Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы активизации исследовательской деятельности в начальных классах»
Методы и приёмы активизации исследовательской деятельности.
Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения
Исследовательская работа, выполненная вдвоём или втроём, по праву может считаться коллективной, но мы в данном случае называем другие варианты организации исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или большая группа детей.
С этой целью мы используем игровые сюжеты, развивающие различные личностные качества. Приведу примеры нескольких игровых сюжетов, которые легко воспроизвести на практике.
Игра «Историческое моделирование»
На стенде в классе учитель прикрепляет 6-8 листов бумаги формата А3 таким образом, чтобы они вместе составили одно «игровое поле».
На первом этапе детям даётся задание – нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мира, с материками, островами, морями, реками и всем прочим. Для этого можно поделить детей на мини-группы. Например, первая группа – нарисует материки, вторая – острова и моря, третья – реки и озёра, четвёртая – горы и вулканы, пятая – леса и пустыни, шестая – города.
Игровое поле для выполнения карты мира в классе висит несколько дней, постепенно обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и всё это постепенно заносится на общую карту.
Делаться это может в разное время: на уроках рисования, на переменах, после занятий. В итоге коллективный рисунок получается очень насыщенным и любопытным. Выполнять работу можно различными материалами: красками, фломастерами, цветными мелками, обычными шариковыми ручками, можно использовать и технику коллажа.
После выполнения карты каждая микрогруппа по очереди должна дать описание созданной ими части мира, подчеркнуть характерные особенности. Так появляется описание рельефа созданного мира, его климата, растительности, животного и растительного мира.
Далее учитель обращает внимание участников на то, что игровое поле не случайно состоит из нескольких листов. Каждый лист – это государство. Каждая группа создаёт свою страну, продумывает все вопросы государственного устройства, создаёт необходимые социальные институты, экономику, науку, культуру, язык, историю возникновения страны.
Обязательное условие: все страны находятся приблизительно на одном уровне развития.
Перед каждой группой, таким образом, возникает множество проблем, требующих глубокого исследования. Детям для создания своего государства приходится проводить массу изысканий в самых разных областях знаний.
Когда работа завершена, представители каждой страны выступают с сообщением о своём государстве. На выступление отводится 5-7 минут. После выступления остальные участники задают по два вопроса от каждой страны. Задающие вопросы создатели других держав стараются найти несоответствие в рассказе или несоответствие тем условиям, которые были оговорены при совместном сотворении мира данной территории.
Результаты всех этапов заносятся в таблицу.
Коллективная игра «Как работает завод»
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства. Можно просто познакомить их с принципом действия производственного конвейера. Но будет значительно продуктивнее смоделировать игру в конвейер. В ходе экспериментальной деятельности дети увидят. Как он функционирует.
Например, мы организуем в первом классе новогодний конвейер по производству игрушек для ёлки, а также осенний конвейер по выпуску осенних украшений для класса. Заранее заготавливаем стандартные детали для каждого участника, усадим детей за несколько столов, изображающих конвейерные линии, и запустим наше производство. Данная деятельность лишена элементов творчества – ребёнку необходимо действовать по заданному алгоритму. Смоделированная игра в производственный конвейер воспринимается детьми как новый интересный опыт, требующий творческого осмысления и понимания сути производственных и социальных взаимодействий людей.