kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации и проведению КТД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации разработаны для проведения учебы актива районного детского общественного объединения.

Задача: познакомить участников с методикой проведения коллективно-творческих дел.

Основные понятия:

-коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и педагогов, то есть является общей заботой;

 -коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению КТД»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества
















Учёба актива

районного детского общественного объединения

«Ветла»






Разработал:




Ганзина Марина Евгеньевна,

методист МОУ ДОД ВРДДТ








город Ветлуга

2014 год


  1. Методика проведения КТД.


Задача: познакомить участников с методикой КТД.


Основные понятия:


-коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и педагогов, то есть является общей заботой;

-коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.


План занятия:


  1. Методика организация КТД?

  2. Краткий словарь КТД.

  3. 10 компонентов успеха.

  1. Методика организации КТД.


Что значит «коллективно творческое дело»?

Это:

  • дело, так оно несёт в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

  • коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и педагогов, то есть является общей заботой;

  • коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.


Схема организации КТД:


  1. Предварительная работа (выбор идеи).

  2. Коллективное планирование.

  3. Коллективная подготовка дел.

  4. Проведение КТД.

  5. Коллективное подведение итогов.

  6. Последействие.

  1. Краткий словарь КТД.

Познавательные КТД:

  • «Аукцион знаний»,

  • «Вечер веселых задач»,

  • «Вечер неразгаданных тайн»,

  • «Клуб кинопутешествий»,

  • «Интеллектуальный футбол»,

  • «Защита фантпроектов»,

  • викторины,

  • конкурс «Эрудитов»,

  • «Познавательная олимпиада»…

Художественные КТД:

  • «Вечер поэзии»,

  • «Ателье мод»,

  • «Кинофестиваль»,

  • «Конкурс сатиры и юмора»,

  • «Конкурс рисованных фильмов»,

  • «Вечер сказок»,

  • «Литературный суд»,

  • «Фестиваль видео клипов»,

  • «Картинная галерея»,

  • «Конкурс инсценированных песен»…


Спортивные КТД:

  • «Веселые старты»,

  • «День здоровья»,

  • «Играй – город»,

  • «Малые Олимпийские игры»,

  • «Спортландия»,

  • «Турнир спортивных комментаторов»…

Досуговые КТД:

  • «Летний бал»,

  • «Аукцион забав»,

  • «Рыцарский турнир»,

  • «Шумовой оркестр»,

  • «Карнавал»,

  • «Комический цирк»,

  • дискотека,

  • дни «Рекордов Гиннеса»,

  • «Вечер легенд»,

  • конкурсы: «Мисс лето», «Крестики-нолики», «Алло, мы ищем таланты», актерского мастерства…


Главные компоненты успеха.


Помните, что при организации любого творческого конкурса следует помнить 10 главных компонента успеха:

    • интересные задания;

    • красивое оформление;

    • материальное обеспечение;

    • находчивый ведущий;

    • компетентное жюри;

    • эмоциональные зрители;

    • музыкальное сопровождение;

    • исполнительные помощники;

    • подготовленные команды;

    • призы для победителей.

Методика проведения «огонька».

Задача:

  • познакомить с методикой проведения «огонька».

Основные понятия:

  • «огонёк»;

  • законы, традиции, виды «огонька».

План занятия:

  1. Этапы подготовки «огонька».

  2. Методика проведения «огонька».

  3. Виды «огонька».


  1. Этапы подготовки к «огоньку».

Огонёк – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведённых акций и складывающихся в отряде взаимоотношений.

Подготовительная работа включает следующие этапы:

  1. Анализ состояния психологической атмосферы и ситуации в отряде. Постановка вопроса: «Что я хочу от сегодняшнего «огонька»? Какую задачу необходимо решить»? Выбор темы «огонька».

  2. Формулировка личной позиции по данному вопросу «Что я знаю об этом предмете, как к нему отношусь, как бы я поступила в подобной ситуации…» Ответом на эти вопросы могут быть примеры из личной жизни.

  3. Продумать форму проведения «огонька» с учётом возрастных особенностей детей, уровня их воспитанности.

  4. Продумать место проведения «огонька», вопросы, оформление места проведения, подбор музыки, песен, стихов и цитат по теме «огонька».

  5. Подготовка отряда к «огоньку» на протяжении всего дня.


  1. Методика проведения «огонька».

Время проведения «огонька» для младших отрядов – 40-60 минут, для старших отрядов – 60-90 минут. Важно, чтобы тема «огонька» была интересной и затрагивала всех, при виде усталости детей необходимо подвести итог и закончить «огонёк». Во время проведения «огонька» избежать скуки вам поможет разнообразие педагогических средств – музыка или песни под гитару, стихи и легенды.

На первом «огоньке» детей необходимо познакомить с традициями и законами.

Законы «огонька»:

  • говори вполголоса, если хочешь выступить – не выкрикивай с места, а подними руку;

  • внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай;

  • критиковать, не с целью унизить и оскорбить, а помочь и посоветовать;

  • критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай;

  • никого нельзя заставить выступать или запрещать;

  • береги время, дай возможность высказаться другому.

Традиции «огонька»:

  • все ребята садятся в круг;

  • нельзя проходить через центр круга «костёр», свеча – символ горячих сердец, общее сердце отряда;

  • использование талисмана.


  1. Виды «огонька».

Выделяют:

  • «огонёк знакомства». Задача – знакомство ребят друг с другом, формирование доброжелательного отношения к каждому члену отряда;

  • «огонек – анализ дня». задача – научить видеть детей причины удач и неудач, привитие навыка анализа совместной деятельности.

  • «тематический огонёк». Разговор направлен на определённую тему.

  • «прощальный огонёк». Задача: подвести итог смены, работа на последействие.





Методика проведения игр, конкурсных программ.

Задача:

  • познакомить детей с методикой проведения игр, конкурсных программ (далее - КП).

Основные понятия:

  • игра, конкурс;

План занятия:

    1. Методика проведения КП.

    2. Методика проведения игры.

  1. Методика проведения КП.

Конкурс это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой её вид может лечь в основу конкурса. В основе любой КП лежит принцип соревновательности, состязания.

Так как цель КП – соревнование уровней мастерства детей, следовательно, они являются мощным стимулом к развитию человека, совершенствования его навыков.

Организация КП – процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учёт многочисленных деталей, проблем, вопросов. И не обязательно эти программы должны иметь в своём названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» - от этого организационный алгоритм не меняется.

Этапы подготовки КП:

  • принятие решения о проведения КП, с учётом интересов, запросов, возраста детей;

  • придумать конкурсу яркое название;

  • сформулировать конкурсные задания;

  • разработать условия и критерия конкурса;

  • определить количество участников;

  • приглашение компетентного жюри;

  • подготовка призов;

  • роль ведущих;

  • обеспеченность необходимым реквизитом;

  • определить место проведения, оформление;

  • приглашение зрителей.

В оценке результатов конкурсной программы велика роль работы жюри. Поэтому необходимо:

  • никогда не доверять судейство в программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7;

  • никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;

  • не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

При подготовки конкурсов подумай и реши:

    • как пригласить зрителей;

    • когда провести предварительный просмотр;

    • кого пригласить ведущим;

    • как оформить помещение;

    • где посадить жюри;

    • на чём расположить экспонаты;

    • как организовать церемонию открытия;

    • какую подобрать музыку;

    • во что будут одеты участники;

    • где жюри будет обсуждать итоги;

    • кто будет вручать приз;

    • как будет проходить награждение и др.

точку проведения КП можно поставить лишь после того, как будет проведён анализ планов и результатов.

  1. Методика проведения игры.

При подготовке игры, необходимо:

  1. Учитывать наличие инвентаря, условия погоды, возраст детей, количество участников, поставленные задачи.

  2. Проверить и подготовить место.

  3. Объяснить правила игры.

  4. Выбрать водящих.

  5. разделить на команды.



Полезные советы организаторам игры.

  1. Выбирая игру, главное – знать, кто , когда и где в нее будет играть.

  2. Место для каждой игры должно подходить времени суток и возрасту участников.

  3. Хорошо подготовленный игровой инвентарь – половина успеха игры.

  4. Точное объявление правил игры поможет ведущему избежать ссор и конфликтов при ведении игры и при подведении ее итогов.

  5. Самое главное все рассчитать заранее: как пригласить ребят участвовать в игре, как разделить ребят на несколько команд, как выбрать водящих, что сказать победителям и проигравшим, что пожелать судьям и болельщикам.

  6. С жюри не спорят, когда оно работает компетентно, творчески, аргументировано.

  7. Делу – время, потехе – час. Каждой игре – свое место и время.

  8. Ведущий - зеркало игры во всем – в настроении, внешнем виде, в словах и реакции зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.

  9. Приз и награда – это возможность сделать человека лучше.

  10. Любая игра неповторима, при соблюдении основных правил.

  1. Коллективная творческая деятельность.

Иванов Игорь Петрович (1925-1991) – академик Российской Академии образования, автор методики коммунарского воспитания, методики Коллективных Творческих Дел.

Что же такое коммунарская методика?

Это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества, направлена на пользу и радость далеким и близким людям.

Основная цель методики:

Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правого демократического общества.

В основе методики лежат:

  • Диалог всех возникающих точек зрения

  • Уважения самостоятельности ребенка, его уникальной позиции в мире

  • Социальная направленность деятельности (любое дело начинается с постановки и ответа на вопрос: Для кого? Для чего мы с вами будем делать это дело?)

  • Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле (добровольное участие всех членов коллектива в планировании, подготовке, проведении, осуждении итогов совместных дел).

  • Создание условий для проявлении в формировании основных черт творческой деятельности (эмоциональная насыщенность – набор средств, помогающих увеличить эмоциональную сторону коллективной жизни – эмблемы, законы, форма и т.д.)

  • Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности

  • Ситуации – образцы – т.е. отрезок времени жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут повышенной интенсивной жизнью (к ним можно отнести коммунарские сборы)

Особенности содержания

На основе этих идей можно выстроить следующую структуру методики:

  1. Цель (она конкретна – общая коллективная забота об окружающих людях и окружающей деятельности)

  2. Конкретные дела (КТД)

  3. Результаты:

    1. личностный (изменения, происшедшие в самом себе, коллективе) - ощущение радости, удовлетворения от сделанного;

    2. количественный/качественный – изменение, усовершенствование окружающей среды.

  1. Оценка и общественное мнение.

КТД – это социальное творчество, направление на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности.

Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:

  • поиск;

  • целеполагание;

  • прогнозирование и планирование;

  • реализация;

  • аналитико-рефлексивная деятельность.



Схема алгоритма организации и проведения КТД

Стадия

Педагогическое целеполагание

Методы. Формы деятельности коллектива

1. Предварительная работа

  • для чего, с кем?

  • с какой целью?

  • кто может помочь?

  • как подключить детей, родителей?

  • кому быть организатором?

«Нацеливающие» воспитательные мероприятия:

  • «стартовая задача»

  • товарищеская беседа

  • рассказ-размышление

  • убеждение на собственном опыте

2. Коллективное планирование

  • какие дела проведем?

  • на радость и пользу кому?

  • где лучше провести?

  • с кем вместе провести?

Сбор-старт:

  • обоснование предложений

  • анализ задач на размышление

  • творческий поиск

  • открытая дискуссия

  • выбор Совета Дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: помочь в выполнении конкретных поручений.

На этом этапе позиция педагога требует тонкой педагогической инструментовки.

3. Коллективная подготовка дела

  • как развивать положительные качества ребят?

  • как преодолеть отрицательные?

  • как включить всех в активный творческий поиск?

  • как научить детей преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

  • увлечение добрыми сюрпризами

  • помощь товарищеским советом

  • товарищеский контроль

  • поощрение, доверие

  • увеличение делом, поиском, романтиком, игрой

  • уточнение проекта коллективного творческого дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: главной заботой является накопление каждым участником опыта организаторской и исполнительской работы.

Каждому ребенку необходимо научиться командовать и подчиняться товарищу.

На этом этапе формируются отношения содружества, ответственной зависимости.

4. Проведение КТД

  • как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

  • как увлечь личным примером?

  • как добиться родственной перспективы близкого успеха?

  • как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Любые виды КТД

Формы КТД:

  • операции

  • эстафеты

  • конкурсы

  • смотры

  • соревнования

  • диспуты и т.д.


ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: сосредоточить педагогическое внимание на том, как отношения содружества сказываются на успехе проводимого дела, а затем подготовиться к анализу и подведению итогов.

5. Коллективное подведение итогов

  • как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей окружающей жизни?

  • как научить анализировать и оценивать свою работу?

  • как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

  • товарищеский разговор

  • сборы огоньки

  • поддержка, побуждение

  • товарищеское поручение

  • награда

  • контроль, требование

  • обсуждение, награда

  • наказание

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела.

подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между взрослыми и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка являются для детей личностно значимой и способна оказать воздействие на формирование их оценки и самооценки.

6. Важнейшее последействие

  • как научить реализовывать выводы и предложения?

  • как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

  • как научить учащихся осуществлять собственные решения?

  • расстановка сил, доверие

  • радостная перспектива

  • выполнение чередующихся поручений

  • преемственность в делах

  • взаимопомощь


ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: организовать использование учениками и в учебной работе, во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела

(по работам И.П.Иванова)

  1. Какими мы были?

  2. Что было хорошо? Что получилось?

  3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

  4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

  5. как нам жить дальше?

Этапы проведения КТД

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ.

На этом этапе определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела. Придумываются форма, содержание, определяются цели и задачи КТД.

2 этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КТД.

Планирование КТД осуществляется в форме сбора-старта. Сначала в микрогруппах, а затем сообща решают следующие вопросы:

  • Для кого проводим?

  • На радость и пользу кому?

  • Как лучше его провести?

  • Кому участвовать – всему коллективу или отдельной микрогруппе?

  • С кем вместе?

  • Кто будет руководить?

  • Где лучше провести это дело?

  • Когда?

Ведущие общего сбора-старта ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, развивают выборы Совета Дела (если есть такая необходимость).

3 этап – Руководящий орган данного КТД уточняет предложения, конкретизирует решение сбора-старта. Разрабатывает ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕЛА.

Поощряют инициативу каждого, обращение за помощью, координируют работу, при необходимости контроль.

Подготовка КТД осуществляется по плану:

  1. Оформительская работа:

    • изготовление реквизита

    • объявление

    • реклама (радиореклама)

    • пригласительные билеты

    • оформление сцены, зала и т.д.

      1. Технические вопросы:

        • запись фонограмм

        • аппаратура

        • состояние помещения

        • регистрация

      2. Организационная работа:

  • приглашение гостей

  • организация выставок

4 этап – ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.

5 этап – АНАЛИЗ КТД – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На этом этапе здесь важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть сбор, «Огонек» и т.д.

Сначала микрогруппами, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Т.е. необходимо ответить на вопросы:

  • Что понравилось и почему?

  • Что удалось и почему?

  • Что возьмем на будущее?

  • Чему я научился?

  • Кому скажем спасибо?

6 этап – выполняются решения последнего сбора, исправляются ошибки, учитывается положительный опыт и задумывается НОВОЕ КТД.

Как видно из алгоритма КТД – вся коллективно организаторская деятельность включает в себя четыре «сами»:

  • Сами определяем цель предстоящей деятельности

  • Сами планируем

  • Сами организуем

  • Сами подводим итоги и оцениваем ее

За основу планирования необходимо взять следующие принципы:

    1. Лучше меньше, да лучше

    2. Каждое дело с пользой – иначе зачем?

    3. Каждое дело людям – иначе зачем?

    4. Каждое дело творчески – иначе зачем?

    5. Наша цель – счастье людям

Требования к ключевым КТД

  1. Связь КТД с задачами и проблемами данного коллектива.

  2. КТД должно выходить на все уровни коллектива (одинаково полезно и интересно младшим и старшим товарищам)

  3. КТД должно предполагать творчество

  4. КТД учитывает как учебную, так и воспитательную работу

  5. КТД предусматривает все стадии – от подготовки до подведения итогов

  1. КТД должно иметь общественную направленность

  2. Ключевое дело должно предусматривать серию более мелких КТД, облегчая тем самым этап планирования тематического периода.

  3. В процессе проведения КТД должно соединять развитие всех трех сторон личности учащегося: познавательно-мировоззренческая, эмоционально-волевая и действительная.

  4. КТД должно способствовать созданию нового общественно-ценного опыта, обмен опытом, творческого применения ранее усвоенного опыта, объединение приобретенного и приобретаемого положительного опыта.

В последнее десятилетие возникла необходимость развития двух типов КТД (как результат двух типов активности школьников): классическое КТД и личностно-ориентированное КТД.

В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня». Технологические различия есть на всех этапах подготовки и проведения КТД.

В коллективном целеполагании в традиционном КТД – социальные критерии выборы дела (польза, радость людям, сплочение коллектива и т.п.), в личностно-ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить развить, усовершенствовать?

Возможно использование приемов: предварительная анкета, игровые приемы, «живая анкета», графический образ развития, личностного роста… (О.С. Газман называл это открытой педагогикой»).

В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложенной каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков – организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

При проведении дела те же акценты, что при планировании и подготовке плюс сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный во «Встрече нового века»); публичного признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому… самому» и т.п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкой педагогической политики стимулирования этой добровольности).

В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела имеет место постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается: через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов («Что тебе дало участие в общем деле?» «Какие вызвало чувства?» «Какие мысли?» и т.п.), через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять, через подчеркивание ценности для всех не только единство мнений, но и их разности, несовпадения позиций.


Перечень конкретных КТД.


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КТД

Деидеологизация и деполитизация, идущие сейчас в стране, не означают, что ребят надо совсем уводить от общественных и политических дел. Это было бы серьезной ошибкой. Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос.

Словарь: агитбригада, агитафиша, агиткалентарь, агитсуд, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа политического обозревателя, беседа за «круглым столом», брифинг, бюро вопросов и ответов, вахта, вечер актуальных проблем, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политическая викторина, встречи с лучшими людьми, встреча поколений, военизированная эстафета, военизированная полоса препятствий, газета стенная («живая», радиогазета, киногазета, светогазета), военизированный подход, декада художественных и документальных фильмов (диафильмов, слайдофильмов), гайдаровский рейд, диспут, день интервью, диалог поитинформаторов, десятая студия, диалог «Два взгляда», закладка памятника, заочное путешествие, идеологический ринг, инсценированная политинформация, « Институт общественного мнения», конкурс детских рисунков, конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», комплексная военная спартакиада, костер, литературно-художественный монтаж, линейка, лекция-концерт, манифестация, «машина времени», митинг, операции «Забота», «Радость людям» и др., политминутка, политинформация, программа «Взгляд», почетный караул, политлото, поход по местам боевой славы, праздник красного календаря, пресс-бой, пресс-диалог, пресс-конференция, политобзор, политбой, рассказы о забытых героях, самообзор газет и журналов, устный журнал, фестивали дружбы народов, политические песни, факельное шествие, хит-шоу, шефство над памятником (братской, могилой, мемориалом), эстафета дружбы, ярмарка солидарности.

Забота вожатого – помочь ребятам использовать те знания, которые они уже усвоили на уроках истории, обществоведения, литературы. КТД «политического» толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.


ТРУДОВЫЕ КТД

Все чаще к эпитету «каникулярное» лето, так образно определяющему многообразию ребячьих дел, добавляется еще одно слово – «трудовой». Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, школьник растет гражданином своей страны.

Лето – благодатная пора, когда без оглядки на учебную нагрузку можно поручить детям настоящие, серьезные дела – такие, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности.

Работа на колхозном или совхозном поле, на ферме, в саду, в лесничестве – это полнокровная жизнь юного человека в большом привлекательном мире дел взрослых. Важно только позаботиться о том, чтобы этот большой мир оказался добрым к юным.

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Не обязательный пункт летних лагерных планов. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы покажем?», «Для чего мы будем делать это дело?», «Ради чего идем на поле?» и т.п.

Словарь: ателье мелкого ремонта, аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставки трудовых достижений, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, грибная «охота» (ягодная, ореховая), дежурство, день трудовых подарков лагерю, дело «по секрету», день самостоятельности, зеленый патруль, защита профессии, клуб умельцев-волшебников (юных техников, изобретателей), конкурс детского мастерства, лагерное конструкторское бюро, летопись трудовой славы, мастерская по ремонту лагерного инвентаря (игрушек, кукол), операции («Зеленая аптека», «живи книга», «Родник»), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, сбор вторсырья (семян, даров леса), трудовой час, трудовая вахта, штаб заботы о лагере, «фабрика» игрушек, экскурсия в совхоз (лесничество, на ферму, производство), эстафета трудовых дел.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КТД

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

Словарь: академия «веселых наук», аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, день оружейника (колеса), декада науки и техники, защита фантпроектов (гипотез, «безумных» идей, имен и т.п.), интеллектуальный футбол, клуб кинопутешествий (книголюбов), конкурс переводчиков, конференция зрителей (читателей), книжный бал, краеведческий поход (экспедиция), конкурсы смекалки (эрудитов), КВН, «лестница слов», «модель будущего», обзор книжных новинок, олимпиада (познавательная), «Поле чудес», пресс-бой, разнобой, рассказ-эстафета, «съезд мечтателей», турнир всезнаек (оракулов, дикторов, «Цицеронов»), «Что? Где? Когда?», час почемучек, экскурсии познавательные, языковая «тревога».


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КТД

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач лета. Операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Словарь: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, встреча с лесничими (егерями, охотниками, рыболовами, бывалыми людьми), выставка лесных даров (лесных диковинок, изделий из лесного материала, лесных букетов), встреча солнца (луны, зари), день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.), день рыбака, день птиц, день рождения Луны (Земли, Солнца), «живая картина», лагерное лесничество, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, праздник первого снопа, сюита экологических игр, экологическая карта лагеря, экологическая тропа, экологическая зона работы, экологический вестник, экологический фестиваль.


СПОРТИВНЫЕ КТД

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Словарь: аукцион, спортивный джоггинг (бег до подъема), веселые старты, веселая спартакиада, встреча с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами), декада спортивных фильмов и диафильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя), запуск моделей (планеров, бумажных змеек), зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная), защита видов спорта, звездный марш-поход, игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.п.), кросс, лагерь робинзонов, малые олимпийские игры, купание, олимпиада народных игр, ориентирование на местности, первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления спортсменов, полоса препятствий, походы (однодневные, многодневные, ночные, звездные), рыбалка (состязание), санитарный пост, санитарная викторина, санитарный патруль, спортивная информация, спортивный калейдоскоп, спортбой, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов, состязания «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», спортивные «Огонек», троеборье, «трибуна болельщиков», «турград», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, турнир сигнальщиков, туристические игра, туристический поход, товарищеские спортивные встречи, физкультминутка, шахматно-шашечный турнир, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая, шведская).


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КТД

Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка, «сочинительские», актерские, режиссерские помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

Словарь: авторский вечер, ателье карнавальных мод (звукозаписи), ансамбль вечер поэзии (музыки, живописи, архитектуры) вечер сказок «Жили-были», выставка картин (рисунков, репродукций, плакатов букетов), выпуск рукописных сборников (альманахов), галерея картинная, декада искусств, день эстетики, драматизация песен (сказок, загадок, басен т.д.), кружки эстетического профиля, карнавал литературный), КВН (музыкальный), кинофестиваль, кольцовка песен (загадок, пословиц, считалок), конкурс поэтических жанров, конкурс юмора и сатиры, конкурс поэтов – масок (буриме, рассказа с продолжением, песни, рисунка мелового), концерт («Загадка», «Ромашка», «Молния», «Подарок», «Сюрприз»), кукольный театр, олимпиада изобразительного искусства, просмотр фильмов (телепередач, спектаклей и т.д.), рисованный фильм, спевка, студия звуковых диафильмов (фотофильмов), театр пантомимы (теней, «живых» картин, мод, литературных импровизаций), театрализованный спор, фестиваль искусств, час «оперы».


ДОСУГОВЫЕ КТД

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Словарь: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.), бал Терпсихоры, базар головоломок, баталия бумажных корабликов, бюро предложений по делам развлечений, вечер легенд, вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.), вечер-путешествие, веселая дуэль, вечеринка, веселое пятиборье, взятие песочного городка, «выпускной» бал, «голубая лампа» (семейного чтения), день «рекордов Гиннесса», день веселого двора, дискотека, день веселых испытаний, день фантазера, «Ералаш», загородная массовка, «завалинки», затейник «устный, настенный), игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие), задушевный разговор, игры строительные, конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др., игровая сюита, «капустник», карнавал, клуб выходного дня, клуб коллекционеров (меломанов, любителей искусств и т.п.), конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и др.), конкурс юмора и сатиры, коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки), «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс-лето», лотерея, музыкальный киоск, «магазин Плюшкина», массовка, музей «Заходи, глазей», «Ночь ужасов», «Огонек», парад войск будущего, пир-бал именинников, посиделки, панорама творческих дел, праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и др.), «песочный город», пресс-бой, ребусы, состязание юмористов, творческие объединения («Райкины», «чудаки»), турнир «Яблочко», рыбалка, турнир (гидов, затейников, знатоков), ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, цирк на воде, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шуточная картинная галерея, школьное кафе, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов (искусств, любимых занятий), экспедиция за сказками (играми, забавами, пословицами, поговорками, загадками, обрядами, церемониалами), юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.


КТД С ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

Словарь: вечер «Расскажу о хорошем человеке», вечер этикета, вечер откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день поступков «по секрету», день рождения коллектива, день рождения лагеря, день русского хлебосольства, день этикета (мальчиков, девочек), диспут, «камертон хорошего настроения», комплексная игра, магазин без продавца, «Огонек» знакомств, «Огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, ролевая игра нравственного характера, сбор «Я-мы-они», секретный тимуровский рейд, «фабрика смеха», эстафета соседей.


КТД В РАБОТЕ С АКТИВОМ

Делить ребят в летнем лагере, да и в школе, на актив и пассив сегодня вряд ли имеет смысл. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной ли актив все-таки мы в отряде и дружине выбираем. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД - тренинги, творческие КТД.

Словарь КТД: «А ну-ка мы», «Арена общения» (программа творческих контактов), «Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью); «Веер делегаций» (группа ребят импровизирует в общении друг с другом, представляя делегацию страны, планеты и т.п.); «Замещение вакантных ролей», игра в «мнения», коллективное планирование, «Огонек» - анализ дня (недели, смены), организационно - деятельностная игра, операция «Малыши», разговор о жизни (вольное общение), «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» (оценка друг друга), собрание-диспут, сводный отряд актива, сбор актива.

Возможно, часть этих КТД знакома читателю. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практические любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

Мне хотелось представить читателю панораму творческих дел, изобретенных еще в 50-е годы. А сколько интересных дел ушло из памяти людей! КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД летом. Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в школе. Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не использование роли «по бумажке». Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и воспитатели действуют сообща, если они партнеры и друзья. А если нет, возникает горечь непонимания, непризнания, своей ненужности отряду тогда смена в лагере – это безрадостный, тягостный месяц жизни, пропавшее время. Как же важно, чтобы этого не произошло, товарищ вожатый.

…Говорят, летом дети растут быстрее. И впрямь, пройдет всего несколько недель, вернется очередная лагерная смена, и не узнать ребят – загорели, окрепли, повзрослели, взахлеб рассказывают о днях, полных незабываемых впечатлений. А есть ли радость выше, чем счастье наших детей!


СЛОВАРЬ ОРГАНИЗАТОРА КТД

Инициативная группа – создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для выработки некоторых вариантов, предложений его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора-старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Микроколлектив – мелкие, первичные звенья, включающие детей по дружбе, интересам и составляющие основной коллектив.

Мозговая атака – организация работы коллектива или микрогруппы, при которой каждый участник вносит устное свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. Возможна такая организация мозговой атаки – одна группа выдвигает предложения, другая «атакует» «сомнениями», а задача первых «защищать» свои предложения.

Совет дела – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела.

Творческая группа – работает по заданию Совета Дела над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации по организации и проведению КТД

Автор: Ганзина Марина Евгеньевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "
    ["seo_title"] => string(46) "programma-sportivno-ozdorovitiel-nogo-lagieria"
    ["file_id"] => string(6) "174765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424179187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства