Вводная часть занятия. Подготовка к активной деятельности. 1 минута | - Мы поговорим о том, какие глиняные игрушки делают в разных областях нашей страны. - Познакомимся с творчеством детей нашего объединения. - Посмотрим, как делают из игрушки из глины мастера – игрушечники. - Попробуем сами слепить игрушки из глины. | Внимательно слушают, настраиваются на работу. | Создание эмоционально – положительного настроя, подготовка детей к активному восприятию. Развитие познавательного интереса через эмоциональную мотивацию. |
Введение в историю. Игрушки мастеров разных производственных центров . 5 минут | - Ребята, вы знаете как велика и необъятна наша Родина. В разных ее уголках с давних времен живут и работают мастера – игрушечники. Свое мастерство они передают из поколения в поколение. Все они лепят вроде бы одинаковые игрушки из глины: птиц, животных, барынь, но они абсолютно не похожи друг на друга. Посмотрите на эту «Карусель», какие яркие, нарядные, праздничные глиняные игрушки. Приложение № 1 (фото) - Эти белоснежные – украшены точками, колечками да кружочами. Их не спутаешь ни с какими другими. - Может кто – то знает, как они называют. - Где их делают? - А эти по коричневому фону украшены разноцветными мазками да белыми шариками – жемчужинами по контуру туловища и хвоста. - Где же проживают чудо – мастера, которые лепят таких очаровательных птиц? - Как называются эти игрушки? - Посмотрите, а эти игрушки совершенно необычные , задорные, с гордо поднятыми головами, с большими изогнутыми рогами. -Большие рога – эта характерная особенность, каких игрушек? Кто знает? - Где их делают? - А теперь посмотрите на эти смешные, причудливые игрушки с вытянутыми шеями, обратите внимание на роспись…. Глаз ликует от радужной переливчатой пестроты, рябит в глазах полосатое трехцветье. Желтая, зеленая, красная – так чередуются полоски по всей фигурке. - Как вы думаете, где делают полосатые игрушки? - Как их называют? - Молодцы! Ребята, вы знаете русскую народную песню «Где был Иванушка?». Представьте, что я Иванушка, а вы ребята, которые очень хотят узнать, что же лежит у Иванушки в корзине? Вы меня спросите: - Где был Иванушка? А я вам отвечу: - На Ярмарке. Вы спросите: - Что купил Иванушка? А я вам покажу, что купил Иванушка. - Приготовились? Приложение №2 - Молодцы, ребята. Вот мы и познакомились, с русскими народными игрушками из глины, а кто то уточнил и закрепил свои знания. | Предполагаемые ответы детей: - Дымковские игрушки из села Дымково Кировской области. - Калининские игрушки. В городе Торжке, Калининской области. - Абашевские игрушки. В селе Абашево Пензенской области. - Филимоновские игрушки. В селе Филимоново, Тульской области. Обыгрывание русской народной песни «Где был Иванушка?». Надеваю фуражку. Показываю корзину. Дети поют две первые строчки из песни «Где был Иванушка?». Повторяется пение четыре раза. | Активизация познавательной деятельности. Межпредметная связь с уроками: «Истоковедения», «Технологии», «Рисования». Диагностика первоначальных знаний. Развитие кругозора Закрепление материала. Определяют к какому производственному центру относятся те или иные игрушки. Активизация мыслительной деятельности. Процесс систематизации и обобщения полученных знаний. Привитие коммуникативных знаний. |
Введение в теорию «Сергачской игрушки» 6 минут | В объединение дети не только знакомятся и учатся лепить по образцу народных умельцев, они и сами творят чудеса. Их игрушки абсолютно не похожи на те, которые вы только, что видели. Внимание на экран. Приложение №3 Показ слайдов с изображением выставки детских игрушек Сейчас вы увидите маленькую частичку большой детской выставки. Здесь вы видите игрушки, изображающие зверей и людей, они яркие и нарядные. А это композиции, их делают дети постарше. Ребята, теперь сравните две композиции - Игрушки, которые находятся «У елочки», кто сделал? . - Игрушки, которые находятся на «Карусели» как вы думаете, кто сделал? - Чем они отличаются друг от друга? Приложение №4 (фото) Итак, вы убедились, что наши ребята в объединении делают свои игрушки, ни чем не похожие на игрушки мастеров разных производственных центров. Самые любимые игрушки-сувениры у наших детей – медведи. Ведь с давних времен наш Сергачский край славился медведями, их отлавливали, дрессировали и возили на показ по всей России. Обратите внимание на экран. Приложение №5 Показ слайдов с изображением медведей в городе Сергач. В Сергаче медведи красуются на гербе города, гостиница названа «Медвежий угол», в санатории из кувшина, который держит в лапах медведь, льется серебряная вода, да и просто прогуливаясь по городу вы увидите вылепленных медведей на улицах и площадях , на въездах в город. А это работы детей из объединения. У каждого ребенка свое представление в передаче образа, поэтому все медведи разные. На данном этапе занятия проводится игра – разминка «Медвежата» Сейчас представьте, что вы медвежата, а я медведица. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы будете дружно повторять за мной слова и движения. Приложение №6 Молодцы ребята, садитесь. | Внимательно слушают. Дети смотрят презентацию. Показ композиций: мастера – игрушечники, дети из объединения. Варианты ответов детей: -«У елочки» игрушки стоят на четырех ногах или на подставках, расписаны по фону. - «На Карусели» игрушки стоят на двух ногах или сидят, животные одеты в одежды, блестят, потому, что покрыты лаком. Внимательно слушают, настраиваются на работу. Игра – разминка. | Активизация мыслительной деятельности, путем постановки проблемных вопросов. Развитие речи, умение четко и ясно формулировать свои ответы. Активизация познавательной деятельности. Развитие образного мышления. |
Практическая работа 24 минуты | Сейчас я хочу вам показать , как лепят их глины наши ребята. Для этого нужно взять клеенку, что бы стол был каким? Чистым, правильно. Взять бумажную подставку, на которой будет находиться поделка, ее легко можно поворачивать в разные стороны, не дотрагиваясь руками до игрушки. Не важно, какую игрушку будем лепить, важно, как следует размять глину, чтобы она стала мягкой и однородной, затем надо скатать шарик, чтобы глина стала плотной. А потом уже можно приступать к работе. Сейчас мы слепим медвежонка. Из полученного шарика раскатываем колбаску. - Почему? Прогладим колбаску мокрыми руками со всех сторон. - Зачем, как вы думаете? Ребята, вы обратили внимание, что я смачиваю водой только кончики пальцев - Как вы думаете, почему? С одного конца наметим медвежонку шею, опять я смачиваю водой только кончики пальцев. Ребята, а если пальцы будут сухими, можно ли будет сделать фигурку гладкой? Другой конец колбаски разрежем пополам на две равные части - Почему на две части? Ноги обомнем пальцами. Чтоб медвежонок устойчиво стоял на ногах, сделаем ему ботинки. Для этого маленький шарик разрежем пополам, срезы смочим водой и прилепим к ногам, потом примажем мокрыми пальцами, чтобы ботинки крепче держались. - Похожа поделка на медвежонка? - Что еще надо прилепить, чтобы поделка стала похожа на медвежонка? Уши и морду лепим из шариков. - Какие шарики по объему? (показываю) Один шарик разрезаем пополам. - Зачем как вы думаете? Смазываем все детали водой и прилепляем на место. - А чтобу уши и морда крепко держались, что надо сделать? - Чтобы лапы были одинаковые по размеру, что надо сделать? Прилепляем колбаски по месту. - Теперь наша поделка похожа на медвежонка? Чтоб медвежонок был наиболее интересным ему можно на голову надеть кепочку или шапочку, а в руки можно дать…… Тогда ваш медвежонок будет красив и неповторим. Хотите попробовать лепить таких же медвежат? Не бойтесь, что напачкаете руки, они легко отмываются водой. Предлагаю подойти к столу, взять образец медвежонка, внимательно его рассмотреть и приступить к работе: глина, подставки для будущи изделий, вода, салфетки и заготовки медведей лежат у вас на столе. Вам надо долепить медвежатам недостающие детали и добавить что – то еще такое, чтоб ваш медвежонок был единственным и неповторимым. Приступайте к работе, я вам буду помогать. Заканчивайте работу, вытирайте руки. | Показ и пояснение способов и приемов лепки медвежат. Предполагаемые ответы детей: - фигурка медвежонка похожа на колбаску - чтоб была ровной и гладкой - чтоб на столе было сухо и чисто - у медвежонка две ноги - нет -уши, морду, лапы - одинаковые - у медвежонка два уха - примазать мокрыми пальцами - скатать шарик и разрезать пополам, чтобы получились две одинаковые по размеру колбаски - да - мяч, бочонок, цветок и другое Дети работают над поделкой | Активизация познавательной деятельности, внимания, образного мышления Развитие познавательного интереса через эмоциональную мотивацию. Знакомство с глиной, межпредметная связь с уроками труда. Процесс аналитического и творческого мышления. |
Подведение итогов 7 минут (Педагог ставит в центре стола макет «Полянки». Около макета осуществляется подведение итогов) | Очень интересные поделки у вас получились. Итак, давайте подведем итог нашей работы. Поставьте своих медвежат на цветочки, которые лежат у вас на краю стола. Кому понравилось наше занятие поставьте своих медвежат на красные цветочки , кому занятие не понравилось на синие цветочки. Теперь принесите ваших медвежат ко мне на стол и разместите их на «полянке». Посмотрите, какая композиция у нас получилась. Вам нравиться? - Чем вам нравиться наша композиция? - Какой медвежонок тебе больше понравился? - Почему? Сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Ребята, чтобы сувенир был готов, надо медвежонка просушить, прогрунтовать белой краской, расписать, покрыть лаком – это процесс длительный, а времени у нас мало. Поэтому я предлагаю вам обменяться медвежатами, вы мне оставите композицию, а ребята из объединения «Глиняная игрушка» просили на память передать свои сувениры. Согласны? Прошу вас убрать свои рабочие места. Благодарю вас за прекрасную работу. Желаю вам творческих успехов. До свидания. | Дети ставят свои поделки на цветочки и приносят на полянку. Опрос детей - Познакомились с глиняными игрушками, разных производственных центров России; - Познакомились с историей города Сергач; - Познакомились с творчеством детей; - Попробовали сами работать с глиной; - Оформили коллективную композицию, пели и играли. Дети убирают свои рабочие места. | Подведение итогов занятия. Возможность наглядно ощутить результаты работы, развитие речи, памяти, умения формулировать свои ответы, делать выводы, анализировать. Привитие коммуникативных умений. Создание ситуации успеха. Культура труда. |