Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Предупреждение травматизма у учащихся при обработке древесины»»
«Предупреждение микротравматизма у учащихся при обработке древесины»
В школьных мастерских и на занятиях в учреждениях дополнительного образования учащиеся выполняют различные технологические операции по обработке древесины и металла. Педагогу необходимо обучить их безопасным приемам. Но при всех стараниях очень редко удается полностью предотвратить случаи микротравматизма у школьников.
Многие педагоги недооценивают необходимость систематического закрепления навыков правильного владения инструментом. В обязанности учителя входит предупреждение возможных нарушений правил безопасности, постоянный контроль за умениями учащихся в данной области. Вопросы такого контроля целесообразно готовить для каждого занятия.
Подчеркну особенно, что не будет обеспечена безопасная работа учащихся, если не научить их предупреждению неправильных действий, не выработать у них привычку к постоянному самоконтролю. Школьникам следует закрепить правило: любое действие начинать после его осмысления. Например: нельзя включать станок, если неизвестно, что за этим последует… Последствием может быть серьезная травма.
Побуждение школьников к самоконтролю помогают вопросы, которые полезно ставить перед ними до начала практической работы и в процессе самой работы. Например:
на что следует обратить внимание перед тем, как приступить к …(пилению, строганию, сверлению,…);
как предупредить возможные опасные последствия работы с применением…(молотка, ножовки, рубанка,…);
почему нельзя сдувать опилки и стружки; и др.
Результаты наблюдений, анализ причин нарушений учащимися техники безопасности позволяют мне предложить учителям некоторые рекомендации по предупреждению травматизма.
В предлагаемой таблице указаны наиболее характерные для условий учебной мастерской возможные микротравмы у школьников. Ее можно использовать при проведении инструктажей с учащимися по технике безопасности, а также для разработки соответствующих профилактических мер.
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
ОПЕРАЦИИ
ВИДЫ ТРАВМ
ПРИЧИНЫ
Пиление
Порезы рук
Плохое закрепление детали, неправильная заточка ножовки, неправильная рабочая поза, плохо сделан запил
Строгание
Порезы рук, занозы, повреждение ног
Большой вылет железки, выпадение железки, плохое закрепление заготовки, проверка качества строгания рукой, проверка остроты железки пальцами
Неправильное крепление заготовки, очистка отверстия и сверла от стружки рукой, работа без защитного экрана или без защитных очков
Точение
Порезы рук, ушибы рук, повреждение глаз
Неправильная хватка инструмента, неправильный выбор заготовки, неправильное крепление заготовки, остановка вращающейся заготовки рукой, работа без защитного экрана или очков
Шлифование
Занозы, засорение глаз
Шлифование абразивной шкуркой без применения колодки, плохое крепление заготовки, сдувание стружки, близкое расположение заготовки к лицу
Обучение школьников безопасным приемам работы - процесс сложный и длительный. Эту работу учителю следует тщательно продумывать, четко планировать и систематически осуществлять.