kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка музыкально-хореографических игр для детей пятилетнего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка музыкально-хореографических игр для детей дошкольного возраста, подготовленная педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" Бобровской М.М.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка музыкально-хореографических игр для детей пятилетнего возраста»

Методическая разработка музыкально-хореографических

игр для детей пятилетнего возраста

Бобровская М.М., педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»


В современной науке существует ряд концепций, предполагающих свое понимание развития личности, освоением им общественного опыта.

Прежде всего, все современные теории признают, что развитие есть самоуправляемый процесс, запускаемый наследственными факторами и осуществляющийся только в социальной среде.

Теория развития обучения и воспитания предполагает, что содержание и методы внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, умений происходит путем перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

  1. Предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация;

  2. Материализированное действие (сами можем, знаем игрушки);

  3. Этап внешней речи (движение самостоятельное);

  4. Этап внутренней речи (осмысление выполненного, самоанализ);

  5. Этап автоматизированного действия (навык).

Реализация данной концепции предполагает создание особых психолого-педагогических условий обучений.

Это:

  1. Высокий авторитет педагога,

  2. Установление естественной обстановки доверия на занятии,

  3. Двуплановость при введении нового материала: каждое слово сопровождается жестом, движением, мимикой.

У обучаемых:

  1. Формирование веры в осуществимость задач обучения,

  2. Положительная эмоциональная постоянная поддержка,

  3. Направленное изучение материала, углубленное изучение дисциплины.

Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которое определяют успешность данной системы обучений.

Любая система должна иметь определенные признаки:

  1. Логика;

  2. Объем информации;

  3. Целостность;

  4. Взаимосвязь элементов;

  5. Алгоритм;

  6. Единство информации;

  7. Цикличность, блочность, поэтапность.

Задача педагога построить над генетической программой ребенка социальную среду, которая бы помогла оказывать положительное влияние и способствовала всестороннему развитию ребенка, его социального опыта.

Целостность социально-воспитательной системы заключается:

В подчинении всех образующих ее элементов главной цели.

В том, что компоненты деятельности имеют много общего.

В том, что отдельные процессы протекают в одних и тех же условиях.

В том, что все процессы имеют общую методологическую основу.

Общеизвестно, что происхождение музыки связано с движением (пластикой жестом), существующие модификации движения утратили идею комплексного подхода, идею координации музыки и движения, импровизационности самовыражения и сводятся или к хореографии, или к развитию чисто технических навыков выполнения различных ритмических рисунков.

В концепции Орфа музыка и движение неразделимы, так как тело человека естественно приспособлено для продуцирования звуков и движения с ними. Развитие навыков движения рассматривается как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Под движением понимается:

лёгкое покачивание,

пружинящие движения на месте,

прыжки,

подскоки,

движения рук, головы,

сопровождение музыки и речи звучащими жестами,

простое тактирование.

Орф пытается «уравновесить» элементарную музыку и танец – дети учатся находить под свою музыку соответствующую форму движения и, вместе с тем, подобрать к элементарным формам движения и танца соответствующую музыку.

Движение может родиться из предложенного детьми ритмического аккомпанемента.

Дети младшего дошкольного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Не случайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. По тому, как двигаются дети под музыку, педагог может проверить прочность приобретенных ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявить их творческие возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность восприятия действительности, чувства ритма.

Для того чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи, надо учить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их со своим восприятием музыки.


1. Мишкина музыка.

Цель: Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (фрагмента), выполнять имитационные движения поведения «мишки». Воспитывать внимание, быстроту реакции, эмоциональную выразительность.

Описание: Дети прослушивают вариант мелодии, после чего педагог показывает действие, которое выполняет «мишка».

1 фрагмент (вальс): 32 такта стоят в кругу, и исполняют ранее показанные педагогом движения под данную музыку (мишка спит).

2 фрагмент (полька): 32 такта так же показывают движения, исполненные ранее педагогом (мишка танцует, перепрыгивая с ножки на ножку).

3 фрагмент (с ярко выраженным ритмическим рисунком): 32 такта ритмично выполняют хлопки в ладоши: простые, тройные, хлопки по бедрам (поочередно, одновременно).

Методические указания. Прослушав музыку определить какое действие выполнял мишка под заданный музыкальный фрагмент. Обратить внимание детей на динамические и темповые изменения в музыке. При этом очень важен выразительный, эмоциональный показ педагога.


2. Мыльные пузыри.

Цель: Научить детей правильно располагаться на сценической площадке, перестраиваться из общего круга в два, четыре, не дав лопнуть мыльному пузырю быстро взявшись за руки после перестроения.

Описание: Дети стоят в большом кругу, определяются два ведущих, которые после команды должны образовать свои круги. Главное пузырь не должен лопнуть, а значит как можно скорее взяться за руки, точно в соответствии с музыкальным произведением.

Музыка маршевая, движение выполняется по часовой стрелки, в заключение образовывается вновь большой мыльный пузырь.

Расстояния друг до друга определяется раздуванием и спусканием воздуха из мыльного пузыря.

Методические указания. Следить за правильным выполнением движений постепенно вводя в занятия понятий интервал, положение на площадке, ходьба друг за другом, не держась за руки (на более позднем этапе освоения игры).


3. Зайчик и его распорядок дня.

Цель: В соответствии с динамическими изменениями и характером музыки переходить от одного эмоционального состояния в другое. С началом каждой музыкальной фразы, построения изменять характер движения.

Описание: 1 музыкальная фраза (вальс) зайчик спит (ладошки соединены и находятся у ушка.), 2 музыкальная фраза зайчик просыпается (потягивание, зевание, протирает глазки кулачками),

3 музыкальная фраза (более динамическая) зайчик делает зарядку (упражнения на развитие различных групп мышц), 4 музыкальная фраза зайчик показывает, как он умывается, чистит зубки, 5 музыкальная фраза показывает, как зайчик обедает (марширует за стол, подготовительные упражнения для изучения марша и позиций рук), 6 музыкальная фраза прогулка (изучение прыжков, подскоков, перескоков), 7 музыкальная фраза приходит на занятия (изучение начальных танцевальных движений), 8 музыкальная фраза приходит домой отдыхать (смена ритма, темпа, динамического характера музыки и движений), переходим к партерному тренажу.

Методические рекомендации. Опираясь на накопленный к 5 годам социальный опыт развить у детей способность самостоятельно определять эмоциональные оттенки движений, передавая свое отношение к каждой музыкальной фразе при помощи личных эмоций. Вводить новые движения и упражнения для увеличения познания простой танцевальной лексики, обусловленной возрастными особенностями детей.

4. Послушайте-пожалуйста.

Цель: Научить детей воспринимать задания педагога, внимательно слушать его, концентрировать внимание на действиях и словах педагога. Познакомить детей с правилами поведения на занятии.

Описание: Игра делится на слова и действия педагога. Перед каждым движением педагог говорит слова – действия: «послушайте» в это время дети слушаю музыку, и просматривают исполняемые педагогом ритмические рисунки рук, ног, одновременное соединение движений рук и ног.

После слова «пожалуйста» дети должны повторить заданные действия педагога.

В случае если у детей не получилось выполнить задание, педагог повторяет его, проговаривая все действия.

Детям предлагается открыть волшебным ключиком ротик и вместе с педагогом проговорить все выполняемые действия.

Методические указания.

Главное во время показа и исполнения чтобы дети начинали свои действия только после слов педагога, показывая каждое движение наполнять его различными эмоциями (три хлопка в ладоши – радость, три хлопка в ладоши – гордость, три хлопка в ладоши – грозят пальчиком), движения могут быть простыми или из будущего танцевального этюда, также разной эмоциональной наполненности.

При разучивании упражнения уточняются ранее полученные представления о нём по возможности большему числу параметров техники исполнения, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движения. Уточнение представления об упражнении – очень сложный и трудоёмкий процесс. Помочь ученикам можно путём применения следующих методических приёмов:

а) отчёт обучаемых лиц о сложившемся у них представлении об изучаемом упражнении, а также о тех представлениях, которые они получают в результате удачных и неудачных попыток, об испытываемых ими трудностях, и на основании поученной информации внесение поправок в методику обучения

б) организация обсуждения техники изучаемого упражнения хорошо и слабо усвоившими учениками путём сопоставления качества их представлений, знаний способов выполнения и умений теоретически обосновать их;

в) ознакомление детей с двигательными представлениями, сформированными у самого педагога в результате выполнения изучаемого упражнения;

г) применение подводящих упражнений;

д) оказание физической помощи, поддержки.

В уточнении представления об упражнении большое значение имеет взаимодействие в работе сенсорных систем: двигательной, зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной. В каждом конкретном случае ведущее значение имеет какая-либо одна из этих систем. От качества и количества информации, получаемой от сенсорных систем, зависит от точности представлений об упражнении. Только совершенно чёткие представления об образе упражнения в целом и в его деталях, о своих собственных возможностях позволяет обучающимся выполнить упражнение вполне осознанно, уверено, решительно и смело.

Для активизации сенсорных систем применяются следующие методические приёмы:

а) установка ориентиров для уточнения пространственных характеристик движений;

б) подсказка моментов, когда надо начать то или иное движение, прилагать наибольшее мышечное усилие;

в) уточнение ритмического рисунка выполнения упражнения;

г) активизация умственной деятельности занимающихся по анализу и обобщению своих ощущений и восприятия, всей информации об упражнении.

Ошибка – это действие, не достигающее постановленной цели. Её оценивают по причине, обусловившей ошибочное действие. Нельзя допускать ошибочных действий, помня, что устранить въевшуюся ошибку очень сложно. Для устранения ошибки могут быть применены следующие методические приёмы:

а) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить условные ненужные связи;

б) переучить элемент в другую сторону;

в) воспользоваться правилом от трудного к лёгкому;

г) потребовать словесного отчёта о проделанном упражнении.

Часто в процессе такого устного изложения ребёнок лучше осмысливает технику движений, неточности представлений об упражнении в целом и его отдельных деталях.

Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть физического совершенствования. В начале следует применять самые простые ритмические упражнения – ходьба, бег, бег в медленном темпе под счёт, хлопки, в дальнейшем усложняя музыку и сами упражнения.

Выполнения комбинаций разной длительности, прихлопывая ладонями.

-ходьба под счёт разной длительности:

-ходьба с хлопками:

-хлопки в ладоши на 1, 2, 3, 4 шага;

-хлопки в ладоши на 1, 2 шага;

-хлопки в ладоши на 1 шаг;

-ходьба с движением рук:

-шаг левой, руки в стороны;

-шаг правой, руки вверх;

-шаг левой, шаг правой;

шаг левой, руки в стороны;

-шаг правой, руки вниз;

-шаг левой, шаг правой.

-ходьба с «дережированием»;

-ходьба с произнесением слов и хлопками в ладоши.

Слова необходимо произносить чётко, одновременно с постановкой ноги и выполнением жеста.

Знакомя детей с движением и музыкальным сопровождением в их единстве, педагог для каждой музыкальной игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное двигательно-музыкальное задание. Выбор приёма зависит как от педагогической направленности самого материала, так и от тех задач, которые он ставит перед собой.

Развивая у детей «мышечное чувство», надо учить их чётко различать значения слов «ронять» и «бросать» (руки): первое означает пассивное, а второе активное действие. Дети должны привыкать к терминам и условным выражениям; неправильное их употребление мешает образованию связи между словом и движением.

Особенно вдумчиво и осторожно нужно говорить о музыке. Нельзя упрощённо, формально определять её особенности, например, характеризовать музыку как громкую и тихую, быструю или медленную, не упоминая о её эмоциональной окраске: весёлая, энергичная, грозная, спокойная, задумчивая, грустная, нежная.

Говоря о содержании двигательно-музыкального материала и особенностях движения надо всегда образно, активизируя воображение детей. Хорошо сопровождать слова отдельными движениями, выразительными жестами.

Постановка сюжетных танцевальных этюдов.

Выпишите на отдельный лист 5 желаний, связанных с постановкой танца.

Определите одно из первостепенных.

Ответьте на вопрос: «Что вам поможет решить данную проблему?»

Определите срок решения проблемы.

Выделите цель, которую вы будите решать и достигать.

Способы достижения.

Варианты решения.

Этапы внедрения цели в жизнь.

Анализ реальности действий и цели.

Сюжетный танец, варианты решения


Есть музыка

Есть сюжет

Части музыки

Анализ сюжета: завязка, развитие, кульминация, развязка

Характер музыки

Сколько частей должна будет содержать музыка?

Темп и музыкальный размер

Выбор движений

Образное восприятие

Определите характера музыки

Подбор сюжета для образа

Определение темпа и муз. Размера

Выбор движений в соответствии с образом

Прослушивание музыкального материала


Композиция – происходит от латинского (composition) – соединение, связь. Это понятие в равной степени относится к целому хореографическому произведению, так и к определённому танцевальному этюду или танцевальной композиции.

Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в хореографическом произведении. Вне единства композиции не существует. Единство – качество, необходимое для композиции. Её задача способствовать созданию гармоничных художественных произведений. Композиция – это целостная художественно – выразительная система.

Композиция – рисунок – танец – лексика – костюм.

Гармоничное слияние всех этих композиционных компонентов и будет настоящим хореографическим произведением.

Научные концепции развития и освоения личностью социального опыта.

В современной науке существует ряд концепций, предполагающих своё понимание процесса развития индивида, освоения им общественного опыта. Прежде всего все современные теории признают, что развитие есть самоуправляемый процесс, запускаемый наследственными факторами и осуществляющейся только в социальной среде.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бобровская Маргарита Михайловна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480824

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства