kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы активизации обучающихся по музыкальному инструменту в самостоятельной работе в самоподготовке к зачётам и экзаменам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической работе рассматриваются методы активизации обучающихся по предмету Музыкальный инструмент во время самостоятельной работы перед экзаменами и зачётами 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы активизации обучающихся по музыкальному инструменту в самостоятельной работе в самоподготовке к зачётам и экзаменам.»

Методы активизации обучающихся по музыкальному инструменту в самостоятельной работе в самоподготовке к зачётам и экзаменам.

Преподаватель, председатель

ПЦК музыкально-теоретических дисциплин

Т.А. Горобец

"Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли".

К.Д. Ушинский



В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.

Обучающийся должен уметь:

- самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. 


Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Специфической особенностью обучения игре обучающихся на музыкальных инструментах, является то, что преобладающую часть времени, потраченного на освоение произведения, приходится на самостоятельные занятия. Эффективность творческого роста обучающихся на уроках по Музыкальному инструменту в колледже культуры напрямую зависит от эффективности этих занятий. Поиск методов оптимизации или эффективности самостоятельных занятий становятся наиболее актуальными на современном этапе. Совершенствованием учебно-воспитательного процесса занимались известные российские учёные: Н,И, Болдырев, Л.В. Занков, В. Е. Гмурман и другие. Многочисленные теоретические разработки выдающихся представителей педагогической науки создали благоприятную базу для выработки узкопрофессиональных методик, которые позволяют существенно продвинуть подготовку конкурентно способных кадров на основе идей оптимизации.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на получение определённых профессиональных и личностных знаний и навыков. При реализации поставленных задач используются методы обучения. Эффективность методов активизации обучающихся по музыкальному инструменту зависит от организации занятий, способностей студентов, психического и психологического состояния. Но надо помнить, что даже самые эффективные методы могут стать бесполезными, в иногда и деструктивными в изменившихся условиях. Так же необходимо помнить, что каждый из методов имеет преимущественную ориентацию на определённый круг задач и в меньшей степени нужен для решения других проблем. Такой подход делает актуальной проблему оценки возможностей каждого метода и выдаёт необходимость поисков их необходимого сочетания.

Метод оптимизации предполагает наличие определённой структуры, которая лежит в основе организации любого типа самостоятельной работы. На основе необходимости получения определённых знаний и навыков определяется цель. Целевая установка ложится в основу структуированного рабочего процесса, который обязательно должен заканчиваться анализированием проделанного. Определение цели является основой оптимизационного принципа организации самостоятельной работы перед уроками, зачётами и экзаменами. В процессе самоподготовки не должно быть чрезмерного переутомления. Важную часть самостоятельной работы обучающегося музыканта составляет процесс формирования двигательных навыков. Отличительной чертой данного процесса является многократное повторение фрагментов музыкального произведения. Эффективность самостоятельной работы обучающегося во многом зависит от наличия у него современной научно - практической информации. В процессе самостоятельной работы у студента формируется умение работать с научной, справочной и методической литературой. Достоверность знаний, полученных таким способом, напрямую зависит от терминологических знаний. Важность этого основывается на объективных особенностях музыкального образования. У пианистов, баянистов за одним и тем же термином скрывается различная смысловая основа. узкопрофессиональная направленность баяниста должна основываться на конструктивных и звукообразующих особенностях инструмента.

Коммуникативный аспект творчества музыканта имеет свои специфические черты, включая в себя и эмоциональное общение. Эмоции как особый вид информации являются очень важным инструментов в исполнительской работе. Важной частью самостоятельной работы обучающихся является воздействие на эмоции слушателя средством звуков музыкального инструмента. Важным моментом оптимизационного процесса выступает мотивационная сфера. Главное в творческом процессе -сформировать у студента положительные мотивы в занятиях по музыкальному инструменту.

Практическая значимость накапливаемых знаний, умений и навыков, как правило выходит далеко за пределы узкопрофессиональной сферы. Импровизационность, пластичность мышления, трудолюбие и упорство в освоении навыков, умение определять достижимые цели и планировать свой распорядок работы - все эти элементы самостоятельной работы музыканта являются основой успеха.

Концепцию оптимизации самостоятельной работы обучающихся перед зачётами и экзаменами следует рассматривать, как целостную систему, охватывающую широкий круг явлений. Она должна отличаться своеобразием методических подходов, специфическим понятийно - терминологическим аппаратом, теоретически разработанными и проверенными на практике критериями оценки результативности оптимизационного подхода, как к структуре самостоятельных занятий, так и отдельных её элементов. Отличительной чертой понятия "оптимизация" является наличие критериев оптимальности, задаваемых до начала процесса. Оптимизация требует не частного улучшения или повышения эффективности, а достижения наивысших, максимально возможных для конкретных условий результатов. 

Итак, активизация познавательной деятельности обучающихся проходит через создание максимально яркой творческой атмосферы на учебных занятиях. Для реализации поставленной цели определяются следующие задачи:

  • развить музыкальные способности обучающихся, самостоятельность мышления, творческую активность, инициативу;

  • сформировать инструментально - исполнительское умение и навыки;

  • способствовать формированию потребности заниматься музыкой на инструменте;

  • воспитать художественный вкус и любовь к русскому и мировому искусству;

  • обеспечить стимулирование интереса к познанию музыки.


Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в обучающемся, является показателем его интеллектуального роста.

Список литературы:


Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – М.,1980.


Пуриц И. Методические статьи по обучению игры на баяне.- М. 2001.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горобец Татьяна Александровна

Дата: 18.06.2023

Номер свидетельства: 633917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства