kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - практический опыт педагога-организатора в работе с детьми во внеурочной деятельности по проведению коллективных творческих дел в новой форме: с помощью тимбилдинга. Такая работа помогает сплотить коллектив, даже если дети из разных классов или школ. Разработка будет полезной классным руководителям, воспитателям летних лагерей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию)»

Автор пособия педагог-организатор 1 Криворожской общеобразовательной школы І-ІІІ степеней № 102 Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей категории Методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию) Что такое тимбилдинг




Что такое тимбилдинг? Наверняка многие слышали это слово, но не все точно знают, что же оно означает. Определение этого термина в Википедии:

Тимбилдинг (англ. Team building) – построение команды, термин, обычно используемый в котексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективност работи команды.

Еще тимбилдинг можно назвать командообразованием. Другими словами, тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, коллективных развлекательных программ, тренингов и прочего.

История тимбилдинга

Осуществление различных мероприятий, которые нацелены на сплочение и повышение организованности команды, было известно еще в годы Второй мировой войны. Игры и тренинги для коллективов взрослых людей разрабатывались британскими специалистами в 40-х годах прошлого века. 
Наиболее приближенный к тому тимбилдингу, который применяется в современных компаниях, организациях детей и взрослых появился в Америке в 50-х годах 20 века. Тогда самым распространенным видом укрепления коллектива был именно исторический и ролевой тимбилдинг, когда члены коллектива переодевались в костюмы исторических персонажей и выполняли различные коллективные задания. Так тимбилдинг стал не просто методом проведения совместного досуга, но и эффективным способом выработки

2

«командного духа», так как в ходе разыгрывания сценок или выполнения заданий члены коллектива находили новые точки соприкосновения и лучше друг друга узнавали, что помогало им в совместной трудовой деятельности.

В России и странах СНГ тимбилдинг появился уже в конце 20 века. Первым применяемым методом тимбилдинга был метод бизнес - тренингов. Со временем стали набирать популярность и другие способы – спортивные и психологические игры, творческие мероприятия и другие.
Сейчас понятие «тимбилдинг» всё больше расширяется, добавляются новые варианты сплочения коллектива взрослых и детей, вырабатываются новые тактики. Даже проведение коллективных праздников часто сопровождается различными играми, нацеленными на создание духа единства.

В молодёжных объединениях разного уровня – среди школьников и студентов – в последнее время стал «модным» тимбилдинг для выявления лидерских качеств, выработки командных механизмов, развития творческой фантазии и создания нестандартных форм проведения креативных праздников и программ – флешмобов, агитбригад, фестивалей, игр -квестов…

Цели и задачи тимбилдинга:

Каким бы коллективом вы ни руководили – большим, средним или маленьким, детским, или взрослым, – для достижения успеха всегда нужны участники, которые будут эффективными командными игроками и смогут находить и использовать нестандартные решения стандартных задач.
Главные цели и задачи тимбилдинга заключаются в:

* создании чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;

* замене у участников чувства конкуренции на чувство сотрудничества;

* обучении эффективному взаимодействию между членами коллектива

(взрослых или детского объединения);

* выработке доверия и понимания в команде;

3

* сплочении команды, выводе «командного духа» на новый уровень;

* укреплении горизонтальных связей в коллективе (детском объединении);

* повышении мотивации деятельности;

* укреплении авторитета руководителя команды (педагога-организатора,

лидеров ученического самоуправления) на неофициальном уровне;

* психологической разгрузке участников процесса.

Далеко не каждый организатор развлекательной программы, тренинга, заседания школы лидерского актива может самостоятельно организовать мероприятия по тимбилдингу, поэтому в детском коллективе педагогу -организатору необходимо подготовить команду тимбилдинг – тренеров, (игротехников). Сейчас с помощью интернет – ресурсов можно найти много информации и рекомендаций по формированию командных качеств у детей, подростков, взрослых членов коллектива с использованием тимбилдинга.

Предлагаем вашему вниманию виды тимбилдинга:

Многим кажется, что тимбилдинг – это исключительно игры спортивной направленности. Да, спортивные мероприятия - самый популярный вариант сплочения коллектива и, пожалуй, самый эффективный. В детском коллективе это подвижные игры разного плана – «перетягивание каната»,

«перевозчик», «меткий стрелок», «эстафета с мячом» и др.






Однако, помимо спортивного тимбилдинга, существуют еще несколько не менее интересных вариантов командообразования. Например, такие, как исторический тимбилдинг (исторические ролевые игры, в которых воссоздаются определенные события прошлого),  творческий тимбилдинг


4

(выполнение различных креативных заданий, которые открывают в участниках новые творческие резервы).

В последнее время среди школьников и студентов популярны такие нестандартные креативные формы командообразования, как флешмобы,

артмобы, интеллектуальные программы КВН, «Что? Где? Когда?»,

танцевальные и социальные марафоны. Именно такие мероприятия требуют создания творческого коллектива единомышленников, способных воплотить идею в реальность.






 психологический тимбилдинг (психологические игры на понимание друг друга, выявление лидера, тренинги на сплочение, правовые марафоны…)






Творческий тимбилдинг (выполнение различных креативных заданий, которые открывают в участниках новые творческие резервы). Целесообразно использовать его при создании сценариев та в ходе проведения «Игры -квест», флешмобов, марафонов, когда от каждого участника требуется максимум усилий действия в команде и ответственности за это.



5


Для детского коллектива проводить командообразующие программы, тренинговые упражнения лучше всего в игровой форме. Приведем несколько

вариантов игр, которые являются одними из наиболее эффективных методов построения успешной команды:

Примеры игр для тимбилдинга 1. «Пантомима».

Эта игра многим знакома с детства. Игроку загадывается какой-либо предмет или явление, и он должен без слов показать его остальным участникам игры так, чтобы они догадались, о чем идет речь.

2. «Кто быстрее».

Коллектив делится на несколько групп, в каждой из которых выбирается капитан. По команде каждый капитан должен построить свою группу в квадрат (круг, треугольник) по определенному признаку – росту, цвету волос, первой букве имени и т.д. Кто быстрее справится с заданием, тот и будет победителем.



3. «Узнаем друг друга с новой стороны».

Каждый из участников анонимно пишет на листке бумаге какие-либо факты о себе, описывает события из своей жизни, либо просто свои предпочтения в чем-либо. Далее все листки складываются в одну корзину и перемешиваются. Каждый по очереди достает листок и зачитывает его вслух, а команда должна догадаться, кто является автором написанного.

4. «Скакалка».

Формируются команды по 7-10 человек. Используя огромную длинную скакалку, игроки синхронно совершают прыжки через нее. Выигравшей является та команда, которая перепрыгнула наибольшее количество раз, не

6 сбившись и не запутавшись в скакалке.

Тимбилдинг преследует разные цели:
  • атмосфера неформального общения;

  • построение команды единомышленников;

  • выработка умения работать в коллективе;

  • сплочение команды;

  • определение лидеров;

  • психологическая разгрузка.

Местом проведения тимбилдинга может быть и комната детского объединения, и школьные коридоры, и спортивный и музыкальный залы, и стадион, и живописные зоны отдыха – главное, оторваться от привычного рабочего места. Быстрее всего психологическая разгрузка происходит на природе, вдали от привычных школьных стен. Погружая коллектив детей в необычные условия, можно определить неформальных лидеров, скрытые симпатии и конфликты. По этим результатам тренер тимбилдинга и подбирает игры на сплочение команды.

Местом проведения на природе может быть стадион, площадка летнего лагеря, поляна в лесу, берег реки… Некоторые учебные заведения могут позволить себе и дальние поездки во время коллективных экскурсий… Такой отдых очень активен и динамичен.

Сценарий тимбилдинга следует продумать заранее. Это можно поручить лидерам ученического самоуправления, отвечающим за организацию отдыха детей в коллективе.

7

Чаще всего над разработкой сценария тимбилдинга трудятся сразу несколько человек, ведь необходимо придумать яркий и запоминающийся сюжет мероприятия, учесть массу психологических аспектов (изначальная цель тимбилдинга - не просто развлечься, а сплотить коллектив) и сделать так, чтобы придуманный сценарий можно было реализовать на практике. 
Сценарии тимбилдинга могут быть самыми разными. Довольно востребованы сценарии ролевых игр, основанные на сюжетах известных фильмов или книг. Проведенный по такому сценарию тимбилдинг будет атмосферным, запоминающимся, а необходимость исполнения той или иной роли покажет черты характера детей, которые они, возможно, раньше не проявляли. 
Еще один популярный формат тимбилдинга - это квест (приключение). Это соревнование подразумевает достижение определенной цели путем выполнения последовательности заданий. Выполнение одного задания дает возможность приступить к следующему. Этот вид тимбилдинга позволяет сплотить команду и наладить взаимодействие между сотрудниками. 







Творческие мероприятия могут быть самыми разнообразными. Чаще всего они подразумевают командную работу над определенным проектом: газетой, фильмом, фотовыставкой. Участникам могут даже предложить провести благотворительную акцию, марафон, ярмарку по сбору средств для помощи больным детям или для поддержки той категории взрослых, которые нуждаются в благотворительной помощи. Задача всем участникам будет предложена одна, а формы её реализации команды выбирают сами. Все это

8

помогает не только проявить творческие способности, но и научить участников распределять обязанности при работе в команде. 
К тимбилдингу можно отнести празднование дней рождения детского объединения, дни ученического самоуправления в школе. Особенно популярны в последнее время тематические костюмированные вечеринки. 
Тимбилдинг предотвращает конфликты в коллективе и помогает создать сплоченную и эффективную команду единомышленников, готовых усердно трудиться не только ради личной выгоды, но и на благо общего дела коллектива. 

Примеры сценариев

1. "Перейди болото"
Место проведения - рекреации школы, или спортивный зал.

Условия командообразования: ВСЯ команда, по одному, один за другим, в полной тишине, должна преодолеть препятствия (пройти по кочкам). Создаются «сказочные» условия трудностей: в болоте спит кровожадный и беспощадный крокодил, он хватает и утаскивает в болото каждого, кто наступит мимо кочки, и даже сами кочки.

Реквизит: кочки - листы бумаги А-4, дается по 1 листу каждому участнику

команды;
путь по "болоту" "рисуется" мелом извилистой линией, контуры

намечаются цветным или строительным скотчем прямо на полу.

Задача участников - наступая на кочки, перебраться через болото.
НО! кочка не должна пустовать, иначе и ее утянет крокодил! На кочке всегда должна находиться нога игрока, можно две ноги, пустовать кочке не можно!

Необходимо выбрать в команду 15 детей с каждого отряда-участника, двое детей будут выполнять роль «крокодилов». Одновременно могут играть 2-3 отряда (команды).
При всей, казалось бы, легкости, пройти группе в 15 человек препятстия

9

очень трудно. "Крокодилы" (это могут быть как дети из отрядов –

участников, так и тренери - лидеры ученического самоуправления), они должны сновать между ног, утягивать эти листы, а еще отвлекать команду, провоцируя на разговор! За все нарушения команда возвращается назад, и игра начинается для неё сначала!
Победить команда может только тогда, когда каждый участник станет прислушиваться друг к другу, стараться действовать слаженно.
А это и есть главная задача тимбилдинга!

2. «Слаженная команда»

Место проведения – актовый зал, комната детского объединения, класс.

Реквизиты: - столы, за которыми сидят участники;

- доска, на которой пишется текст, или стенд с прикреплённым на

нём ватманом для записи, или экран с проектором.

Условия проведения тимбилдинга: на доске (ватмане, экране) пишется небольшая фраза со знаками препинания, кавычками и пробелами, например:

«Наше детское объединение – самое лучшее в районе».

Играет одна команда 15-20 человек, действия должны быть слаженными и одновременными.

Задача команды: произнести эту фразу без слов, на гласные буквы – хлопать,
на согласные – топать, кавычки, пробелы и знаки препинания - надо встать и сесть.

Как показывает опыт, сделать это совсем не просто, можно посадить в центр «дирижёра».

Такую командную игру можно провести на таких праздничных программах, как «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «День Святого Валентина», «День рождения отряда (дружины)», когда можно написать какую-либо фразу про участника или в целом про коллектив.
3. Игра по принципу "камень, ножницы, бумага"
Условия игры: играют 2 команды, которые стоят друг напротив друга.

10

Предлагается участникам перенестись в японский театр "Кабуки", его

персонажи - Самурай, Принцесса, Дракон.
Самурай убивает Дракона, но не в силах противостоять чарам Принцессы
Дракон съедает Принцессу, но слаб против меча Самурая.
Принцесса очаровывает Самурая, но не сможет противостоять Дракону.
Участникам игры надо показать каждого персонажа (ведущие игры – тренеры тимбилдинга - могут придумать какие угодно движения для участников).
Дракон – участники руками показывают раскрывающуюся пасть Дракона и грозно рычат;
Самурай – все размахивают мечом сверху вниз, справа - налево
Принцесса – все поют и танцуют, как кукла: "ля-ля-ля"
После того, как тренер тимбилдинга объяснит условия проведения командной игры, команды обсуждают, кого они будут показывать, и показывают предложенных персонажей.
Самурай убивает Дракона, но не в силах противостоять чарам Принцессы
Дракон съедает Принцессу, но слаб против меча Самурая.
Принцесса очаровывает Самурая, но не сможет противостоять Дракону.
Если команды показывают одного и того же персонажа, - ничья, всем по очку. Игра идет до 5 очков.

3. «Украинский двоколор»
(развлечение для большой аудитории).
Место проведения: спортивный или актовый зал.

Реквизиты: воздушные шары двух цветов – жёлтого и синего.

(Тренеры тимбилдинга раздают шары двух цветов: жёлтые и синие, чем большем, тем лучше! Зрители надувают их, образуя из шаров цвета украинского флага. Ну а дальше - делай, что хочешь, повторяя за аниматором – тренером. Аниматор стоит перед аудиторией и дирижирует: качаем шарами, держа их в руках, влево, вправо (реально создается впечатление, что

11

это флаг, что он развевается!); делаем морскую волну: вверху солнце – жёлтые шары, внизу море – синие шары (плавно поднимая и опуская шары,

имитируем колыхания волны).
В заключение дружно всем сделать Салют: лопнуть шары одновременно.
Получается настоящий салют!

Этапы тимбилдинга:
  1. Заранее формируют группы по 5 — 10 человек методом случайного выбора для большей психологической разгрузки.

  2. Выбирают капитана команды и девиз, следовать которому надо на всех

этапах.

  1. Участники тренинга преодолевают препятствия, исследуют

незнакомую местность и строят переправы, развивают какой-то проект.

Можно играть в волейбол, пейнтбол, картинг, футбол, катание на

лошадях – все в адаптированном варианте.

  1. Но физические упражнения – не главное, главное – наладить

взаимопонимание и взаимодействие.

Вот некоторые из заданий:
  • «Покажи» — из всех членов команды изобразить указанный объект –

картину, букву, пословицу;

  •  «Пантомима» — изобразить жестами зверя, чтобы команда его

12

угадала;

  • «Береги яйца» — на качели из бревна на пеньке с двух сторон

подвешивают мешочки с яйцами. Команда должна стать на качели и не

разбить яйца;

  • «Кто первый» — капитаны по сигналу строят свою команду в виде

круга, треугольника, буквы, птичьего клина, по росту, алфавиту,

размеру обуви, цвету глаз или волос.

В заключении участники тимбилдинга (тренинга или коллективного дела) дают оценку своим действиям, выявляют ошибки и успехи, подводят итоги, победители получают награды, остальные — памятные призы. Если в тренинге принимал участие и руководитель, доверие к нему значительно возрастает.

Список использованной литертуры:

- портал TRENERSKAYA.RU

- http://s49.radikal.ru/i123/0911/1d/5493c51781bd.jpg

- http://fb.ru/article/155477/timbilding---chto-eto-timbilding-stsenarii-uprajneniya- organizatsiya-timbildinga







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию)

Автор: Лисякова Тамара Миколаївна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства