Методические рекомендации «Роль концертмейстера в организации образовательной деятельности детского танцевального коллектива»
Методические рекомендации «Роль концертмейстера в организации образовательной деятельности детского танцевального коллектива»
Музыкально-ритмическое развитие детей является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе его лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. С развитием музыкально-ритмических способностей движения постоянно совершенствуются, становятся более ритмичными, выразительными. Детское воображение формируется ярче всего в игре. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную деятельность. В ритмические упражнения включаются движения из области танца, используются сюжетно-образные движения (изображения животных, птиц, людей и т.д.) Диагностика развития музыкально-ритмических способностей осуществляется в форме игровой деятельности и импровизации. Таким образом, организация художественно-эстетического развития детей через музыкально-ритмические занятия дает возможность воспитания гармоничной личности ребенка, целенаправленно приобщая к искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Роль концертмейстера в организации образовательной деятельности детского танцевального коллектива» »
Методические рекомендации
«Роль концертмейстера в организации образовательной деятельности детского танцевального коллектива»
(из опыта работы)
Пояснительная записка
Музыкально-ритмическое развитие детей является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе его лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. С развитием музыкально-ритмических способностей движения постоянно совершенствуются, становятся более ритмичными, выразительными. Детское воображение формируется ярче всего в игре. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную деятельность. В ритмические упражнения включаются движения из области танца, используются сюжетно-образные движения (изображения животных, птиц, людей и т.д.) Диагностика развития музыкально-ритмических способностей осуществляется в форме игровой деятельности и импровизации. Таким образом, организация художественно-эстетического развития детей через музыкально-ритмические занятия дает возможность воспитания гармоничной личности ребенка, целенаправленно приобщая к искусству.
1.
Сегодня новые ФГОС входят не только в массовую школу, но и в учреждения дополнительного образования. Именно система дополнительного образования в силу своей уникальности способна не только раскрыть личностный потенциал ребенка, но и подготовить его к жизни, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Работая по новым стандартам, актуализируется проблема повышения профессиональной компетенции педагога. Не составляют исключения и концертмейстеры дополнительного образования. В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только специальную деятельность (музыкальное сопровождение занятия), но и необходимость обеспечения тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «концертмейстер» и «педагог». Именно музыкальная деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к профессии. Этим определяется объем необходимых знаний, умений, навыков; их содержание; методы передачи и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к искусству.
2.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Занятия хореографией от начала до конца строятся на музыкальном материале: поклоны, переходы от одного упражнения к другому и др. – музыкально оформлены, чтобы дети привыкали организовывать свои движения согласно музыке.
Музыкальное оформление занятия прививает детям осознанное отношение к музыке: умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, познавать выразительное значение музыкальной фразы. У детей формируются первичные эстетические оценки, музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление. Все это помогает детям воспринимать музыку и танец в единстве. На занятиях хореографии музыкальное сопровождение имеет огромное значение при исполнении разминки, упражнений, отработке отдельных элементов.
В течение 20 лет я являюсь концертмейстером танцевальных коллективов Центра дополнительного образования детей. Коллектив, в котором я работаю в настоящее время - многочисленный, возраст детей - от 4 до 18 лет. Коллектив является активным участником мероприятий Центра дополнительного образования, города, принимает активное участие в областных, всероссийских и международных конкурсах.
3.
Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное? Концертмейстер является основным помощником педагога-хореографа в образовательном процессе. Деятельность концертмейстера способствует гармоничному развитию личности ребенка. Музыкальное сопровождение помогает развитию художественного вкуса.
В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач – развитие музыкально-ритмических навыков, эстетического вкуса, участие в творческом и педагогическом процессе занятия, в создании благоприятных условий и раскрытия творческого воображения у детей посредством музыки. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо в реализации образовательной программы, планировании, постановочной работе.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности т.к. осуществляется работа с детьми разного возраста, в разных танцевальных направлениях – классический танец, народный, современный. Для этого необходим опыт работы, умение ориентироваться и вовремя подключаться к учебному процессу. Подбору музыкальных произведений уделяется много внимания, т.к. правильно подобранный музыкальный материал способствует эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии.
Концертмейстером используется как аудио- и видеозаписи, так и «живое» исполнение (фортепиано). Благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки, происходит лучшее усвоение учебного материала, что помогает более ярко представить конечный результат, к которому стремятся педагог-хореограф и концертмейстер на занятиях.
4.
У концертмейстера нет отдельных («своих») занятий, но всегда есть небольшие паузы на занятии, которые можно заполнить, привлечь внимание детей, способствуя тем самым развитию детского воображения, восприимчивости, фантазии. В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей выделять в музыке главное, передавать движением различные интонации, смысл (ритмическое, динамическое, мелодическое начало)
Цель музыкальных пауз на занятии:
- музыкально-ритмическое развитие ребенка;
- развитие образного мышления;
-помощь педагогу-хореографу в освоении ритмически сложного материала
Задачи музыкального воспитания на занятиях хореографии:
Развитие музыкального восприятия метроритма
Ритмическое исполнение движений
Развитие воображения, художественно-творческих способностей
Умение эмоционально воспринимать музыку
Развитие музыкальности движений т.к. движения раскрывают содержание музыки, характер, динамику, темп, метроритм.
Музыкально - ритмическая деятельность формирует правильные двигательные навыки, умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений, навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.
Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий для музыкального развития детей через игровую деятельность. Она более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4; 3/4; 4/4; что такое «ритм», «мажор», «минор».
Элементы музыкальной грамоты, которые изучают в игровой форме:
- характер музыки (весело, грустно); практика: определить на слух ладовый характер музыкального фрагмента; передача характера музыки через музыкально-двигательные упражнения;
- жанры музыки (песня, танец, марш); практика: знакомство детей с основными видами жанров – П.Т.М; импровизация в движении в связи с изменением видов жанров музыки (марш-ходьба, полька-бег, прыжки, вальс-танец, песня-имеет текст, который поют);
- динамические оттенки (форте, пиано); практика: понятие о силе звука – форте – громко, пиано – тихо; определение на слух силы звучания музыкального фрагмента;
-метроритм (пульсация в музыке); практика: слушание разнохарактерных музыкальных произведений; определение на слух сильной и слабой долей; прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога (имен, строчек из стихов и т.д.), акцентируя сильную долю; чередование хлопков рук с ударами ног;
- пауза (остановка в движении); практика: музыкально-двигательные упражнения – шаги в сочетании с паузой (остановкой);
- темп (скорость движения музыки); практика: связь понятия «темп» с явлениями окружающей действительности – например: самый быстрый зверь-гепард, черепаха-ползет медленно; музыкально-двигательные упражнения-чередования бег-ходьба;
-музыкальный регистр (высокий, низкий); практика: знакомство детей с различным происхождением звуков – шумовых, музыкальных; определение на слух высоты звука;
-понятие «музыкальное предложение» (фраза); практика: определение на слух сильной доли – начала музыкального предложения, начать движение с началом музыкальной фразы, акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями как притопом, хлопком, прыжком и т.д.
5.
Для определения уровня музыкально-ритмических способностей можно использовать 3-х бальную систему где:
3 – показатель высокого уровня
2 –средний уровень развития
1 – низкий уровень развития
Знание способностей поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающий комплекс упражнений. Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально подобранные упражнения.
Диагностика чувства темпа и метроритма
В качестве критериев развития данного компонента музыкальных способностей рассмотрим:
- способность равномерного движения, т.е. умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, поскоков, двигательных реакций кисти и пальцев рук или счета вслух);
- адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях-замедлениях;
- слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетания длительностей звуков в единой темпоритмической организации – ритмическая способность.
Практика: дидактическая игра-тест «Шаги Великана, Тома, и Гнома».
Цель: выявить уровень общего музыкального развития, сформированности чувства метра.
Описание игры-теста: Концертмейстер: Давай поиграем в сказочные шаги. В стране «Тишилии» все жители ходят как часы (в руки ребенка даются часы-будильник, ход которых - «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так), шаги его маленького друга – Гнома – подвижны, игривы(шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг – на звук «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно(один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг – на следующий «тик-так»).
Критерии оценки:
3 балла – высокий уровень. Точное обозначение шагов «Великана, Тома и гнома» на протяжении всех четырех «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов)
2 балла – средний уровень. Воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16).
1 балл – низкий уровень. Сбивчивое метрическое исполнения шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений).
Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге.
Эффективность моей работы подтверждается данными диагностики. По ним я могу отслеживать развитие детей.
6.
Концертмейстер помогает создать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа. Танец – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна.
У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого-либо из живой природы. Усложнение задачи: передать характер (например, хитрой лисы, большого сильного медведя и т.д.) В игре «Зоопарк» нужно уметь представлять под музыку тот или иной образ, персонаж и охарактеризовать его в соответствии с характером музыкального фрагмента. Здесь приходится быстро импровизировать, подбирая выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь детям более точно передать образ, характер, и повадки зверей.
Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Игра снимает напряжение во время занятий, переключает внимание, организует детей, сплачивает между собой. В практике музыкальное образование можно понимать не только как формирование специальных профессиональных навыков музицирования, а прежде всего развитие общих способностей восприятия и ощущения, внимания и образной памяти, мышления и воображения, универсальных познавательных свойств личности. Реализовать музыкальные способности можно в процессе слушания музыки, во время ее исполнения и в процессе музыкального творчества.
7.
Когда достигнуты цели и задачи, концертмейстер совместно с педагогом организует деятельность, направленную на творческое развитие воспитанников и помогает в подготовке концертной деятельности. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась. Концертмейстер – помощник хореографа, значит, до конца проходит путь от создания образа танца до выступления на сцене. Тем более, если коллектив многочисленный и разновозрастный, то помощь педагогу особенно нужна. Концертмейстер принимает участие в создании образа, если необходимо – помогает в изготовлении несложного реквизита, декораций, костюмов к концерту. Есть еще важный момент – подготовка воспитанников к выступлению за кулисами, а именно: переодевать, причесывать артистов-танцоров, загримировывать, настраивать на выступление, а порой принимать непосредственное участие в той или иной программе, наряду с детьми и педагогом. Здесь педагогу-хореографу, руководителю коллектива приходится делать все самому и, помощь концертмейстера необходима.
8. Сотрудничество педагога-хореографа и концертмейстера с родителями воспитанников имеет свою цель: умение взаимодействовать с родителями, увлечь, заинтересовать, повести за собой, удержать. Формы работы: проведение бесед и родительских собраний, составление тестов, анкет, проведение диагностики, ознакомление родителей с материалом, который будет использован в работе, проведение совместных мероприятий. В результате достигаются партнерские отношения с родителями воспитанников, положительная эмоциональная обстановка в коллективе, родители оказывают содействие обучению детей в Центре.
Заключение
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие комплекса психологических качеств личности такие как: достаточный объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, чуткость, педагогический такт. Концертмейстер должен питать особую бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха - его работа сливается в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это призвание и труд его по своему предназначению.
Список литературы
1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие Издание 6-М «Советский композитор» 2002 г.
2. Гурьянова А.Е. «Основы ритмики, хореографии и современного танца» Пермь 2001г.
3. Мироедова М.И. «Перспективы профессионального роста концертмейстера хореографии». Дополнительное образование 2000г.
4. Пчелкина Т. «Диагностика и развитие музыкальных способностей» Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками Москва 2006г.
5. Статья «Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива» - учительская универсиада