kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Инновационные технологии в преподавании актерского мастерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая разработка с указанием применяемых инновационных технологий и методов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Инновационные технологии в преподавании актерского мастерства"»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств Починковского района»















ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В ПРЕПОДАВАНИИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА








педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Демидкова Л.С.























Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям и достижение ими высокого творческого результата мною используются различные методы работы.

Методы и формы работы:


  • исследовательский;


  • поощрения;


  • интеграции;


  • игровой;


  • беседы.


Одним из главных методов работы с коллективом является метод интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов, что способствует рождению качественно новых знаний.

Занятия в коллективе предполагают:


  •  расширение знаний в области актерского мастерства;


  •  выражение собственных ощущений, используя язык жестов, мимику


  •  умение понимать «язык» движений, их красоту.


В области воспитания:


  • содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка;


  • развитие чувства гармонии, чувства ритма;


  • совершенствование нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.




Формирование практических навыков посредством традиционных и инновационных методов работы возможно за счет решения следующих задач:

1.Раскрытие индивидуальных творческих способностей

2.Развитие пластической выразительности

3.Развитие у воспитанников навыков обучения в коллективе и через коллективную деятельность (умение общаться и взаимодействовать в процессе обучения друг с другом и с педагогом – сотрудничество, товарищеская взаимопомощь и т.п.);


Результатом применения данных методов способствуют гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации, достижение высокого творческого результата.

Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.

Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.

Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан комплекс упражнений в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта актерского коллектива.

Внедрение в учебный процесс интегрированных занятий, индивидуальных занятий с элементами импровизации является отличительной чертой современной педагогической практики. В процессе обучения возникла необходимость дополнить интегрированные занятия элементами импровизации. Это позволило обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

Диагностические технологии.

Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания.

Игровые технологии.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других -подчиняется, в-третьих - осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. «Человеком можно стать, только играя», - утверждал Ф. Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

Репетиционно-постановочная работа.

Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - не очень интересно».

В результате применения инновационных методов обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается в репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов, а также способствует гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации.





Конспект занятия

по актерскому мастерству
«ТВОРЧЕСКИЙ ЭТЮД»



Тема: Театральные этюды как источник творческого воображения


Цель: познакомить воспитанников с видами театральных этюдов.


Задачи: 

Образовательная:

  • дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

  • познакомить с новыми видами театральных этюдов;

Развивающая:

  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

  • сформировать способности к импровизации;

  • развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

  • развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

  • развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;

  • развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

  • развивать умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная:

  • сформировать навыки КТД;

  • привить навыки взаимодействия с партнером;

  • научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Элементы адаптивной системы поведения (А.С. Границкая), здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С. Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.



Ход занятия


I. Приветствие. Организационный момент


Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия

1) Упражнение-игра «Здравствуйте».

Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

II. Часть. Разминка
1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Статистические упражнения


Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз


Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения


Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.



Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.


Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»


Описание упражнения:

Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.


Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».


Описание упражнения:

Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.


Бык тупогуб

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.


2) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):


Упражнение «Замороженный»

Описание упражнения:


Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу..


Упражнение «Ртутный шарик».

Описание упражнения:


Необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.


*В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку , не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки. Почему? Потому что подобные упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.


III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала


Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Театральные этюды как источник творческого воображения». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.


Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.


Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. 
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.


Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию. 


Этюд состоит из:


1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ожидаемые ответы воспитанников:

- пластические, 
- на память физических действий.

На самом деле существует много видов этюдов:

  • этюды на артистическое воображение;

  • этюды на логичность и последовательность действий и чувств; 

  • на взаимодействие со сценическими объектами;

  • этюды на определенное событие

  • этюды на перевоплощение.


Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:


Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.


Ожидаемые ответы воспитанников: зеркало

И мы тоже назовем наш этюд «Зеркало»


IV. Практическая часть «Работа над этюдами»

  1. Этюд «Зеркало» (парный этюд)

Цель: развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров

И так, наш этюд называется «Зеркало». Ребята, сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое. Покажите, какое у «Человека» настроение, а «Зеркало» должно точно отразить все действия «Человека»: жесты, мимику.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например,

  • человек приводит свой внешний вид в порядок перед свиданием с любимым,

  • готовиться к деловой встрече.

Необходимые условия для исполнения: «Человек» живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. «Зеркал»о не должно механически повторять все движения человека, надо попытаться угадать его цели (хотя бы приблизительно), надо жить его мыслями (предполагаемые вами).

  1. Этюд «Разные отношения»

Цель: развить навыки последовательности действий, взаимодействия партнеров исходя из предлагаемых обстоятельств.

Педагог: Наш следующий этюд будет на определенное событие, и этот этюд мы будет работать в группе по 4 человека, которые по-разному будут относиться друг к другу, как и в жизни. Ребята, а почему мы в жизни относимся по-разному друг к другу?

Ожидаемые ответы.

Условие для этюда: необходимо продемонстрировать личное отношение к каждому по-разному учитывая предлагаемые обстоятельства. Представим себе, что вчера, один из вас забыл в этой комнате очень важную вещь и непременно желает ее найти. Он должен подойти:

  • К человеку, который очень занят важным и неотложным делом;

  • К человеку, у которого случилось большое горе;

  • К недругу, с которым не общался долгое время

Вопросы для обсуждения:

  1. Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

  2. Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

  3. В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?


V. Заключительная часть.


Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими?

Ожидаемые ответы


Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности? 


  1. Рефлексия.


Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.


Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…) , с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демидкова Лариса Сергеевна

Дата: 20.09.2022

Номер свидетельства: 613371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства