Методическое пособие: « Воспитание патриотизма у детей через казахские национальные подвижные игры»
Методическое пособие: « Воспитание патриотизма у детей через казахские национальные подвижные игры»
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Казахские национальные игры , как средство воспитания. -------------------- 4-5
Казахские национальные подвижные игры для детей. ------------------------- 6-15
Список литературы. -------------------------------------------------------------- 16.
Пояснительная записка
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.
У казахского народа много неповторимых и разнообразных национальных игр. С древних времен в играх казахов применялись приспособления, сделанные из камней, костей животных, дерева. Игры были связаны с элементами бега, метания, поднятие тяжестей. Все это развивало ловкость, быстроту, силу. Физическое воспитание казахского народа было направлено на подготовку сильных духом и телом батыров. Во всех обрядах и играх народ хотел видеть своих джигитов сильными и смелыми. Очень важны для детей национальные игры, потому что они пришли к нам из глубины веков.
Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время – это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока или мероприятия, организации учебно-воспитательного процесса.
Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма.
Применяя национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры.
Национальные игры- это память народа, сохраняющий духовный опыт народ, педагогические воззрения, связывающая прошлое и настоящее. В народной педагогике, игра используется как средство воспитания и обучения, общения. Некоторые казахские игры внедрены в школах. В основном все народные игры доступны и выразительны, с помощью которых человек начинает мыслить, расширяется кругозор, стимулирует переход с детского возраста, к старшему. Как показывают эмпирические данные Е. Сагындыкова сказала «Казахская народная игра способствует углублению логического мышления, повышает поисковой характер ума».
Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Систематическое использование подвижных игр на прогулках и , в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Национальные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.
Казахские национальные игры, как средство воспитания.
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире».
Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявших форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные зрелищно- эстетические, коммуникативные и др.
Существует множество определений игры. Изучение игр занимаются многие отрасли знании такие как, педагогика, антропология, история, теория и методика физического воспитания. В самом начале игра отображала только трудовые и бытовые действия. Постепенно это понятие расширилась, где уже больше стало вкладываться широкое содержание. Игра эмоциональная деятельность, в связи с этим она носит большую роль в воспитательной деятельности детей и молодежи. В младшем возрасте у детей распространены подвижные игры, а у тех, кто постарше логические. С помощью подвижных игр ребенок развивается физически, они направлены на преодоление трудностей, препятствий для достижения целей, где активизируется двигательная деятельность.
Игра- это средство самопознания, отдыха, развлечения, физическое и социальное воспитание с помощью спорта.
Игра- это исторически сложившееся явление, самостоятельный вид деятельности, свойственное человеку.
Игра- это культурный элемент, которая развивается параллельно с культурой, удовлетворяя потребности людей в отдыхе, развитии физических и духовных сил. Она так же служит средством воспитания детей в которых, есть определенные установки и действия. С помощью игр мы развиваем:
- физическое развитие, развитие самостоятельности
- моральное и эстетическое удовлетворение, познание окружающей среды, логическое мышление.
В целом все это способствует развитию и воспитанию в ребёнке личность и черту характера. Во время игры ребенок бегает, бросает, прыгает, метает, ловит, сопротивляется.
Перед всеми игроками стоит цель, выполнить какую либо задачу игры, они все носят сознательный характер, их главная цель получение результатов с помощью определенных способов достижения, где играющий может выбрать путь решения в зависимости от ситуации.
Играя ребенок начинает общаться с окружающей средой, природой, приобретая знания, трудовые навыки, развивается физически. В наше время низко снизилась двигательная активность людей, в связи с этим возрастает роль систематических занятии, физические упражнения, подвижные игры. Во время игр у детей проявляются творческие способности, активности, инициативы. Во время игры ребенок более самостоятелен, свободен в действии, проявляет эмоции. Все подвижные игры содержат в себе комплексное и многоплановое воздействие и педагогическое средство воспитания.
Воспитательное воздействие народных игр предъявляют определенные методические требования к их поведению:
- они должны соответствовать образу жизни людей, культуре, традициям и психологическому складу.
- сложность должна соответствовать уровню знания, физическим качествам, навыкам и возрасту.
В играх отражается воспитание, идеология, культурный уровень, научные достижения.
Воспитывая детей с раннего возраста с помощью национальных игр, это способствует правильному формированию отношений к природе и взаимоотношению в обществе. У казахов по традиции мужчины занимались воспитанием юношей. В играх мальчики подрожали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность, а девочки отражали в своих играх бытовые и семейно- брачные отношения.
В казахских национальных играх в играх сочеталась простата и большая эмоциональность и простор, для разностороннего проявления себя. Национальные игры, это своего рода виды спорта, которые в разные исторические периоды является отражением жизни народа. Необходимо нам изучать и углублять знания о народных играх, которые складывались веками, внедрить их в современную физическую культуру. Правильное применение казахских национальных игр приведет к сближению и взаимообогащению национальных культур.
В играх казахского народа лежал глубокий смысл, где соблюдались правовые нормы, что учило детей к честности и справедливости, дисциплине. Многие игры носят в себе воспитательный характер, воспитывает в человеке выдержку, взаимовыручку, решительность, настойчивость и т.д.
Наблюдая за детьми, во время игры мы, можем оценить:
- проявление нерешительности и трусости;
- проявление настойчивости, умение бороться до конца;
- отношение к соперникам во время игры;
- отношение к партнерам;
- отношение к своим ошибкам;
- требовательность к себе, дисциплинированность;
- отношение к победе и поражению;
С древних времен казахский народ уделял большое внимание единоборствам, в них джигиты могли показать и развивать свои силы и психологические качества. В наше время преобладает коллективные игры. У казахов во время праздников проводились различные национальные игры, такие как: борьба, скачки и многое другое. В наше время возрождаются национальные игры. Игры любого народа отображал быт, труд, образ жизни и национальные устой народа. Игры выполняют такие функции как: воспитательные, ритуальные, зрелищно- эстетические, коммуникативные и т.д.
Казахские национальные подвижные игры для детей.
Жапактар жане карлыгаш, или Ястребы и Ласточки
Призвана развивать внимательность, умение управлять эмоциями, быть выдержанным, быстро бегать и уворачиваться от противника.
Количество участников не ограниченное:
Дети делятся на две команды.
Очерчиваются границы, в которых действуют правила игры, за ними — игра прекращается.
Команды ласточек и ястребов становятся в две шеренги так, чтобы находиться спинами к своим противникам.
Командир выкрикивает название команды. Сначала дразнит и говорит только начальные слоги. Участники должны внимательно слушать ведущего. Та команда, которую назвал командир, — ловцы, вторая — жертвы.
Ловцы догоняют и хватают ласточек. Те в свою очередь делают все, чтобы не попасться.
Главная задача — переловить ласточек и сделать их членами команды ястребов.
Ак суек (Белая кость)
Призвана развивать смекалку, наблюдательность и интуицию. Для участия в ней будет кстати хорошая физическая подготовка.
В игре могут принимать участие до 20 детей одновременно:
Ребята и девочки выбирают ведущего, который будет бросать импровизированную белую кость — мяч, мягкую игрушку.
Участники выстраиваются в шеренгу лицом к капитану.
Ведущий бросает за их спины предмет, проговаривая специальную присказку о белой кости как признаке удачи и о том, что тот, кто ее найдет, будет удачлив.
Дети оборачиваются и бегут туда где, по их мнению, находится предмет.
Нашедший становится капитаном.
Алармаж, или Овцы и Волки
Пример командной игры. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, ощущать партнера. Это испытание ловкости и изворотливости, умения правильно координировать действия, передвигаться командой.
Дети выбирают ведущего. Это волк, остальные — овцы.
Группа детей берет друг друга за пояса. Их задача — увернуться от волка, чтобы он не смог выхватить крайнего в цепочке.
Волк нападает на овец и выхватывает менее поворотливого или замешкавшегося. Этот ребенок занимает место ведущего.
Балапандар, или Цыплята
Похожие условия у игры Балапандар, или Цыплята. Эта забава предполагает формирование лидерских качеств у ребенка, ответственности за других, умения управлять коллективом, учит их взаимопомощи. Игра развивает ловкость, умение уходить от опасности, улучшает координацию движений и реакцию на опасность.
В состязании принимают участие до 15 ребятишек. С помощью считалочки определяются трое детей, которые выполнят роль квочек, трое станут коршунами. Остальные делятся на три равные группы. Это цыплята. Они ходят за квочкой, взявшись за пояски, припевая веселую песенку. Задача коршуна — ухватить зазевавшегося цыпленка, а мама-квочка выбирает такой маршрут и такой способ движения, чтобы этого не произошло.
Игра веселая и эмоционально насыщенная.
Айгулек
Эта игра испытывает физическую силу детей, а также их умение определять слабые стороны противника, правильно определять место, куда можно нанести удар, чтобы победить. Так формируется сосредоточенность и аналитические способности:
Дети делятся на две группы.
Взявшись за руки, ребята создают цепочку.
По очереди каждая из команд вызывает одного из участников команды противников. Его задача — прорвать силой своего тела руки тех, кто назвал его.
Если ребенку удается выполнить эту задачу, то он занимает место выбывшего, а проигравший отправляется отдыхать.
Орамал
Орамал — развлечение, что предполагает развитие сноровки и расторопности, учит внимательности и быстроте реакции. Победа в игре достается самому изворотливому:
Выбирается ведущий и тот, в чьих руках первоначально окажется платок с завязанным узелком.
Дети образуют «живой» круг, а ребенок, кому достался платок, становится в центре.
Ребята и девочки водят хоровод до тех пор, пока «лов» — ведущий — не остановит.
Дети бросаются врассыпную. Задача основного игрока — заполучить платок с узелком. Этот предмет дети передают друг другу, убегая от него.
Тот, кого поймали с атрибутом игры, должен выполнить желание «лова».
Детям, которым больше по душе тихие игры, подойдут состязания, где, помимо физических упражнений, есть акцент на развитии интеллектуальных способностей, умений сопоставлять и анализировать, где оттачивается интуиция.
Соккуртеке
Игра Соккуртеке направлена на развитие координации и чутья:
Дети выбирают ведущего, которому завязывают глаза.
4–5 детей становятся возле него в круг и касаются ребенка, у которого завязаны глаза. «Слепой» игрок должен угадать, кто это сделал, и поймать его.
Тот, кого «лову» удалось схватить, занимает место ведущего.
Интересны и увлекательны игры, которые имеют квестовый характер. Детям нужно что-то найти: вещь, предмет, человека. Эти развлечения нацелены на выработку внимательности и сосредоточенности, умения анализировать и сопоставлять факты.
Балтам тап
Балтам тап — простая забава, в которой участвуют до 15–20 детишек.
Дети выстраиваются плотным кольцом вокруг ведущего. За спинами по цепочке аккуратно передают какой-то предмет (мячик, скакалку и т. д.). Капитан угадывает, у кого в руках нужная вещь. Тот, кого поймали с тайным предметом, становится в круг.
Кара-сиир
Эта игра нацелена на развитие интуиции, умения маскироваться, учит выдержке и настойчивости:
Ведущий должен спрятаться. Рядом с укрытием этот ребенок оставляет любой личный предмет.
Остальные дети ищут его, а обнаружив, забирают то, что принадлежит спрятавшемуся, и относят в центр круга (место предварительно размечается).
Задача того, кто прячется, — не дать другим участникам игры возможность завладеть его имуществом.
Казахская культура богата детскими играми и забавами. Народ создал не пустые развлечения, а комплекс веселых и увлекательных состязаний, которые способствуют всестороннему развитию детей, формируют у них лидерские качества, учат ответственности и культуре общения, культуре взаимодействия с другими членами общества. Игры развивают физические и умственные задатки детей, воспитывают в духе соперничества, формируют программу самосовершенствования.
«Тапқыш» («Находчивый»)
Игроки делятся на две группы и садятся в две линии друг напротив друга. Расстояние между командами примерно 2 м. Водящий бросает крайнему игроку одной из команд в руки мяч и произносит начало любого слова, например: «Тере» «... Зе!» – быстро, не мешкая должен закончить игрок и бросить мяч сидящему напротив. Водящий отмечает любую заминку с ответом и начисляет за нее одно штрафное очко. В обязанности водящего входит и контроль над соблюдением правил – за точной передачей мяча, за тем, чтобы не было подсказок, а также за временем.
Для усложнения игры: можно ограничиться, к примеру, названиями городов, растений, животных. Победительницей объявляется команда, набравшая меньшее количество штрафныхочков.
«Ұшты – ұшты» («Летает не летает»)
Дети стоят по кругу, в центре – ведущий. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, ведущий поднимает руки вверх, а дети должны поднять руки вверх, если называет летающий предмет: самолет, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, ракета, снежинка, пища, парашютист, ворона.
Один раз, другой, третий... Но вдруг водящий произносит, к примеру: «Корова!» Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками – что ж, придется ему нести какое-нибудь шутливое «наказание», например, спеть песню. Как, впрочем, и тому, кто, «перестраховавшись», не поднял рук при упоминании птицы или поднял с опозданием.
«Қасқыр мен лақтар» («Волк и козлята»)
Сначала выбирают игрока, который будет исполнять роль волка, «қасқыр». Остальные игроки исполняют роль козлят – «лақтар». Козлята становятся на одной из сторон зала, а посередине зала располагается волк.
После слов:
«Бөрте, бөрте, бөрте лақ, Бөрте лақ тым ерке-ақ.
Кетесің кейде секеңдеп,
Байламаса көкем кеп».
Козлята стараются перебежать на противоположную сторону зала. Волк двигается посередине зала и старается осадить кого-либо из перебегающих детей. Затем игра повторяется, но выбирается другой волк, и козлята стараются перебежать в обратную сторону. Игра повторяется.
«Қарлығаш» («Ласточка»)
В зале раскладываются обручи по количеству игроков – домики для ласточек. Игроки исполняют роль ласточек, бегают по залу, красиво машут руками как крыльями. По команде: «Қарлығаш, қарлығаш, қарлығаш – біздің үйге ұшып кел!» быстро занимают домики.
«Қасқырға қақпан» («Капкан для волка»)
Игроки делятся на две команды. Одна команда образует капкан для волков – становится в круг, взявшись за руки. Вторая команда исполняет роль волков – ползает на четвереньках по залу через капкан.
После слов:
«Қане, қане, халайық, Қасқыр қақпан құрайық.
Қане қақпан берік бол,
Қасқыр, қасқыр, келіп көр»! – игроки первой команды опускают руки, приседают – ловушка закрывается. Те волки, которые остались в ловушке, выходят из игры, остальные продолжают игру. Затем команды меняются ролями.
«Бос орын» («Пустое место»)
Дети сидят по-казахски в кругу. Водящий с плеточкой двигается по кругу, останавливается возле игрока и кладет плеточку возле него. При этом повторяет слова: «Здесь тесно, найди себе место». Игрок берет ремешок и должен быстро догнать водящего, если поймает, то сможет легко ударить его. А водящий должен занять место игрока, тогда водящим становится игрок.
«Соқыр теке» («Слепой козел»)
Игроки образуют круг. Считалкой выбирают ловишку. Ловишке плотно завязывают глаза. Находящиеся в кругу игроки прикасаются поочередно к игроку с завязанными глазами, подходят к нему с разных сторон. Ловишка должен угадать, кто его коснулся, назвать имя. Опознанному завязывают глаза, и он сам теперь отгадывает.
«Тенге алу» («Подними монету»)
На площадке необходимо наметить линии старта и финиша. На дистанции положить монетки. Батыры скачут на лошадях (фитболах) до линии финиша (куба) и обратно, во время движения поднимают монету. Победит та команда, которая быстрее всех соберет все монеты.
«Итеріспек» («Вытолкни из круга»)
В круг диаметром 3-4 м встают участники игры. По сигналу соперники (стоящие напротив) начинают выталкивать друг друга из круга. Выталкивать можно руками и туловищем. Побеждает тот, кто останется в кругу.
«Қарсыласыңды көтер» («Подними соперника»)
Дети садятся на пол напротив друг друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны.
«Жаяу-тартыс»
Два игрока становятся спиной друг к другу, вешают на плечи веревку, затем эту веревку пропускают под мышками. Концы этой веревки должны быть связаны, а узел находиться между игроками. По сигналу игроки одновременно тянут друг друга в каждый в свою сторону. Тот окажется самым сильным, кто перетянет соперника за свою отметку.
«Қуыспақ» («Догонялки»)
Игроки становятся в круг, считалкой выбирается ловишка. По сигналу «1-2-3-лови!» игроки разбегаются и запрыгивают на скамейки (прыжок на скамейку высотой до 40см с нескольких шагов толчком одной ноги).
Перебегают с одной скамейки на другую, увертываются от ловишки. Пойманные ловишкой игроки выходят из игры. Самым ловким ловишкой окажется тот, кто поймает больше детей за наименьшее время.
«Аңшылар мен үйректер» («Охотники и утки»)
Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». На площадке обозначается озеро. «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники», бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалит всех «уток».
«Орындарыңмен ауысыңдар» («Поменяйтесь местами») В центре зала кладется аркан, таким образом, зал делится пополам.
Каждая из команд занимает свою половину площадки. По сигналу: «Беги!» – дети врассыпную бегают по своей площадке. По сигналу: «Орындарыңмен ауысыңдар» – команды меняются местами. Та команда, которая в полном составе прибежит первой на противоположную сторону, выиграет.
«Шеңбер» («Круг»)
Обручи располагаются по кругу. Игроки занимают своей обруч (в обруче может находиться только 2 игрока), а один из игроков находится посередине этого большого круга. По сигналу игрок без «дома» занимает любой обруч и образует пару с любым игроком в обруче. Кто остался один, становится в середину круга, и игра продолжается.
Поощряется та пара игроков, которая всю игру была вместе.
«Тақия тастамақ» («Тюбетейка-невидимка»)
Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны,ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет выполнить желание остальных игроков.
«Айгөлек»
Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов.
Первая команда начинает игру: «Айголек, Айголек, Луна белая, как снег. Выше гор, быстрее рек, Начинаем свой забег.
Выше гор, быстрее рек,
Ктотот нужный человек?» Вторая команда отвечает: «Айголек, Айголек, Луна белая, как снег.
Выше гор, быстрее рек
Тот ... (имя одного из ребят) Нужный человек».
Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему это удается, он выбирает кого-либо из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну а если ему не удастся – остается в этой команде. В какой из этих двух команд в конце игры останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.
«Волки серые, волки сивые»
Игроки делятся на две группы и договариваются, какая команда начинает игру. Можно провести жеребьевку. Затем группы расходятся в противоположные стороны игрового поля.
На расстоянии 30-60 шагов они становятся в шеренгу лицом к противнику. Игроки берутся за руки. Начинающие игру нараспев выкрикивают хором:
«Волки серые, волки сивые,
Кого из нас хотите вы?»
Игроки второй группы называют имя одного из игроков команды противника.
Названный игрок выходит вперед, разбегается и старается прорвать цепь противника. Важно, чтобы в цепи не угадали, куда метит он нанести удар. Тогда игроки не будут слишком крепко держаться за руки. Нападающему надо хорошо знать слабые места в цепи противника.
Если игрок прорывает цепь противника, он уводит с собой «пленника», который становится членом его команды. Игрок, который не сумел прорвать цепь, сам попадает в «плен» и остается в чужой команде. Теперь наступает черед второй группы водить.
Проигравшей считается команда, у которой к концу игры остается меньше игроков.
«Таудан-тауға» («С горы да под гору»)
Игроки садятся кругом так, чтобы каждый мог дотянуться до головы соседа. Все сидят без головных уборов, только на голове ведущего – тюбетейка. Ведущий приговаривает: «С горы да под гору, с горы да под гору», и, сняв с себя тюбетейку, надевает ее на голову сидящего справа соседа. Тот с теми же словами надевает ее на следующего. Тюбетейка ходит по кругу до тех пор, пока ведущий внезапно не прикроет свою голову ладонями со словами: «На гору, на гору!» Тот, на ком в этот момент окажется тюбетейка, исполняет любое задание.
«Сақина» («Кольцо»)
Участники игры попарно усаживаются в кружок. В круг выходит ведущий. В сомкнутых ладонях его спрятано кольцо. Ведущий ходит по кругу и раздвигает сложенные «лопаточкой» ладони игроков, оставляет у одного из них кольцо. Тот, кому досталось кольцо, ничем не выдает себя. Важно, чтобы напарник ничего не заметил. Продолжая делать обманные движения, ведущий обходит все пары до последней, затем становится в центр и произносит:
«Раз, два, три,
Ты, кольцо, ко мне лети!»
Игрок с кольцом вскакивает с места. Если сосед успевает удержать его, несет наказание. Встал во время – должен поплатиться сам сосед.
Наказанный исполняет волю ведущего или участников игры.
Список литература:
1. «Казахские детские игры» - писатель Аскар Молдагаринов.
2. Журнал «Валеология» подшивка за 2004 г.
3. Казахская ССР, краткая энциклопедия, том 3, 1989 г.
4. «Казахи», Алматы, 1995 г.
5. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан //myuniver.kz
6. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан //myuniver.kz
7. Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.
8.ТаникеевМ.Т. Мир народного спорта. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.
9. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.
10. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.
11. Чубаров Л.А. Научные истоки игр // Мир детства и традиционная культура. — 2004. — № 8. — С. 10-11.
12. Абушев А.Н. Особенности использования казахских национальных игр в процессе занятий со школьниками // Тезисы респ. науч.-практ. конф. — 2006. — № 4. — С. 9-10.