kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка - конспект внеурочного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5-х классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к старинным петербургским зданиям и ихи создателям, бережного отношения к городской среде.

Задачи: 1. привлечь внимание обучающихся к декоративному убранству старинных зданий. 2. актуализировать знания обучающихся о египетской мифологии на примере скульптурного убранства на улице Захарьевской,дом 23.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка - конспект внеурочного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5-х классов.»

Методическая разработка внеурочного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5-х классов

Учителя ГБОУ гимназии № 166 Ю.В. Литовченко

Тема. Петербург – наследник культуры Древнего Египта.


Цель занятия: Создать условия для формирования у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к старинным петербургским зданиям и их создателям, бережного отношения к городской среде.


Задачи:

  • Привлечь внимание обучающихся к декоративному убранству старинных зданий (подъездов, внутренних дворов) нашего города.

  • Актуализировать знания обучающихся о египетской мифологии на примере скульптурного убранства дома на улице Захарьевской дом 23 (архитектор М. Сонгайло).

  • Способствовать формированию умения ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации о городе, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

  • Пробуждать творческое воображение обучающихся при «расшифровке» декоративно-скульптурного убранства петербургских зданий.


Понятия и термины: скульптура, барельеф, рельеф, декоративно-скульптурное убранство, доходный дом.


Оборудование:

Презентация, раздаточный материал, иллюстративный материал: карточки с изображениями, пустая схема для размещения иллюстративного материала.


Литература:

  1. Л.К. Ермолаева, Н.Г. Георгиева книга для учителей «Знакомство с Петербургом – наследником мировых цивилизаций». СПб «Триада» 1997 г.

  2. Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова Петербургская тетрадь «Петербург – город-музей» ч. 1 СПб «Смио-Пресс» 2010 г.

  3. «Монументальная скульптура и декоративная скульптура Ленинграда» Ленинград «Искусство» 1991 г.


План занятия

Этап занятия

Время

1.

Организация начала занятия.

30 с

2.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

5 мин

3.

Изучение нового материала:

  1. Петербургский доходный дом.

  2. Доходный дом на Захарьевской улице.

  3. Дом – «книга».

  • «Царство Солнца» на фасаде дома;

  • «Царство мёртвых» в убранстве парадного подъезда;

25 мин

4.

Закрепление изученного материала.

5 мин

5.

Подведение итогов занятия.

4 мин

6.

Организация окончания занятия.

30 с

Итого:

35 мин


Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Организация начала занятия.

Приветствие учителя.

Приветствие учеников.


  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Представьте себе, что в Петербург попал житель Древнего Египта. Идёт он по улицам, озирается,




вскрикивает от ужаса и удивления. Всё вокруг чужое, непривычное, неожиданное…. Страшно! И вдруг лицо египтянина озаряет улыбка: он видит знакомые ему каменные изваяния. Бросается он к ним как к родным…

Как вы думаете, что он увидел?

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный петербургский уголок, познакомимся с уникальным домом на Захарьевской улице, будем «расшифровывать» декоративное убранство этого дома.








Знакомые изваяния.








Слайд 1








Слайд 2

  1. Изучение нового материала.

Итак, путешествие начинается. Уникальный петербургский дом находится на Захарьевской улице. Чтобы выяснить происхождение названия улицы возьмите и прочитайте историческую справку о ней.

Когда сформировалась старинная петербургская улица?

Какие магистрали Петербурга она соединяет?

Почему улицу назвали Захарьевской?

Чьё имя улица носила, начиная с 20-х годов XX века?

Когда улице вернули прежнее имя?

Какое сооружение Петербурга хранит память о преступлении террористов?

Захарьевская – типичная петербургская улица конца XIX – начала XX века, застроенная доходными домами.

Прочитайте в словаре, какой дом называют доходным?

Какие отличия имели доходные дома?





Будем давать характеристику декоративному убранству дома 23 на Захарьевской улице, но сначала выясним, что называется декоративным убранством.

Это настоящее царство египетского бога Солнца. У подъезда замерли две неподвижные каменные скульптуры бога Солнца. На его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра.

В египетской мифологии одни змеи олицетворяют хорошее начало, другие – символизируют зло, с которым предстоит сражаться Ра – богу Солнца.

Вспомните египетский миф о солнечном Ра.

Обратите внимание на изваяния у подъезда дома. В руке бога Солнца «анх» - символ жизни.

В Древнем Египте такой знак надевали на шею маленького ребёнка, чтобы он предохранял его от бед.

Как вы думаете, почему анх изображён в руке у скульптур?

Другое украшение фасада – цветы лотоса.

Прочитайте в словаре, что символизирует цветок лотоса?













Интересно и другое украшение фасада: распустившийся цветок лотоса в диске, по краям которого – уреи-кобры и огромные крылья.

А вот полуколонны. Они тоже пришли к нам из Египта. Рассмотрите завершения полуколонн. На них изображена Хатхор.

Таким образом, разглядывая украшения фасада дома 23 на Захарьевской, можно вспомнить мифологию Древнего Египта.

В первые годы существования дома его оформление было намного богаче. В одном из парадных подъездов дома можно было прочитать «книгу мёртвых».

Где в Петербурге хранится подлинная «книга мёртвых»?

Некоторые сюжеты этой книги и были отражены в декоративном убранстве подъезда. Но небрежность людей привела к пожару. При его тушении декор залили водой, а затем просто закрасили краской. Так уникальное петербургское «царство бога Осириса» было уничтожено другим мёртвым царством: забвения, запустения, небрежности.

Как вы думаете, надо ли восстанавливать и охранять подобные сооружения в нашем городе?

Создатель дома – архитектор Михаил Сонгайло прекрасно знал египетскую мифологию, ценил и берёг её.






Обучающиеся читают историческую справку о Захарьевской улице.

Ученики кладут карточку с названием улицы на схему.







Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови).






Определение доходного дома.

Фасад дома 23 на Захарьевской улице выглядит необычным, примечательным, привлекает к себе внимание.

Определение декоративному убранству.














Миф об Апопе, сражении со змеем.












Лотос – символ солнца, творящей силы, плодородия, процветания, царской власти. По одной из легенд он появился, когда последний луч заходящего солнца упал на водную гладь океана. Говорят, что бог Солнца каждое утро выходит из лотоса на небосклон и каждый вечер снова прячется в лотос.








Миф о богине Хатхор.











В Египетском зале Эрмитажа.






Слайд 3













Слайд 4

Приложение





Слайд 5













Слайд 6











Слайд 7











Слайд 8
















Слайд 9




Слайд 10

  1. Закрепление.

Дайте описание дома 23 на Захарьевской улице.

Нарисуем макет мемориальной доски для дома. Какую надпись можно поместить на доску?

Описание дома.


Макет мемориальной доски.


  1. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на занятии?



  1. Организация окончания занятия.

Прощание.

Прощание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литовченко Юлия Владимировна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства