kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации детского отдыха в летнем лагере.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методические рекомендации по организации детского отдыха в летнем лагере.

  1. Виды детских лагерей отдыха.
  2. Основные документы, регламентирующие организацию детского отдыха в летнем лагере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации детского отдыха в летнем лагере.»

Модуль1. Организационно-методический.

Лекция 1.

Вопросы:

  1. Виды детских лагерей отдыха.

  2. Основные документы, регламентирующие организацию детского отдыха в летнем лагере.


Виды детских лагерей отдыха

На сегодняшний день организованный летний отдых в детском лагере является не только формой досуга, но и образования.

Как правило любая смена в летнем лагере наполнена определённым духом, настроением, смыслом. Логика и тематика мероприятий позволяет сформировать у детей незабываемые впечатления о проведенном в лагере времени, развивать социальные отношения, опробовать новые формы поведения и деятельности, осваивать способы творческого решения задач, расширить кругозор.

Система организации детского отдыха особенно активно развивается во всем мире обозначая прекрасную перспективу данной деятельности. В Российской федерации, примером можно привести такие детские центы – МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена» и многие другие.

В настоящий момент предложить общую классификацию детских лагерей не представляется возможным, по причине очень большого разнообразия форм организации смены, форм реализуемой деятельности в процессе смены, концепций и идей, лежащих в основе смены. Поэтому мы обобщим существующий опыт. Если говорить о длительности смены, то здесь можно выделить полные смены – от 20 до 25 дней (в среднем 21 день), сокращенные смены – от 10 до 15 дней (в среднем 12 дней) и короткие смены, которые длятся 2-3 дня. Календарная длительность смены позволяет реализовывать разные по сложности программы смены. Например, в оздоровительных лагерях или санаторного типа нет смысла делать сокращенные или короткие смены, потому, что за такой период времени практически невозможно оздоровить детей, т.е. реализовать основную цель программы.

Основываясь на специфике функционирования, а также реализуемых программ смены условно можно выделить следующие типы детских лагерей.

  1. Оздоровительные лагеря (ДОЛ) – основная форма организации летнего детского отдыха. Функционирование ДОЛ регламентируется санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН (для стационарных лагерей), для походных – гигиеническими требованиями к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. Характеризуется реализацией в течение сезона тематических смен.

  2. Летняя школьная площадка (школьный лагерь дневного пребывания) – располагаются на базе образовательных учреждений, чаще всего в школах. Главной особенность является, то что функционирует только днем, а отдыхающие как правило учащиеся данного образовательного учреждения. Реализуемые программы могут носить тематический характер – патриотические, экологические, тетатральные и т.д.

  3. Трудовые лагеря. Как правило организовываются на базе сельскохозяйственных или иных предприятий. Контингент – подростки от 12 до 17 лет. Основной характеристикой реализуемой программы является оплачиваемая трудовая деятельность отдыхающих. Как правило для трудовой деятельности предусматривается первая половина для, а во вторую проводятся различные творческие и спортивные мероприятия.

В зарубежной практике трудовые лагеря фактически являются летними языковыми школами, где отдыхающие имеют возможность погрузиться в языковую среду, а трудовая деятельность является сопутствующей.

  1. Лагеря санаторного типа. Такие лагеря располагаются на базах медицинских учреждений – центров, санаториев, профилакториев и т.д. Основным отличием организации программы такого лагеря является учет специфики состояния здоровья отдыхающих детей. Как правило программа, реализуемая в лагерях такого типа не содержит серьезных соревновательных мероприятий, а направлена на общее развитие и организованный досуг.

  2. Спортивный лагерь. На первом месте в программе лагеря такого типа активная спортивная деятельность, а уже потом творческие мероприятия. Как правило в такие лагеря приезжают дети, занимающиеся в спортивных секциях, клубах, школах Олимпийского резерва.

  3. Лагерь выходного дня. Этот тип лагерей в последнее время получает все большее распространите и востребованность. Из самого названия следует, что такие лагеря функционируют в выходные или праздничные дни. Сроки смены 2-3 суток. Программа такой формы организации отдыха может носить как узко направленный характер (образовательный, спортивный и т.д.), так и общедосуговый.

  4. Профильные (тематические) лагеря (смены). Такие лагеря (смены) подразумевают узкую направленность деятельности детей в течение смены. Как пример можно привести смены школьных лидеров, творческой молодежи, военно-патриотические смены, юных техников, экологов и т.д. Это особая форма конструирования образовательного пространства, погружаясь в которое ребенок получает возможность общения с профессионалами в какой-либо сфере деятельности, взаимодействия со сверстниками, имеющими схожие интересы. Участниками таких смен становятся одаренные, социально-активные дети проявляющие активные интересы в определенных областях.



Основные документы,

регламентирующие организацию детского отдыха в летнем лагере

Деятельность любого детского учреждения регламентируется целым рядом Федеральных законов, Госстандартов и нормативных актов (подробнее можно ознакомиться здесь). Остановимся на некоторых из них, рассмотрим отдельные положения, касающиеся непосредственно летнего отдыха в лагере. В части 1 статья 31 Конвенции о правах ребенка можно выделить следующие моменты «1. Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.» (подробнее здесь)

Федеральный закон №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «О гарантиях прав ребёнка в РФ» регламентирует следующие моменты:

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)

организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях;

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 328-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ

РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;

по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ)

2. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Полный текст закона смотрите здесь.


Литература:

  1. Гребенщикова Л. Г., Косарева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

  2. Информационно-методический журнал «Артек – Со-бытие» http://artek.org/press-centr/informacionno-metodicheskiy-zhurnal-artek-so-bytie/

  3. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневаррт. гуманит. ун-та, 2011. – 236 с.

  4. Начало – это дела половина. Организационный период в детском лагере в вопросах и ответах: учебно-методическое посбие для вожатых, педагогов детских оздоровительных центров / Под общей редакцией Наливайко Л.В. – Харьков: Гимназия, 2011. – 176 с.

  5. Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: их опята работы социально-психологической службы ВДЦ «Орленок» / Под общей редакцией Джеуса А.В. к.пс.н., Зубахина А.А. к.п.н. и др. – ВДЦ «Орленок», 2013. – 256 с.

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по организации детского отдыха в летнем лагере.

Автор: Сигутенко Яна Евгеньевна

Дата: 23.01.2020

Номер свидетельства: 537053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "
    ["seo_title"] => string(46) "programma-sportivno-ozdorovitiel-nogo-lagieria"
    ["file_id"] => string(6) "174765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424179187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства