kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Тайны лесной тропинки». Экологическая игра для детей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек- часть природы, он не может жить без неё и вне ёё, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир.Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны,сохранить самое удивительное творение природы- жизнь на земле. Экологическое воспитание рассматривается сейчас как приоритетное направление развития начального школьного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Тайны лесной тропинки». Экологическая игра для детей начальных классов»



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «НАТУРАЛИСТ»

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края





«Тайны лесной тропинки»

Экологическая игра

для детей начальных классов













Разработала:

педагог дополнительного образования

Семёнкина Наталья Владимировна







г. Амурск 2018



Пояснительная записка

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление развития начального школьного воспитания.

Ещё в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Разработка экологического мероприятия будет интересна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования естественно научной направленности.

Цели:

Расширение знаний учеников о природе родного края.

Задачи:

1.Воспитание экологически грамотного поведения в природе.

2. Развитие познавательного интереса, коммуникативных и информационно-коммуникационных компетенций.

3. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде.



Оборудование:

1.Проектор

2.Ноутбук

3.Экран

4.Папка с музыкальными треками для оформления праздника.

5. Слайд-шоу мероприятия.

6. Тексты телеграмм ,экологических рассказов, фотографий

7.Ллистовки «Правила поведения в лесу».





Ход мероприятия:



1 – й ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть в нашем гостеприимном зале.

2 – й ведущий. Здесь собрались те, кто любит природу, те, кто охраняет и бережно относится к ней.

1 – й ведущий. Природа прекрасна в любое время года! Ранней весной, когда на однотонном серовато-коричневом ковре из прошлогодних листьев и трав ярко желтеют цветы мать – и – мачехи, когда распускается черемуха и заливаются соловьи…

2 – й ведущий. Знойным летом, когда листья на деревьях полностью распустились, буйно расцвели луговые травы, на опушках и вырубках сладко запахло ягодами, стали наливаться спелостью колосья в полях…

1 – й ведущий. Когда бродит по лесам и лугам художница осень в золотом кокошнике из кленовых листьев, в сарафане, украшенном алыми гроздьями осенних ягод рябины и калины, ветер – непоседа срывает с деревьев празднично – пестрый убор, летят по ветру листья, словно желтые птицы иволги…

2 – й ведущий. Когда деревья и кусты одеты в снежные пуховые шубы.

1 – й ведущий. Красота русской природы скромная, неброская, а порой и совсем неприметная. Чтобы ее увидеть, услышать и полюбить, нужно неспешно, внимательно вглядываться и вслушаться в нее.

2 – й ведущий. Природа прекрасна. Она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще, важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих друзей.

1 – й ведущий. У природы есть душа. И эта душа может болеть. У природы есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. И это зависит от нас, людей. Помните, сохранить природу – значит сохранить жизнь.

2 – ведущий.

Глаза распахните!

Смотрите!

Растущая дико цветет земляника.

Не рвите!

Ночную фиалку – не рвите!

Не делайте палку на случай

Из маленькой елки колючей!

1 – ведущий. Добро пожаловать в царство природы! Мы с вами отправляемся путешествовать в лес. Пойдем тайными волшебными тропинками в удивительном царстве растений и животных. На каждой полянке вас ждут интересные задания и вопросы, правильно отвечая на которые вы получаете жетоны. В конце путешествия победитель получает медаль «Лучший знаток природы».

2 – й ведущий. Давайте встанем все друг за другом. Вы готовы? В путь!

Звучит фонограмма «Звука живой природы, пение птиц».

  • Мы с вами идем по лесу. Слышите, как птички поют?

  • Впереди болото. Мы перепрыгиваем с кочки на кочку.

  • Идем дальше. Топ – топ – топ.

  • Впереди овраг. Проходим осторожно по бревну.

  • Как грязно дальше! Ноги прилипают к земле… все, прошли грязь.

  • Большая лужа. Перепрыгиваем через нее.

  • Впереди мостик. Идем осторожно, чтоб не упасть.

  • Упавшее бревно. Перелезаем через него.

  • Вот мы и на месте.

Дети садятся на свои места.

1 – ведущий. Мы попали с вами на прекрасную цветочно – ягодную поляну. А вот и первое задание.

Поляна «Цветочно – ягодная»

  • Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника)

  • Из древесины какого дерева делают спички? (Осины)

  • Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Шиповник, черная смородина)

  • Цветок с девичьими очами. (Анютины глазки)

  • Цветок, встающий первым после спячки. (Подснежник)

  • Почему ночные цветки белые? (Они лучше заметны насекомым – опылителям)

  • Цветок, в названии которого есть кусочек железа. (Гвоздика)

  • Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник)

  • Птица, которая ночью охотится, а днем отсыпается. (Сова)

  • Зверек, живущий под землей. (Крот)

  • Цветок с отличной памятью. (Незабудка)

  • Этот цветок облюбовала царевна – лягушка. (Кувшинка)

  • Грызун, который любит стоять столбиком. (Суслик)

  • Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

  • Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)

  • Какой цветок произрастает на месте лесных пожарищ? (Иван – чай)

  • Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу. 7 июля)

  • Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)

  • Голубая поляна. Вся она покрыта какими-то кустарниками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Какие? (Голубика)

  • Ты сорвал с куста ягоду. Проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие слеплены вместе, что это за ягоды? (Малина, ежевика)

  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета (Земляника)

  • Народная мудрость гласит: Как нельзя без муки испечь хлеб, так без этой травы нельзя лечить болезни. Ее называют травой от 99 болезней (Зверобой)

  • Эти ягоды обостряют зрение, уменьшают усталость после продолжительной работы. Из листьев готовят лечебный чай (Черника)

  • В народе эту траву называют «ласточкина трава», или «чистая трава». Но кроме лечебных свойств, это растение имеет еще одно: оно – ядовито. Поэтому применять его нужно очень осторожно (Чистотел)

  • Свое название эта ягода получила от латинских слов «благоухать» и «мелкий», что характеризует размеры плодов и их удивительный аромат (Земляника)

  • Болотная ягода (Клюква)

Поляна «Грибная»

Под землей у грибов целые города. Красные в белую крапинку мухоморы стоят на полянках, рядом с ними резвятся бойкие рыжики, длинноногие опята собираются по утрам в зябкие ватаги возле пней. Грибы – это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными.

  • Нужны ли человеку грибы?

  • Как называют людей, собирающих грибы?

  • Для чего нужны грибы животным и растениям леса?

  • Назовите съедобные и несъедобные грибы.

  • Как правильно собирать грибы?

Поляна «Все о животных и птицах»

  • Назовите птиц, которые с наступлением холодов улетают на зиму в теплые края.

  • Назовите зимующих птиц.

  • Этот зверь живет далеко от проезжих дорог и людских селений. Его называют лесным разбойником и санитаром леса. Нападает на больных и ослабленных животных (Волк)

  • У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

  • Один из самых преуспевающих видов птиц на планете (Воробей)

  • Эта перелетная птица улетает одной из самых последних, когда замерзают водоемы (Утка)

  • Голова этой птицы поворачивается даже за спину. А еще ее называют «летающей калекой» (Сова)

  • Какая из птиц всеядна? (Ворона)

  • Этот лесной зверь днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов белая шуба (Заяц)

  • Шерсть рыжеватая по цвету и похожа на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели. Питается орехами, семенами, грибами, ягодами (Белка)

  • Живет в озерах, болотах, трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое – нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречает в больших компаниях с обязательным концертом (Лягушка)

  • Это мохнатый тяжеловес среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Ест корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство – мед (Медведь)

  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой? (Клест)

  • Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод)

  • Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

  • Следы, какого хищника похожи на следы человека? (Медведя)

  • У кого детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание? (У кукушки)

  • Где зимуют раки? (В омутах, под корягами, на дне водоема)

  • Все ли зайцы белы зимой? (Нет, русак не бел)

  • Почему весной запрещена охота на птиц и зверей? (Они выводят потомство)

  • Какие птицы ночуют под снегом? (Куропатки, тетерева, рябчики)

  • Из чего делают свои гнезда ласточки? (Из глины и слюны)

Поляна «Экологические задачи»

  1. Гуляя с родителями в лесу, Света и Витя увидели большой муравейник.
    – Давайте посмотрим, что внутри муравейного домика, – сказал Витя.
    – Давайте, – с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что …»

Вопрос: Что сказали бы муравьи?

  1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь? – спросила старушка.

– Пчел прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась. Подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами, сказал: «А я и не знал об этом».

Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?

  1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

– Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!
– Они же несъедобные, поганки, – ответил Вова.

Вопрос: Кто из мальчиков прав?

  1. Телеграмма: «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле – на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.

Ваш дятел».

Вопрос: Какой ответ вы дадите на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

  1. Телеграмма: «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень».

Вопрос: Какой ответ вы дадите на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

Поляна «Художественная»

  • Какой самый страшный враг у леса?

  • Что угрожает лесу?

Вашим домашним заданием было нарисовать листовки «В защиту природы». (Подведение итогов конкурса листовок)

Подведение итогов экологические игры, награждение победителя медалью «Лучший знаток природы».

1 – й ведущий.

Предлагаю вам, ребята выучить песню-гимн «Эколят – молодых защитников природы»

Слова: Зотова Татьяна Владимировна

Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич



1.Куплет:

Ярко светит солнце в чистом небе,

Весело в горах журчат ручьи,

На опушке леса возле ели,

Трели звонко тянут соловьи.

Красотой Природа нас пленяет,

Силы, вдохновение дает,

Чудесами сильно удивляет,

Но лишь тех, ее кто бережет!

Припев:

Мы Эколята – природы защитники,

Животных, растений большие друзья,

Богатства земли молодые наследники,

На страже природы стоим ты и я!

Мы Эколята – природы защитники,

Животных, растений большие друзья,

Оберегаем и любим природу,

Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

2.Куплет:

Оглянись вокруг и ты увидишь,

Каждый день наполнен волшебством,

Радуга, туман и белый иней,

Или дождик за твоим окном.

Бесценный дар надежно охраняем,

Природы тишину, ее покой,

Если искренне природу любим,

Значит, любим Родину с тобой.

Припев:

3.Мы Эколята – природы защитники,

Животных, растений большие друзья,

Богатства земли молодые наследники,

На страже природы стоим ты и я!

Мы Эколята – природы защитники,

Животных, растений большие друзья,

Оберегаем и любим природу,

Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

2 – й ведущий.

Как здорово, что, мы, с вами можем назвать себя Эколятами, молодыми защитниками природы, ведь каждый из вас сегодня доказал, что очень важно знать, беречь и охранять родную природу края, заботиться о ней и не давать её в обиду.



























Листовка «Правила поведения в лесу»

Категорически запрещается…

Рвать растения, занесенные в Красную книгу, например, ландыши, подснежники, кувшинки. Рвать огромные охапки цветов – через день они будут выброшены. Уносите цветы в своем сердце.

Ломать ветки, рубить деревья, разводить костры вблизи деревьев. Оставлять тлеющий костер.

Громко включать приемники, шуметь в лесу. Разбивая палатку, использовать колышки, срубленные с живых деревьев, класть в палатку лапник.

Разорять муравейники, муравьи – санитары леса. Категорически запрещается отлов диких животных. Нельзя разорять птичьи гнезда, брать птенцов из гнезда на руки.

Уносить из лесу животных, птиц – в неволе они гибнут. Выбрасывать мусор. Сбивать ногами мухоморы и другие несъедобные грибы. Неправильно проводить сбор ягод, вытаптывать ягодник.

Рекомендуется…

Составить маленький букетик из нескольких красиво подобранных цветов, для гербария выкопать один экземпляр.

Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.

Разводить костры в специально подобранных местах, вблизи водоема. Для них использовать сухостой.

Убирать мусор, но не только свой, а и оставленный другими. Нужно выносить его и выбрасывать в отведенных для этого местах.

Оберегать и подкармливать животных и птиц. Бережно проводить сбор грибов и ягод.









Интернет-ресурсы:

1.http://kladraz.ru/blogs/alevtina-aleksandrovna-kolesnikova/igra-puteshestvie-lesnye-fantazi.html

2.https://yandex.ru/images/search?p=2&text=картинка%20лесная%20тропинка%20для%20детей&pos=122&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fbiblioteka.tls.muzkult.ru%2Fmedia%2F2017%2F08%2F30%2F1233208377%2Fimage_image_2207366.jpg&lr=11451


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Семёнкина Наталья Владимировна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496112

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства