Мастер – класс на стажерской площадке для директоров и преподавателей,
проходивший на базе МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Тема: Методы и формы, применяемые на занятиях
по дополнительной образовательной программе
«Изобразительное искусство и компьютер»
Структура мастер-класса:
Орг. часть (разделение на группы: 2 команды и эксперты) – 2 минуты;
Презентация программы «Изобразительное искусство и компьютер» - 3 минуты;
Интеллектуальная разминка – 5 минут;
Ознакомление с информацией по теме – 5 минут;
Опрос (загадки) – 3 минуты;
Работа в командах – 7 минут;
Аналитическая часть – 5 минут;
Рефлексия – 5 минут.
Оборудование:
Презентация Microsoft Offise;
Бейджи – КОМАНДА «…» - 2 штуки, ЭКСПЕРТЫ – 1 штука
(приложение А);
Планшет с тремя карманами для каждой команды – 1 штука
(приложение Д);
Репродукции картин «Взятие снежного городка», «Утро стрелецкой казни» Суриков; «Иван царевич на сером волке», «Аленушка» Васнецов; «Не ждали», «Бурлаки на Волге» Репин (спрятанные под лист бумаги с прорезанными окошками для угадывания по фрагменту);
Раздаточный материал для экспертов (приложение Б, приложение Г);
Раздаточный материал для команд (приложение В, приложение Е);
фишки;
коробочки для фишек – 2 штуки.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Протасова Елена Сергеевна, я - педагог дополнительного образования.
Предлагаю вас принять участие в мастер-классе по теме: методы и формы, применяемые на занятиях по дополнительной образовательной программе «Изобразительное искусство и компьютер».
На примере занятия по истории искусства разберем некоторые формы. Тема художники-передвижники.
Для работы нам необходимо разделиться на три группы: 2 команды и группа экспертов. Предлагаю назвать команды в соответствии с направлением занятия (приложение А). Экспертам предлагается роль независимых наблюдателей, поощряющих ответы команд фишками (за каждый правильный ответ в коробочку отправлять фишки).
Для того чтобы вы имели представление о месте данного занятия в программе, хочу познакомить вас вкратце с трехгодичной дополнительной программой «Изобразительное искусство и компьютер». (Презентация)
1 год обучения «основы компьютерной графики» направлен на изучение графического редактора Paint и, в качестве противопоставления, с художественными материалами.
2 год бучения называется «декоративно-прикладное искусство» направлен на развитие практических умений в работе с различными пластическими материалами.
3 год обучения готовит детей к работе с различными источниками информации по различным предметам, она нацелена на развитие информационной, коммуникативной компетентностей.
Итак, тема «художники-передвижники», предмет - история искусства, 3 год обучения.
Проведем небольшую разминку: команды должны называть по одному художнику и его картину. Каждый правильный ответ фиксирует фишками команда экспертов. Разминка продолжается до тех пор, пока не произойдет заминка.
Среди названных вами художников, я услышала такие имена, как: Поленов, Серов, Суриков, Шишкин, Васнецов и так далее. Все вышеперечисленные являлись в свое время художниками-передвижниками.
К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят убеждению, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом. Начинают в своих произведениях отражать реальную жизнь с её положительными и отрицательными проявлениями. Проводят выездные выставки в различных городах по всей России.
Сейчас я буду давать характеристики художникам, а вы попробуйте сказать о ком идет речь.
Речь идет о художнике – сибиряке, потомственном казаке. Нашего земляка – красноярца называли историческим художником, мастером психологического портрета.
По мере угадывания, демонстрируется слайд с изображением художника Сурикова В. И. и его картины «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».
Следующий герой повествования – художник-сказочник. Работал он в фольклорно-былинном жанре. Он даже выполнял эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
По мере угадывания, демонстрируется слайд с изображением художника Васнецова В. М. и его картин «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке».
Этот художник – Пушкин русской жанровой живописи, названия работ стали крылатыми фразами. В честь художника назван кратер на Меркурии, астероид 2468. Кто же этот замечательный художник?
По мере угадывания, демонстрируется слайд с изображением художника Репина И. Е. и его картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали».
А какая самая известная крылатая фраза, берущая начало с названия картины художника Репина? Конечно, «приплыли»! С этим произведением связано одно историческое недоразумение, ведь у художника нет такой картины с названием «приплыли». Существует версия, что произведение, вошедшее в историю, имеет название « Монахи. Не туда заехали». Сюжет комичен тем, что на первом плане изображены женщины, принимающие водные процедуры и устраивающие постирушки. На дальнем плане, по другую сторону реки просматривается монастырь. Гротеск картине придает лодка с монахами, появившаяся из тумана. Приплыли, так приплыли!
Мы познакомились с некоторыми художниками-передвижниками и их картинами, а теперь потренируем свою память.
Перед вами планшеты с репродукциями с картин известных художников. Репродукции скрыты листом плотной бумаги. Командам с пяти попыток по открывающимся фрагментам необходимо узнать картину.
Эксперты оценивают работу команды следующим образом: угадавшие с первой попытки получают 5 фишек, со второй попытки – 4 фишки, с третьей попытки – 3 фишки, с четвертой попытки – 2 фишки, с пятой попытки – 1 фишка.
Следующим испытание по изучению творчества художников-передвижников будет работа с интернет – ссылками (приложение В). Каждой команде раздается 8 карикатур картин с указанием фамилии автора предполагаемого произведения. Задача команд: в короткий срок найти правильное название картины, используя предложенную ссылку. Задание заканчивается тогда, когда одна из команд возвещает о завершении работы. (приложение В).
Эксперты оценивают правильный ответ в одну фишку.
Кроме того, экспертам предстоит охарактеризовать работу команд по предложенным критериям (приложение Г), затем подсчитывают общее количество фишек, заработанное каждой командой.
Итак, подводя итог нашего занятия, необходимо спросить у участников, для чего мы изучаем историю искусства?
Для этого, количество фишек, заработанных в процессе занятия, командам предстоит рассортировать и вложить в кармашки со следующими вариантами ответов (приложение Д): интересно; хочу быть образованным; нужно знать свою историю.
Фишки распределены. Можно констатировать, что ни один кармашек не остался пустым из чего можно сделать вывод: история искусства - интересный предмет, дающий представление об исторических и культурных событиях. Что каждый, кто хочет быть образованным, должен знать историю искусства.
Наша работа по изучению материала о художниках-передвижниках закончена. Мастер-класс проходил в различных формах. Экспертам предстоит отметить методы и формы, применяемые на данном занятии (приложение Б).
Проведем рефлексию (приложение Е)
Каждому участнику предлагается выразить отношение к занятию по истории искусства по теме «Художники-передвижники».
Результаты передаются экспертам, которые озвучивают работу команд. Каждый участник может выразить свое впечатление о происходящем.