Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Мастерская газетных жанров. Заметка"»
Методическая разработка
Тема: «Мастерская газетных жанров. Заметка»
Объединение социально-педагогической направленности
«Школа детской и молодежной журналистики»
Выполнила: Родионова Алла Николаевна, педагог дополнительного образования, СП «Дом детского творчества» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье, Приволжский район, Самарская область
Преподаватель: педагог дополнительного образования СП «Дом детского творчества» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье Родионова Алла Николаевна
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Тема: «Мастерская газетных жанров. Заметка».
Цель: формирование системы начальных знаний, умений и навыков в определении жанров периодической печати, определение структуры и видов заметки.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с основными жанрами и их классификациями;
- способствовать получению знаний по созданию печатного продукта;
- создать условия для освоения информационных технологий;
- пробудить активность обучающихся и добиться их заинтересованности в дальнейшей совместной деятельности.
Воспитательные:
- создать атмосферу открытости и доверия на занятиях;
- обеспечить мотивацию на будущую, последовательную деятельность в объединении;
- воспитывать у обучающихся коммуникабельность, адекватную самооценку, самоконтроль.
Развивающие:
- формировать у обучающихся творческие способности, воображение, фантазию;
- пробуждать любознательность в области журналистики;
- активизировать словарный запас и расширить знания обучающихся;
- развивать умение грамотно и свободно владеть письменной и устной речью.
Анализ и сравнение материалов периодических изданий
Газеты, журналы
4. Практикум
Упражнения
Карточки с заданиями, рабочая творческая тетрадь
Ожидаемые результаты:
- способность отличать газетные жанры в периодических изданиях;
- умение самостоятельно подготовить творческое задание «Моя первая новость»
- самостоятельно набрать и обработать собственный материал на компьютере.
Способы оценивания уровня усвоения материала:
- самооценка обучающихся по уровню выполнения заданий;
- публичная защита выполненных групповых или индивидуальных заданий «Моя первая новость»;
- уровень самостоятельности выполнения заданий.
Формы, методы, приемы
Содержание деятельности на занятии
Результат обучающихся
Результат педагога
Вводная часть. (1 минута)
Словесный
Создание эмоционально – радостного настроя на занятие.
Снятие напряжения.
Настрой детей на занятие.
Основная часть. Постановка проблемы.
Поиск решения проблемы (34минуты)
Мультимедийная презентация.
Знакомство с новым учебным материалом
Активизация познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.
Создание комфортной обстановки на занятии.
Первичная проверка понимания.
Понятийный словарь.
Понятийный аппарат по теме занятия.
Аббревиатура
Абзац
Заметка
Заголовок
Лид
Хроника
Усвоение новых знаний.
Адекватность выбранных форм, методов, технологий.
Беседа.
Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы.
Участие в беседе.
Постановка проблемы.
- какой должен быть заголовок?
-что такое лид?
- с чего начинается новость?
- как достичь краткости?
Снятие напряженности.
Погружение в игровую ситуацию.
Выполнение творческих заданий, предложенных педагогом. Поиск решений проблемы.
Постановка целей.
Создание проблемной ситуации. Поиск решений.
Практическая часть.
1.Из предложенных газет выбрать только заметки. Обосновать свой выбор.
2. Найти лид в заметке.
3. На карточках напечатаны заметки. Найдите ошибки. Обоснуйте свой ответ.
4. Выполнение творческого задания «Моя первая новость».
5. Упражнение «Редактор»
В ходе практической работы выявляется результат, поддерживается инициатива ребят, их стремление к творчеству.
Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)
Обобщение.
Подведение итогов.
Обобщение полученных знаний.
Дают обратную связь, через самооценку.
Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности обучающихся занятием.
Примечание: условно занятие делится на небольшие смысловые блоки – модули. Подбор каждого слайда соответствует модулю
Вводная часть (1 минута).
Дети входят в кабинет рассаживаются за столы. Раздают ручки, рабочие творческие тетради.
Приветствие.
Словарная работа (4 минуты). (СЛАЙД № 8)
Аббревиатура – условное сокращение слов или обозначение слов их начальными буквами (ЖКХ, СП, ДДТ, СССР, РФ, упр., стр.)
Абзац – отступ с левой стороны.
Основная часть. Введение в программу. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (30 минуты).
- Сегодня мы познакомимся с основным видом газетного жанра, который называется заметка. (СЛАЙД № 1)
Заметка – это форма оперативного сообщения. Является главным носителем новостной информации. (СЛАЙ № 2)
Структура заметки:
Заголовок
Лид – первый абзац текста, который несет мощный информационный заряд.
Основная часть, в которой сообщаются подробности и уточняются факты.
5 основных вопросов: (СЛАЙД № 3)
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему? (причина)
- Ответы на эти пять вопросов дают сжатое представление о событии.
Рекомендации: (СЛАЙД № 4)
Заметка не должна начинаться с цифры (например: 8 октября в Доме детского творчества состоится…)
Имя человека – героя заметки, участника события (происшествия) всегда печатается перед фамилией (например: «Иван Александрович Сидоров, находившийся на пересечении улиц Мира и Новонабережной, стал участником происшествия в связи…»)
В новостной заметке не рекомендуется указывать более шести цифр (новость короткая и человек не может усвоить одновременно более 6 цифр).
(СЛАЙД № 5)
Постановка проблемной ситуации.
- Какой должен быть заголовок?
-Что такое лид?
- С чего начинается новость?
- Как достичь краткости?
Практическая часть
1.Из предложенных газет выбрать только заметки. Обосновать свой выбор.
2. Найти лид в заметке.
3. На карточках напечатаны заметки. Найдите ошибки. Обоснуйте свой ответ.
4. Упражнение «Редактор». Отредактируйте предложенный пресс-релиз. Я читаю подробный отчет о проведенном мероприятии, вы записываете кратко новость. Фиксируете ошибки. Затем зачитываете свой материал.
В ходе практической работы выявляется результат, поддерживается инициатива ребят, их стремление к самостоятельному творчеству.
Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)
Педагог: - Подходит к завершению наше занятие. Давайте подведем итоги.
- Что нового вы узнали сегодня? (ответы обучающихся).
- Что вам понравилось? (ответы обучающихся).
Педагог: Я очень надеюсь, что от проведенного времени вы получили только полезную информацию.
(СЛАЙД № 7)
- К следующему занятию прошу вас подготовить заметку «Моя первая новость». Для редакционной работы над 2 выпуском газеты «Молодежный PRO-СПЕКТ» прошу, используя информационную сеть Интернет найти интересные памятные даты и события ноября.