выполняться поставленные задачи?

- Почему именно такие методы были выбраны для решения поставленных задач?

- Кто должен работать в команде для успешной реализации проекта?

Надо помнить: нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.

Раздел можно считать достаточным, если:

  • чётко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

  • ясно, кто кому подчиняется и кто несёт ответственность за определенные виды работы;

  • персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до/в процессе реализации;

  • механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

  • описание чёткое, краткое; содержание ясное и понятное;

  • прослеживается чёткость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

  • описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы доступно;

  • из раздела понятно как, с кем, когда и где будет реализовываться проект;

  • естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод;

  • нет ненужных описаний, приложений.

Типичные ошибки при разработке раздела:

-общее описание;

-не указано общее количество участников, выпускаемых листовок, брошюр, проведенных мероприятий;

-отсутствует причинно – следственная связь между постановкой проблемы, задачами и предложенными видами деятельности.

Шаг 5: Ресурсы проекта.

Здесь учитываем, какие ресурсы необходимы для осуществления поставленных задач и реализации проекта (канцтовары, материалы, оборудование и т.д.).

Шаг 6: PR- компания проекта.

Информационное обеспечение проекта. Отвечаем на вопросы:

- Как и когда будет сделана презентация проекта?

- Где будет размещена информация о проекте?

- Какие источники информации планируется использовать?

- Кто и как будет привлекать основных участников проекта?

- Какие информационные PR- материалы будут созданы в ходе проекта?

- Каким образом Вы планируете информировать людей об успехах проекта?

Шаг 7: Календарный план реализации.

Этот раздел должен включать перечень запланированных мероприятий и дел в хронологической последовательности с обязательным указанием дат проведения и ответственных (из команды проекта).

Шаг 8: Ожидаемые результаты проекта.

Задумывая проект, мы должны точно знать (или предположить):

- Что конкретно изменится в результате выполнения проекта?

- Каковы критерии успешности проекта (количественные и качественные)?

- Как Вы поймете, что достигли запланированного результата?

Примерные индикаторы для оценки результата проекта:

  1. Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

  2. Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрёл и т.п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций и др.); характер реализованных инициатив и др.).

  3. Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

  4. Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).

  5. Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

  6. Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не даёт заметного результата.

Типичные ошибки раздела:

-нет качественных (количественных) результатов;

-цель не представлена в результатах;

-отсутствуют методики сбора и анализа качественных результатов либо не прописана технология сбора этой информации;

-не прописано, как будет осуществляться учёт количественных (качественных) результатов.

Шаг 9: Перспективный план развития проекта.

Какие пути развития есть у проекта после его реализации? Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.


Схема проекта как документа:

1.Титульный лист

2.Содержание

3.Введение

4.Постановка проблемы

5.Цели и задачи

6.Методология и календарный план

7.Подведение итогов и оценка

8.Бюджет и объяснение бюджета

9.Перспективы проекта


Б) Практическая работа на тему: «Анализ проекта».

Для закрепления учебного материала занятия учитель дает учащимся один или несколько неудачных проектов для анализа на соответствие требованиям. Учащиеся делятся на группы и анализируют предложенный материал на наличие ошибок. Далее обсуждаются полученные результаты.

В) Подведение итогов занятия.

При подведении итогов занятия обсуждаются следующие рекомендации к разработчикам проектов.

Рекомендации разработчикам социального проекта:

  • Не берите больше работы, чем могли бы и хотели бы выполнить;

  • Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;

  • Успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;

  • Не стремитесь к идеальному и безупречному результату;

  • Не опускайте руки при неудачах; ошибки и трудности – неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;

  • Не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;

  • Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами;

  • Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решений;

  • Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;

  • Предварительно разработанные планы можно менять, но не злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратится в череду постоянных изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;

  • Помните о своих целях и об ожидаемых результатах;

  • Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их;

  • Установите в своем коллективе атмосферу доброжелательности;

  • Не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Мини-лекция "Технология проектной деятельности"

Автор: Шалагина Анастасия Николаевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210806


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства