Методическая разработка на тему" Организация сюжетно-ролевых игр"
Методическая разработка на тему" Организация сюжетно-ролевых игр"
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид
деятельности дошкольника. В ней отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания тех или иных жизненных явлений.
Содержание творческих игр дети придумывают сами. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее основных черт, главное, что ребенок в игре воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, в которой ребенок берет на себя роль взрослого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему" Организация сюжетно-ролевых игр"»
Организация сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности дошкольника. В ней отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания тех или иных жизненных явлений.
Содержание творческих игр дети придумывают сами. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее основных черт, главное, что ребенок в игре воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, в которой ребенок берет на себя роль взрослого.
Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. При этом игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни. Таким образом, игра, есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых.
Е.Л.Зворыгина выделяет следующие этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап – ознакомительная игра. Содержание – действие с предметами, осуществляющиеся в определенной последовательности. Взрослый показывает игрушку и действия с ней. Ребенок манипулирует игрушкой и познает ее свойства.
Второй этап – отобразительная игра. Ребенок выявляет специфические свойства предмета. Взрослый называет предмет и указывает его целевое назначение.
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатление, полученные в повседневной жизни. Перед ребенком ставится цель, которую он достигает и получает воображаемый результат.
Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Дети активно взаимодействуют с партнером, самостоятельно обозначают роль.
Пятый этап – совместное сюжетосложение. Дети комбинируют реальные и фантастические многотемные, многоперсонажные сюжеты.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.