Методические рекомендации «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс
Методические рекомендации «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс
Предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к числу предметов коррекционного компонента Типового учебного плана обучения школьников с умеренной умственной отсталостью.
У учащихся с умеренной умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется, поэтому продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс»
Введение
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей c умеренной степенью отсталости
Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.
Неоднородность состава учащихся ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционно развивающих занятий. Коррекционные занятия, проводимые педагогом — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают учащиеся с умеренной степенью отсталости в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Данное методическое пособие раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей, нуждающихся в коррекционной работе.
Коррекционные занятия с детьми с у умеренной степенью отсталости- это специальная работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушения психических функций(недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение пространственной ориентировки, низкий уровень развития эмоционально волевой сферы и навыков общения, низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, речи, мышления).
Организационное единство практической и мыслительной деятельности, обеспечивает решение данных задач. Коррекционные занятия должны обеспечивать овладение ребенком основным компонентов мыслительной, интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочные (умение принять инструкцию в полном объеме, операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочные(умение контролировать ход работы и адекватно оценивать ее результат. Занятие проводятся в группой форме.
Содержание и организационные формы занятий определяется конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, может меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований.
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятий, отбор конкретных методик и техник работы, подготовку необходимого материала и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.
Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий. Разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмичных упражнений, графических заданий и др.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.. дети узнают свойства предметов и явлений, учатся сравнивать, находить отличай, , находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними, объективно оценивать действительность.
Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, умения анализировать, развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем), происходит накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия доля развития зрительной и слуховой памяти, опосредованного запоминания, необходимости в общении и развитии речи (активизации словарного запаса, овладением грамматическим строем речи, развитию связной речи, формировать умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к числу предметов коррекционного компонента Типового учебного плана обучения школьников с умеренной умственной отсталостью.
У учащихся с умеренной умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется, поэтому продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Действия с предметами у детей с умеренной умственной отсталостью остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная коррекционная помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цели коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
1) создание оптимальных условий для познания обучающимися каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, оптимизации психического их развития и более эффективной социализации в обществе;
2) формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
1) обогащать чувственный опыт через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
2) развивать зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое восприятия, а так же восприятие запаха и вкуса как пропедевтики формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности;
5) формировать способность воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
6) формировать приемы элементарной деятельности, которые в должны стать основой разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, бытовой и трудовой, самообслуживании).
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники будут учиться:
1) ориентироваться на сенсорные эталоны;
2) узнавать предметы по заданным признакам;
3) сравнивать предметы по внешним признакам;
4) классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
5) составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
6) практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
7) давать полное описание объектов и явлений;
8) различать противоположно направленные действия и явления;
9) видеть временные рамки своей деятельности;
10) определять последовательность событий;
11) ориентироваться в пространстве;
12) целенаправленно выполнять действия по инструкции;
13) самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
14) опосредовать свою деятельность речью.
Коррекционно-развивающая работа строится в соответствие со следующими принципами:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;