методическая разработка занятия практического обучения водителей транспортных средств категории "В" - экстренное торможение
Методическая разработка занятия практического обучения водителей транспортных средств категории "В" - экстренное торможение
экстренное торможение автомобиля на дороге довольно сложно из=за большой скорости и центробежной силы автомобиля. особенно сложно затормозить автомобиль при мокром покрытии ( во время дождя). или же по гололеду. именно поэтому водитель обязан развивать такую скорость автомобиля, при которой есть возможность сманеврировать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка занятия практического обучения водителей транспортных средств категории "В" - экстренное торможение»
Экстренное торможение
Экстренное торможение — торможение, применяемое для остановки транспортного средства (автомобиль, поезд) при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных свойств транспортного средства, а также возможностей водителя (шофёр, машинист) применить традиционные или нетрадиционные приемы в зависимости от коэффициента сцепления колёс с путём и других внешних условий.
Как же происходит экстренное торможение ? При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).
Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением. Задача экстренного торможения состоит в остановке за минимальное время и при прохождении при этом минимального расстояния. Это связанные величины, так как чем эффективнее (быстрее) снижается скорость, тем меньшее время нужно на остановку, и тем меньший будет пройден тормозной путь.
ABS (англ. Anti-lock breaking system - антиблокировочная система) – сложная электронно-механическая система, предотвращающая блокировку (юз) колес транспортного средства при торможении. Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью
ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд. Наличие ABS можно распознать также по очень легкой и чувствительной педали тормоза.
Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS
На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно :) Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно до полной остановки (!).
Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит - это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки.
Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.
От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!
Плюсы АВS при экстренном торможении:
в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
в повороте при таком торможении машина не уходит в занос или снос;
от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).
Минусы ABS
1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.
2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт – лед – асфальт – снег – лужа.
3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).
4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!
Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.
5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!
Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.
Как экстренно тормозить на авто без АВS?
Как уменьшить тормозной путь?
Каждый из нас слышал визг шин тормозящего автомобиля. И конечно же все видели черные следы на асфальте оставленные после такой остановки.
Подобное торможение с блокировкой колес неэффективно, а часто даже опасно, особенно если его применяют на скользком покрытии или на большой скорости.
Торможение блокировкой колес опасно тем, что:
увеличивает тормозной путь (иногда значительно);
практически всегда приводит к заносу автомобиля (его вращению);
машина при заблокированных передних колесах не реагирует на повороты руля (не управляема);
на повороте такое торможение приводит к сносу автомобиля (машина при этом также не управляема).
Блокировка колес может происходить не только на скользких покрытиях. Даже на сухом асфальте на относительно небольшой скорости резкое нажатие на тормоз приведет к торможению юзом, с полным набором всех негативных последствий.
При торможении подобным способом покрышка колеса при трении с поверхностью дороги нагревается до такой степени, что начинает плавиться и даже гореть. Языков пламени, конечно, вы не увидите - не те скорости - а вот дым запросто.
Понятное дело, что на плавящейся, как сыр в духовке, резине особо эффективно не остановишься. При торможении юзом на льду или укатанном снеге в точке их касания с колесом обязательно возникает прослойка воды, которая почти всегда приводит к неуправляемому заносу и требует большего расстояния для остановки, чем при торможении… на грани блокировки колес.
Самое эффективное торможение – торможение на грани блокировки колес!
Что значит торможение на грани блокировки?
Это значит, что вы давите на тормоз с такой силой, которая еще позволяет прокручиваться колесам, но на грани их остановки, т.е. если нажать на педаль чуть сильнее, то колеса заблокируются (остановятся).
При торможении на грани блокировки соприкасающаяся с дорогой поверхность покрышки в каждый момент времени разная, что не дает температуре в точке касания подняться до критического уровня.
На практике поймать «грань блокировки» давя на тормоз с определенным постоянным усилием нереально. Почему? Да потому что при малейшем снижении скорости эта «грань» наступает уже при другом усилии. Поэтому опытные водители, даже сама ABS, применяет импульсное торможение.
А чтобы уметь тормозить таким образом, т.е. эффективно, нужно обязательно научиться чувствовать момент блокировки колес вне зависимости от покрытия дороги.
Признаки блокировки колеса при торможении:
возникла вибрация колес или ухудшилось замедление автомобиля;
появился звук скребущихся по поверхности дороги покрышек или их визг;
возник занос автомобиля, он перестал реагировать на повороты руля (поворачивать);
Экстренное торможение
1. Сухой асфальт. На сухом асфальте очень эффективно тормозить на грани юза. Сначала необходимо сильно нажать на тормоз до блокировки колес на грани юза, потом постепенно его отпускать вместе со снижением скорости. Так машина удерживается на грани сноса.
Эффективное торможение происходит именно по причине того, что колеса за счет данных действий находятся на грани юза. Это связано с тем, что чем выше скорость, тем труднее заблокировать колеса. Поэтому в начале торможения нужно сильно давить на педаль тормоза, а потом постепенно ее отпускать пропорционально скорости. 2. Гололед, дождь (равномерно скользкая дорога). Первое нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. В дальнейшем нужно увеличивать как время давления на педаль, так и силу торможения (время и сила зависят от коэффициента сцепления).
Если дорога очень скользкая, дополнительно к этому можно использовать торможение двигателем, переключая передачи вниз. Делать это правильно достаточно сложно.
Для этого необходимо использовать «перегазовку» перед включением передачи (она поможет избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге).
При этом может понадобиться умение одновременного нажатия правой ногой на педаль газа и тормоза (носком ноги жмем на тормоз, а пяткой делаем «перегазовку»). 3. Дорога с гололедом, снег на отдельных участках или местами неровная дорога. В этом случае нужно тормозить как в предыдущем случае, за одним исключением: работать педалью тормоза нужно на ровных участках дороги или там где нет гололеда, снега и так далее.
На неровностях и скользких участках лучше не нажимать на педаль тормоза.
4. Обледенелая дорога. В первую зиму лично у меня была проблема с торможением на спусках обледенелой дороги: когда я тормозил - автомобиль разгонялся, вместо того чтобы снижать скорость.
Это происходит потому, что на такой дороге колеса очень легко блокируются и автомобиль просто скользит по дороге вниз.
Однако есть очень эффективный способ действий в подобной ситуации. Необходимо просто одновременно тормозить левой ногой, а правой продолжать давить на газ, но не очень сильно.
Также данный способ подходит и на ровной обледенелой дороге.
Прежде чем применять данную технологию необходимо научиться тормозить левой ногой, а для этого нужно тренироваться. 5. Снежная дорога. Считается, что в данном случае эффективнее всего тормозить с блокировкой колес. Это связано с тем, что перед заблокированными колесами образуются снежные валики, которые помогают автомобилю быстрее остановиться.
К сожалению, проверить на практике данный способ мне затруднительно по той причине, что мне не встречались подобные дороги. Насколько я понимаю, такой вид торможения может применяться только на грунтовой дороге. На асфальте, как правило, возникает две ситуации: когда снег укатан, и когда снег с водой. В этом случае, при использовании данного способа торможения «юзом», машина просто заскользит по дороге. Поэтому необходимо тормозить так, как описано во втором примере (при гололеде). 6. Отказ тормозов. В данном случае советовать что-то конкретное сложно. Например, мой знакомый, когда у машины полностью отказали тормоза (в этот момент он подъезжал к перекрестку со стороны второстепенной дороги со скоростью 40 км/час), включил первую передачу и остановил машину (отличный маневр). Перед этим он пытался затормозить ручником, но безрезультатно (потом правда выяснилось, что он у него не работал, и что самое интересное, ему это было известно).
Если произошло подобное с вами, используйте любые варианты в конкретной ситуации. Например, можно притереться колесами к бордюру. Если ситуация критическая, постарайтесь остановиться, притеревшись боком вашего автомобиля к чему либо. Однако в этом случае прогнозируйте возможность отскока и изменение траектории.
Если впереди неподвижное препятствие и объехать нет никакой возможности, направьте удар по центру переднего бампера. Считается, что удар в правую или левую части бампера намного опаснее по последствиям.
Распространенные ошибки.
Многие водители само понятие «экстренное торможение» трактуют буквально. Однако на самом деле экстренно тормозить нужно, балансируя на той грани, когда колеса полностью блокируются. При полной блокировке колес автомобиль идет юзом, и его в итоге заносит. При этом тормозной путь увеличивается в разы. Даже опытные водители допускают эту ошибку – резко вжимают педаль тормоза в пол и удерживают ее в таком «задушенном» положении.
Совет. Дабы в экстренной ситуации полностью остановить автомобиль, нужно приложить к тормозной педали только начальное усилие, а потом сильно и довольно быстро полностью выжмите тормоз до полной блокировки колес. После этого необходимо ослабить давление на педаль для предотвращения заноса, а
потом снова заблокировать колеса. И так несколько раз, чередуя свои действия. Это так называемое торможение импульсами, при котором проще всего контролировать движение автомобиля, вот-вот готового сорваться в занос.
Таблица. Тормозной путь автомобиля.
Экстренное торможение в действии
И напоследок.При соблюдении дистанции экстренное торможение не понадобится