kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Выжигание по ткани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно-прикладное искусство включает в себя большое разнообразие видов рукоделие. Некоторые из них имеют очень глубокие корни и вековые традиции. К ним относятся различные виды вышивок, вязания, плетения. В данной методической разработке представлен новый вид декоративно-прикладного искусства – выжигание по ткани. Он создан в нашей стране народными умельцами, кудесниками, которые не ограничиваются традиционными видами рукоделия, а смело экспериментируют и используют современные технологии, материалы, создают новые инструменты и приспособления на основе известных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Выжигание по ткани"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Декоративно-прикладное искусство включает в себя большое разнообразие видов рукоделие. Некоторые из них имеют очень глубокие корни и вековые традиции. К ним относятся различные виды вышивок, вязания, плетения.


В данной методической разработке представлен новый вид декоративно-прикладного искусства – выжигание по ткани. Он создан в нашей стране народными умельцами, кудесниками, которые не ограничиваются традиционными видами рукоделия, а смело экспериментируют и используют современные технологии, материалы, создают новые инструменты и приспособления на основе известных.


Выжигание по ткани – оригинальный вид рукоделия. Он заключает в себе способность некоторых материалов плавится под воздействием высокой температуры, а при остывании – спаиваться между собой. Такое удивительное соединение материалов позволяет без иголок и ниток создавать интересные и необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (аппликацию, вышивку). Выжигание по ткани хорошо сочетается с другими видами и рукоделия, дополняя и расширяя возможности изготовления оригинальных изделий. Этот новый вид рукоделия прост в освоении, приятен в процессе работы и радует неповторимостью и своеобразием выполняемых изделий.


Методическая разработка рекомендована педагогам объединения ДПИ и Умелые руки для обучения детей в возрасте 10-12 лет и старше.


Цели:

  • познакомить педагогов с новым видом декоративно-прикладного искусства

  • описать технологию выполнения изделий в технике выжигания по ткани

  • предоставить схемы и эскизы рисунков для работы

ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ


Основным инструментом выжигания по ткани является электроприбор для выжигания по дереву любой модификации. Для регулировки накала иглы необходимо использовать регулятор напряжения.


Для декоративного выжигания используются только те ткани, в состав которых входят нити, способные плавиться, а не гореть. К таким тканям можно отнести синтетические ткани: шелк, нейлон, капрон, кримплен, синтетический бархат, замша и другие.

Идеальная ткань для выжигания – та, которая изготавливается из однородных нитей с одинаковой температурой плавления или из нитей одного вида. Для таких тканей опытным путем надо подобрать нужный накал иглы. Накал иглы для выжигания должен быть таким, чтобы игла плавно, «как по маслу», продвигалась по ткани, а ткань при этом плавилась, не оставляя оплавов.


Подбор тканей для изделия зависит от его назначения:

  • Воротнички выжигают из красивой, не толстой, но достаточно плотной и, как правило, однотонной ткани;

  • Салфетки чаще всего изготавливают из более плотной, но также однотонной ткани, так как на них обычно делают аппликации из лоскутков различного цвета;

  • Декоративные кухонные принадлежности (фартуки, прихватки, полотенца и пр.) могут изготавливаться как из однотонной, так и из разноцветной пестрой ткани с использованием аппликации или яркой, выделяющейся отделки;

  • Для декоративных цветов используются разноцветные капроновые ленты или красивые прозрачные такни;

  • Шарфы выполняются как из однотонной ткани с использованием техники аппликации, так и из разноцветной и даже пестрой ткани с оформлением красивого фигурного края;

  • Для таких изделий, как косметички, кошельки, футляры, выбирают плотные ткани: бархат, замша, флок. Они хорошо держат форму и очень красивы.


ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА


Хорошие условия работы, удобное и хорошо оснащенное место – это залог качественного выполнения изделия и, что немаловажно, получения удовольствия от проделываемой работы.


На первом этапе работы – создание эскиза задумываемого изделия – вполне подойдет обычный стол с хорошим освещением. Для работы понадобится:

  • плотная бумага для рисунка-эскиза изделия в натуральную величину;

  • миллиметровая бумага для разметки изделия (рисунок изделия можно выполнить и на ней);

  • калька для копирования рисунка;

  • простой карандаш и капиллярная ручка для копирования рисунка.


После выполнения эскиза изделия и копировки его на кальку можно приступать к выжиганию задуманного рисунка на ткани. Выжигание по ткани производится на стекле. Стекло для работы должно быть достаточной величины, чтобы изделие как можно меньше передвигать по его полю. Края стекла необходимо или хорошо отшлифовать, или заклеить клейкой лентой, чтобы в процессе работы не испортить изделие и не поцарапать руки. На рабочем столе расположите выжигательный аппарат на специальной подставке и настольную лампу для освещения рабочего места.


В процессе работы на игле могут оставаться оплавы от ткани. Их необходимо периодически счищать, чтобы не испачкать изделие. Для очистки иглы имейте под рукой или кусочек мелкозернистой наждачной бумаги, или листок обычной бумаги. Если оплав на игле небольшой, проткните лист обычной бумаги, и оплав снимается без особых усилий. Но если возникнуть трудности с очисткой иглы, используйте наждачную бумагу.


ФИГУРНЫЕ ЛИНЕЙКИ, ШАБЛОНЫ И ТРАФАРЕТЫ


Для работы с повторяющимися узорами и рисунками удобно пользоваться вспомогательными приспособлениями. К ним относятся фигурные линейки, шаблоны и трафареты.


Фигурные линейки служат для оформления узорчатого, фигурного края изделия. Линейка выглядит как небольшая часть изделия – прямая, скругленная, с прямым углом или другой необходимой для данного изделия формы. На рис.1 (см. приложение) представлены эскизы некоторых фигурных линеек.


Шаблоны служат для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру. Это могут быть лепестки и листики декоративного цветка, накладной элемент, украшающий узорчатый край изделия по всему контуру, элемент узора, часто встречающийся в рисунке аппликации (см. рис.2 приложения).


Трафареты – это вспомогательные приспособления, предназначенные для оформления узора внутри какой-либо детали изделия. Они могут иметь и свой наружный контур, как шаблоны, но основное значение имеет узор внутри него. На рис.3 (см. приложение) представлены несколько вариантов трафаретов.


Вспомогательные приспособления бывают разовые и многократного применения. Если вспомогательное приспособление предназначено для выполнения одного изделия, то целесообразно выполнять его из твердой лощеной бумаги или картона.

Для изготовления вспомогательных приспособлений многократного использования лучше всего подходит листовая фольга.


ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ


Последовательность выполнения изделия

Работу над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить на два основных этапа: изготовление эскиза рисунка изделия и выполнение рисунка на ткани.


Первый этап – это выполнение эскиза рисунка задуманного изделия. Эскиз выполняется в карандаше, желательно на ватмане или миллиметровой бумаге в натуральную величину. Прорисовывается вся композиция изделия. Если возникают трудности в выполнении рисунка самостоятельно, то можно скопировать понравившийся или подходящий для данного изделия мотив или цельный рисунок с альбомов, книг, журналов, детских книг для раскрашивания. Но, копируя или рисуя самостоятельно эскиз вашего изделия, необходимо помнить о специфике данного вида рукоделия. Выжигание по ткани – это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания по ткани невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез. Но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками. При разработке рисунка необходимо помнить, что в нем не должно быть больших, ничем не заполненных пустот. Иначе красивая на рисунке композиция будет не совсем интересно смотреться на изделии.


Законченный, хорошо продуманный эскиз изделия переснимите на кальку капиллярной ручкой – и он готов к переносу на ткань.


Второй этап – это непосредственное выполнение изделия по разработанному эскизу. Технология выжигания рисунка на ткани различается в зависимости от вида тканей.


Если ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо по кальке эскиза.


Если ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол и подсветку снизу, при которой рисунок четче и яснее проступает через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно по эскизу (по кальке).


Если же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения рисунка в технике аппликации можно использовать следующий прием. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для ткани.


ПЕРФОРАЦИЯ ПО ТКАНИ


Одним из основных видов выжигания является нанесение перфорации (выжигание отверстий различной величины и конфигурации). Это могут быть точки (уколы), отверстия, штрихи. К более сложному виду перфорации относится выжигание поля сеточки. Для выполнения на изделии сеточки лучше использовать шаблон, тогда окошки сеточки будут одинаковыми и работа будет более качественно выполнена.


В технике одной перфорации выполняются, как правило, однотонные изделия, которые сами служат прекрасным дополнением к одежде, например декоративные платочки или шарфики, воротнички, манжеты, жабо, кокилье и т. д. Вид таких изделий напоминает работы, выполненные в технике ручной или машинной вышивки – прорезная гладь, поэтому для выжигания по ткани можно использовать мотивы и рисунки для ручной и машинной вышивки. Но следует помнить особенности техники выжигания, и прежде чем использовать их в работе, необходимо подработать рисунки сообразно виду рукоделия.


ТЕХНИКА СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗДЕЛИЯ МЕЖДУ СОБОЙ


Для соединения деталей изделия между собой можно использовать ручную или машинную строчку, а можно применить и технику выжигания.


1-й вариант – наложить края соединяемых деталей один на другой и прошить ручной или машинной строчкой или прижечь по срезам с двух сторон. Вырезать фигурную полоску, наложить ее на место соединения и прижечь по краям. По полоске можно выполнить украшающую перфорацию, прожигая все слои тканей, - она обеспечит дополнительную прочность соединения.


2-й вариант – соединяемые края изделия предварительно выжечь по линейке фестонообразной формы. Сложить соединяемые края так, чтобы фестон одного края лег на фестон другого края, образовывая окружность. Прижечь детали друг к другу по краям фестонов с двух сторон поочередно.


3-й вариант – для получения синусообразного шва соединения края соединяемых деталей следует выжигать по линейке со смещением рисунка фестона на один шаг. Затем наложить край одной детали на край другой и прижечь по срезам.


Края соединяемых деталей можно выполнить не только в форме фестонов. Они могут быть также прямоугольной формы, а также сложной фигурной фантазийной формы, но в любом случае должен сохраняться общий стиль рисунка изделия в целом.


Накладная аппликация


Техника выполнения накладной аппликации


Выполнение аппликации – один из самых часто встречающихся видов отделки в технике выжигания по ткани. Изделия с аппликацией выглядят наиболее эффектно и привлекательно.


Работа начинается с выжигания всех деталей рисунка аппликации по контуру, используя технику выжигания с кальки для прозрачных и непрозрачных тканей. В качестве деталей аппликации можно использовать рисунок самой ткани, вырезая готовые цветы, листья и другие понравившиеся детали рисунка. Затем необходимо сложить все в единую композицию рисунка на основе, чтобы выбрать наиболее удачное расположение каждой из них. Далее начинается процесс прижигания каждой детали отдельно. Начинать выкладывать рисунок необходимо с основной, главной или центральной детали, если таковая имеется. Если рисунок имеет разбросанный, хаотичный характер, то лучше начинать его выполнение с верхнего левого края, чтобы, перемещаясь по основе, правой рукой не задевая уже выложенные детали. Если детали аппликации расположены с наложением друг на друга, то начинать выкладывать рисунок следует с нижней детали.


Художественное оформление рисунков


После того как будут собраны все детали аппликации в единую композицию, необходимо завершить рисунок, оформив внутренние линии всех его деталей. Например, при оформлении деталей листочков нанести линии прожилок. Это выполняется тонкой, не очень раскаленной иглой. В этом случае игла должна прожигать только верхний слой детали, чуть рассекая ее, имитируя линии прожилок. В детали цветка оформляется его сердцевина при помощи точек-уколов, заканчивается обрисовка каждого лепестка, и наносятся штрихи прожилок.


На последнем этапе художественного оформления выполняются отверстия, которые наносятся по контуру какой-либо детали, выделяя ее из всего рисунка, или по контуру всей композиции, подчеркивая ее завершенность.


Отверстия различной величины могут сами являться неотъемлемой частью рисунка, (оформление сердцевины цветка, прожилок листочка, стебля веточки или какой-либо плавной линии и т. д.).


КРАЕВАЯ НАКЛАДНАЯ АППЛИКАЦИЯ


Очень интересна аппликация, которая служит для оформления контрастного фигурного края изделия. Этот вид аппликации часто используется для украшения декоративных платков, шарфов, фартуков, юбок и др. При работе с подобной отделкой удобно использовать фигурные линейки и трафареты, выполненные по рисунку краевой аппликации.


ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ


Часто рисунок аппликации бывает очень громоздким и многослойным, когда крупные детали выполняют еще дополнительные украшающие функции. Многослойность рисунка утяжеляет работу, делает ее более грубой и не настолько изящной, как хотелось бы, а большое количество мелких деталей усложняет работу. В этом случае техника прорезной аппликации просто не заменима.


В изделиях, где применяется техника прорезной аппликации, различают накладную и основную детали. Накладная деталь предназначена для отображения композиции рисунка аппликации. Это значит, что на ней выжигаются все элементы рисунка по внешнему контуру, образуя пустоты.


ИМИТАЦИЯ ВИДОВ ВЫШИВОК


Наиболее распространенным и достаточно разнообразным видом вышивки, как ручной, так и машинной, является гладь. Гладь – это вышивка, состоящая из стежков, плотно прилегающих друг к другу. Стежки могут быть одинаковыми по длине или разными. По направлению стежков гладь делится на прямую (нарастающую) и косую (одностороннюю). В зависимости от способа выполнения гладь подразделяется на прорезную, белую, одноцветную, многоцветную и др.


Прорезная гладь


Узоры прорезной глади содержат отверстия круглой или продолговатой формы. В сочетании с листьями, выполненными выпуклой гладью, они составляют узоры из цветов и веток. Подобные узоры очень легко сымитировать в технике выжигания по ткани, выполняя элементы перфорации.


Белая гладь


Рисунки этого вида глади, как правило, с растительным орнаментом. Белую гладь можно выполнять в один ряд стежков или в несколько рядов. В растительном орнаменте лепестки и листья обычно заполняются стежками по направлению жилок, но это направление расположения стежков зависит еще и от формы рисунка элемента (ленточный, зубчатый, круглый, фигурный).


В технике выжигания подобную вышивку можно сымитировать при помощи нанесения штрихов (вместо стежков) на выполненную аппликацию элементов рисунка. Здесь необходимо обратить внимание на то, что вид имитационной вышивки очень зависит от ткани, из которой будет выполняться аппликация рисунка. Если ткань тонкая и есть возможность прожечь ее насквозь, то штрихи-стежки не должны располагаться слишком плотно. В данном случае для имитации лучше использовать легкую гладь, так как легкая гладь дает плоскую фактуру вышивки, стежки рабочих нитей выкладываются редко, образуя просветы. Если ткань аппликации достаточно плотная, например синтетический бархат или плотный финлен, то стежки можно наносить достаточно плотно, не боясь испортить рисунок


Существует понятие нарастающей белой глади, когда стежки наносятся в несколько рядов, заполняя рисунок по направлению прожилок листка или лепестка цветка. В этом случае штрихи-стежки наносятся в радиальном направлении рядами. Плотность заполнения рисунка штрихами также зависит от ткани, на которой они выполняются. Для тонкой ткани следует выполнять штрихи-разрезы, не касаясь друг друга, в шахматном порядке и очень осторожно и тщательно. Для плотной ткани, не прожигаемой насквозь, штрихи должны наносится достаточно свободно, как бы рисуя их по ткани.


Вырезной ажур


Вырезной ажур – это выполнение сеток из нитей. Контуры рисунка, в которых выполняются сетки, могут быть самой разной формы. В технике выжигания по ткани возможно выполнение сеток.


Ажурная вышивка ришелье


Если посмотреть рисунки ручной или машинной вышивки в стиле ришелье, то можно отметить, что они напоминают накладную аппликацию, когда внутри детали или между деталями узора выполняется вырезной ажур.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка "Выжигание по ткани"

Автор: Кабаргина Анна Алексеевна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства