kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

задачи:          

  • Дать достоверную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИДе, способах предупреждения заражения и распространения заболевания;
  • Дать рекомендации по проведению эффективной работы с молодежью, направленной на изменение поведения в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции;
  • Привести варианты игр для молодежной аудитории по профилактике ВИЧ-инфекции.

Пособие рассчитано на преподавателей, работающих с молодыми людьми в возрасте от 14 до 17 лет.

Заражение ВИЧ-инфекцией происходит в конкретных ситуациях, связанных с рискованным поведением. В таких ситуациях молодым людям необходимы знания и умения, чтобы действовать адекватно, например те, которые помогут им сказать «нет» или предложить альтернативы.

            Цель профилактической работы по вопросам ВИЧ/СПИДа состоит в формировании поведения, при котором можно было бы избежать заражения ВИЧ-инфекцией. Основное содержание данных материалов направлено на развитие таких поведенческих умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи»


МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ


ВВЕДЕНИЕ

задачи:

  • Дать достоверную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИДе, способах предупреждения заражения и распространения заболевания;

  • Дать рекомендации по проведению эффективной работы с молодежью, направленной на изменение поведения в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции;

  • Привести варианты игр для молодежной аудитории по профилактике ВИЧ-инфекции.

Пособие рассчитано на преподавателей, работающих с молодыми людьми в возрасте от 14 до 17 лет.

Заражение ВИЧ-инфекцией происходит в конкретных ситуациях, связанных с рискованным поведением. В таких ситуациях молодым людям необходимы знания и умения, чтобы действовать адекватно, например те, которые помогут им сказать «нет» или предложить альтернативы.

Цель профилактической работы по вопросам ВИЧ/СПИДа состоит в формировании поведения, при котором можно было бы избежать заражения ВИЧ-инфекцией. Основное содержание данных материалов направлено на развитие таких поведенческих умений.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Основные формы профилактической работы.

  3. Информация для преподавателей:

  • Основные понятия: ВИЧ, СПИД.

  • Кто может стать ВИЧ+?

  • Актуальность. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции.

  • Пути передачи ВИЧ-инфекции.

  • Принципы профилактики.

  • Откуда пришел ВИЧ? (происхождение вируса).

  • Какова структура вируса? Как ВИЧ поражает иммунную систему человека?

  • Как развивается заболевание?

  • Как можно проверить, инфицирован ли человек?

  • Когда следует сдавать кровь на анализ? Что такое период «окна»?

  • Закон и ВИЧ.

  1. Игры:

- Эпидемия

- Листок с секретом

- Степень риска

- Ассоциации. Выявление мифов.

- Рискуете ли Вы?

- Ответственное решение

  1. Анкета для оценки уровня знаний учащихся до и после занятия.











ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Распространенность ВИЧ-инфекции среди молодежи неуклонно растет. Поэтому вопросами профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков должны заниматься и педагоги. Мы рекомендуем следующие формы занятий:

  • Лекция. Это наиболее быстрый способ предоставления информации. Лекция продолжается 40-45 минут, можно использовать технические средства и показ видеофильма (например, «Дневник Насти»), что значительно поможет преподавателю при передаче информации. Возможно использование информационного материала, который можно получить в Центре по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ и его филиалах. При проведении лекции необходимо выделить время для ответов на вопросы учащихся.

  • Беседа, длительность которой составляет 20 минут. Здесь особое внимание необходимо уделить ответам на вопросы учащихся.

  • Дискуссия, которая дает возможность людям выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предшествующего опыта, а также расширить, углубить это мнение, а в ряде случаев изменить на противоположное.

  • Вечера вопросов и ответов. Рекомендуется заранее собрать вопросы у учащихся по данной теме, часть времени выделить на их ответы.

  • Тематические вечера. На вечере выступают приглашенные деятели культуры, медицины, муниципальных образований, отвечают на вопросы педагоги, врачи, выступает библиотекарь с демонстрацией новой литературы по теме вечера, демонстрируется видеофильм. Помещение оформляется заранее созданными работами самих учащихся.

  • Проведение открытого урока. На урок приглашается медицинский работник, члены родительского комитета. При подготовке урока врач дает консультации. Возможно краткое выступление врача. Учащиеся принимают активное участие. Готовится выпуск стенгазеты по теме.

  • Проведение сочинения под рубрикой “Как остановить эпидемию ВИЧ/ СПИДа”, конкурса рисунков.

  • Оформление стенда с информацией о ВИЧ-инфекции и ее профилактике, перечнем телефонов кризисных и психолого-социальных служб, куда могут обратиться подростки и их родители.

При подготовке профилактических мероприятий можно пригласить представителей различных организаций.

Консультацию по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи можно получить в «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»: г. Павлодар




















ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Основные понятия

Давайте разберемся, что такое ВИЧ и СПИД, а также как они связаны.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

Вирус – это мельчайший микроорганизм, живущий только внутри клетки. Попадая в организм человека, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, обеспечивающей защиту человека от инфекций. Разрушив часть иммунной системы, ВИЧ делает организм человека неспособным противостоять не только внешним инфекциям, но и бактериям, грибкам, которые в норме существуют в нашем организме и не вызывают заболевания. По мере ослабления иммунной системы развиваются заболевания, бороться с которыми организм не в силах. О людях, инфицированных ВИЧ, говорят, что они «ВИЧ-позитивные» или «ВИЧ-инфицированные» (ВИЧ+).

Заразившись ВИЧ-инфекцией, человек не сразу теряет здоровье. Он может выглядеть и чувствовать себя здоровым на протяжении долгого времени. Пройдет ряд лет (7-10 и более), прежде чем у ВИЧ-инфицированных людей разовьется Синдром Приобретенного Иммунного Дефицита (СПИД).

При СПИДе происходит непоправимое разрушение иммунной системы и человек теряет способность сопротивляться любым инфекциям, в том числе тем, которые не вызывают никаких заболеваний у людей, с нормально работающей иммунной системой.

СПИД – последняя, терминальная (смертельная) стадия ВИЧ-инфекции.

Кто может стать ВИЧ+?

При проникновении в организм вирусу безразлично, кто этот человек – мужчина или женщина, христианин или мусульманин, африканец или русский, профессор или грузчик. Вирусу безразлична сексуальная ориентация. ВИЧ+ может стать любой человек, практикующий незащищенный секс (без презерватива), вводящий наркотики внутривенно.

Делая что-либо рискованное – практикуя незащищенный секс, принимая наркотики, люди всегда надеются, что ничего не случится. Обычно все происходит вопреки их ожиданиям.

Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску. Никто не заслуживает того, чтобы получить эту болезнь. И до тех пор, пока мы не осознаем, что любой может заразиться ВИЧ, эпидемия будет продолжать распространяться.

Актуальность. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции

(по данным на 01.01.2007г.)

Начавшаяся в 80-х годах эпидемия ВИЧ-инфекции, по оценочным данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) уже унесла жизни более 22 миллионов человек. В настоящее время в мире более 40 миллионов человек живут с ВИЧ-инфекцией. Ежегодно в мире выявляют до 5 миллионов новых случаев ВИЧ-инфекции. 70-80% из них заразились половым путем.

В России ВИЧ-инфекция регистрируется с 1987 года. Стремительный рост эпидемии начался в 1996 году после того, как вирус проник в среду потребителей инъекционных наркотиков.

В настоящее время в России зарегистрировано более 350 тысяч ВИЧ- инфицированных. Речь идет только о выявленных и зарегистрированных случаях. Реальное количество зараженных лиц превышает это число в 5- 6 раз.

Свердловская область относится к одной из самых неблагополучных территорий России, в области зарегистрировано более 29 тысяч случаев ВИЧ- инфекции. По абсолютному числу ВИЧ-инфицированных Свердловская область занимает 2 место среди регионов Российской Федерации.

Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются на всей территории Свердловской области. Превышение среднеобластного показателя распространенности ВИЧ-инфекции регистрируется в 20 муниципальных образованиях, где пораженность населения ВИЧ-инфекцией достигает 1-2% (по регистрации).

Современной особенностью ВИЧ-инфекции является вовлечение в эпидемический процесс всех социальных и возрастных групп населения. В последнее время меняется характер эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей области, все больше и больше в эпидемический процесс вовлекается социально адаптированное население.

Наиболее часто ВИЧ-инфекция выявляется среди лиц молодого трудоспособного возраста. Так, две трети всех выявленных ВИЧ-инфицированных составляют лица 20-29 лет и одну треть – лица 15-18 лет.

В связи с изменением характера эпидемии меняются и пути передачи ВИЧ-инфекции. Если раньше ВИЧ-инфекцию в основном регистрировали у молодых людей, употребляющих наркотики, и преобладал наркотический (через кровь) путь передачи ВИЧ, то в настоящее время на первое место выходит половой путь передачи, особенно среди женщин молодого детородного возраста, что приводит к реализации еще одного пути передачи вируса - от ВИЧ-инфицированной матери ребенку.

В последнее время увеличивается количество женщин в общем объеме ВИЧ-инфицированных, что является неблагоприятным эпидемиологическим фактором, так как возрастает количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин.

Всего в области за период регистрации ВИЧ-инфекции родилось 3740 детей от ВИЧ-инфицированных матерей. 232 детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей, установлен диагноз «ВИЧ-инфекция» (6%).

42% всех случаев, зарегистрированных на территории Свердловской области, приходится на Екатеринбург. В настоящее время в городе зарегистрировано более 12 тысяч ВИЧ-инфицированных.

Таким образом, в настоящее время на территории Свердловской области эпидемия ВИЧ вошла в третью стадию своего развития, когда распространение инфекции происходит всеми путями передачи, поражаются все социальные и возрастные группы населения.

Прогноз остается крайне неблагоприятный.

Пути передачи.

Существует только три пути передачи:

  • Половой

  • Вертикальный (от матери плоду)

  • Парентеральный (через кровь)

На половой путь передачи приходится до 70% всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в мире. Все виды половых контактов могут привести к инфицированию: анальные, вагинальные и оральные. Любые половые контакты сопровождаются микроповреждениями и макроповреждениями слизистых оболочек. Более высока вероятность передачи вируса от мужчины к женщине, от активного партнера пассивному. Воспалительные заболевания или нарушения целостности слизистых (эрозия шейки матки), а также ИППП значительно повышают уровень передачи ВИЧ в обоих направлениях.

В течение года при половом общении с ВИЧ-инфицированным партнером заражаются в среднем 30-40% постоянных половых партнеров. Наблюдались женщины, от которых не заражались их многочисленные относительно временные партнеры. В то же время от некоторых женщин (обычно страдающих хроническими эрозиями шейки матки, часто кровоточащими) заражались все их партнеры даже при однократном вагинальном половом контакте.

Анальные контакты более травматичны, чем вагинальные, что наряду с большим

количеством половых партнеров объясняет более высокую скорость

распространения ВИЧ среди гомосексуалистов.

Оральные контакты менее опасны. Тем не менее, риск остается. Описаны случаи, когда из-за страха заразиться ВИЧ пациентами практиковался только оральный секс, но заражение все-таки произошло, т.к. и здесь имеет место микро- и макро-повреждения слизистых оболочек ротовой полости.

Статистика: к заражению приводит 1 из 100 вагинальных половых контактов, 1 из 10 анальных при абсолютно здоровых слизистых половых органов, при наличии инфекций передаваемых половым путем (ИППП) риск увеличивается до 15-20 случаев заражения из 100 половых контактов.

Вертикальный путь.

Ребенок может инфицироваться на трех этапах - внутриутробно, в процессе родов или во время грудного вскармливания. Вероятность рождения инфицированного ребенка без специфической терапии составляет 25-50%. Для профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку беременной женщине с 28 недели беременности (а при высокой вирусной нагрузке - с 14 недели) в Центре СПИДа назначают противовирусный препарат, что снижает риск инфицирования ребенка до 2%. Кроме того, ВИЧ-позитивным женщинам запрещается кормить младенца грудью.

Парентеральный путь.

Инфицирование через кровь возможно:

  • При совместном использовании игл и шприцев при инъекционном употреблении наркотиков. В Екатеринбурге по данным дозорного исследования 40% наркопотребителей инфицированы ВИЧ.

  • При переливании крови и трансплантации органов. На сегодняшний день данный риск сведен практически к нулю, так как используется только кровь, прошедшая карантинизацию в течение 6 месяцев.

  • При использовании необработанного медицинского инструментария.

  • При косметических парентеральных процедурах: татуировка, пирсинг, маникюр, педикюр нестерильным оборудованием.

  • Профессиональное инфицирование медицинских работников: инфицирование возможно при попадании на поврежденную кожу, слизистые оболочки глаз, носа, полости рта зараженной крови или другого потенциально контагиозного материала при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. В среднем риск инфицирования медицинских работников при аварийных ситуациях составляет от 0,3% до 1,0 %.

ВИЧ не передается:

  • При укусах животных и кровососущих насекомых;

  • При домашнем уходе за больным СПИДом;

  • При пользовании общей посудой;

  • При посещении общественного туалета, бассейна;

  • При рукопожатии, объятиях;

  • При поцелуе;

  • При сидении за одной партой с ВИЧ-инфицированным.

Таким образом, ВИЧ бытовым путем не передается. Необходимо помнить, что может произойти инфицирование при несоблюдении санитарно- эпидемиологического режима при парентеральных контактах в быту, в связи с чем бритва, зубная щетка, маникюрный набор должны быть индивидуального пользования и соответственно обрабатываться.

Принципы профилактики.

В настоящее время нет препаратов, полностью излечивающих ВИЧ-инфекцию и отсутствует вакцина, которая могла бы защитить восприимчивое население.

Инфицированные люди являются источником инфекции на протяжении всей своей жизни, поэтому все мероприятия должны быть направлены на профилактику путей передачи, повышение уровня информирования населения, внедрение образовательных программ в учебных заведения.

Профилактика полового пути передачи:

  • нравственное воспитание подрастающего поколения;

  • воздержание от ранних половых контактов;

  • взаимная верность двух неинфицированных партнеров;

  • пропаганда безопасных сексуальных отношений, уменьшение количества половых партнеров;

  • защита случайных половых контактов презервативом: правильное использование презерватива. Презерватив на 100% защищает от ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся половым путем!

Профилактика парентерального пути передачи:

  1. Борьба с наркоманией и передачей инфекции с нестерильным инструментарием при инъекционном употреблении наркотиков.

  2. Профилактика передачи ВИЧ с донорской кровью, биологическими жидкостями, органами и тканями:

  • уменьшение количества переливаний крови и ее препаратов, переливание только по жизненным показаниям;

  • переливание только карантинизированной плазмы крови;

  • пересадка органов, тканей и использование биологических жидкостей после обязательного тестирования на ВИЧ;

  1. Исключение в ЛПУ внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции:

  • обеспечение медицинских учреждений в достаточном количестве одноразовым инструментарием и средствами индивидуальной защиты;

  • качественная обработка многоразового инструментария;

  • дезинфекция и стерилизация, согласно регламентирующим документам;

  1. Для предупреждения профессионального инфицирования, медицинский персонал должен следовать концепции «универсальной предосторожности», ко всем пациентам относиться как к потенциально ВИЧ-инфицированным.

Профилактика вертикального пути передачи направлена на уменьшение риска инфицирования ребенка, своевременное назначение беременным ВИЧ-инфицированным женщинам и новорожденным полного курса антиретровирусной терапии.

Откуда пришел ВИЧ?

Сегодня ученые с уверенностью говорят о том, что ВИЧ не является творением рук человека. Им известны случаи, когда вирусы видоизменяются и превращаются из безвредных в опасные для здоровья. По-видимому, впервые вирус начал широко распространяться среди людей в 60-х-70-х годах прошлого столетия. В Центральной Африке инфекция появилась намного раньше, ученые считают что первое проникновение вируса в человеческую популяцию произошло в 40-х годах прошлого столетия. Одной из возможных теорий появления вируса можно считать его происхождение от родственных видов вследствие изменчивости. ВИЧ-2 (человеческий вирус) по своей структуре очень сходен с обезьяньим вирусом STLV-III, который присутствует у африканских зеленых мартышек и вызывает заболевание, похожее на СПИД.

Какова структура вируса? Как ВИЧ поражает иммунную систему человека?

ВИЧ имеет очень простое строение. Он состоит из двух оболочек (внешней и внутренней), спиралей РНК и специальных ферментов, участвующих в процессе репликации (размножения) вируса.

Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к будущей клетке-жертве – клетке иммунной системы. Для этого на поверхности внешней оболочки есть специальные белки, которые, как ключ к замку, присоединяются к рецепторам клеток иммунной системы организма человека. После этого другие белки, располагающиеся на поверхности внешней оболочки вируса, разрывают поверхность клетки и впрыскивают внутрь внутреннюю оболочку вируса.

Внутренняя оболочка вируса имеет форму капсида – конуса с усеченной вершиной. Капсид содержит генетический материал вируса (спирали РНК) и три фермента, участвующие в размножении новых вирусов (обратная транскриптаза, интеграза и протеаза). Цель ферментов – доставить и внедрить генетический материал вируса в ядро клетки иммунной системы организма человека и, пользуясь ее геномом, воспроизвести себя. В результате клетка иммунной системы переполняется новыми вирусными частицами, разрывается и погибает, а огромное количество новых вирусов выбрасывается в кровь и захватывает новые клетки иммунной системы. Со временем число клеток иммунной системы неизбежно уменьшается, и организм человека теряет способность противостоять обычным инфекциям, возбудители которых постоянно живут внутри организма или попадают из внешней среды.

Как развивается заболевание?

Все течение заболевания – с момента заражения до момента смерти – можно разделить на 3 периода:

      1. Заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

      2. Период бессимптомного течения (7-10 лет при отсутствии лечения);

      3. Период вторичных заболеваний;

      4. Терминальная стадия СПИДа.

Сразу после проникновения вируса иммунодефицита человека в организм в большинстве случаев не происходит ничего необычного. У 30-40% заразившихся может проявиться состояние, похожее на острую респираторную инфекцию. Это состояние проходит через 10-15 дней даже при отсутствии лечения. Но у большей части заразившихся не наблюдается вообще никаких проявлений.

В это время в организме происходят следующие процессы. Иммунная система сталкивается с неизвестной ей до сего момента инфекцией и не может сразу начать бороться с ней. Вирус начинает активно размножаться, его количество в организме быстро растет. Разным организмам требуется различное время для идентификации вируса и начала выработки нужных антител, но в большинстве случаев антитела к ВИЧ начинают активно вырабатываться через 2-6-12 недель после заражения, что приводит к уничтожению большого количества вирусов. В первую очередь уничтожаются вирусы, «плавающие» в крови и не успевшие внедриться в клетки. В результате количество вируса в организме значительно снижается.

Именно с этими процессами связано появление и неожиданное исчезновение симптомов, похожих на острую респираторную инфекцию (острая фаза инфекции).

Если после заражения вирусом гриппа заболевание развивается очень быстро, то после заражения ВИЧ человек очень долго чувствует себя совершенно здоровым. Все это время инфицированный ВИЧ будет выглядеть нормально, и оставаться вполне дееспособным физически. Период, когда человек уже инфицирован ВИЧ, но у него нет никаких значительных симптомов, называется «бессиптомным» и длится от 7 до 10 лет (при отсутствии специфического лечения). В последующем при неизбежном нарушении иммунной системы появляются симптомы вторичных заболеваний, и развивается стадия СПИДа.

Как можно проверить, инфицирован ли человек?

Невозможно определить по внешним признакам, что человек инфицирован ВИЧ, поскольку вирус может находиться в организме в течение нескольких лет, не проявляя никаких симптомов и признаков. Только с помощью анализа крови, взятой после окончания периода «окна» можно определить, что человек инфицирован.

Существуют тесты, определяющие наличие антител к вирусу. Для того чтобы их обнаружить, необходимо сдать кровь в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями », а также в других медицинских учреждениях, проводящих такие исследования (поликлиники, женские консультации, кожвендиспансер, наркология). Обследование на ВИЧ проводится бесплатно. На анализ забирают небольшое количество крови из вены. Анализ обычно бывает готов через 7-10 дней. Если важна анонимность, следует заранее получить справку по телефону о том, где производят забор крови, не спрашивая паспортных данных (в этом случае обследование будет платное).

Когда следует сдавать кровь на анализ? Что такое период «серонегативного окна»?

Поскольку анализ выявляет не сам вирус, а антитела к нему, то обследование необходимо проводить тогда, когда организм выработает их достаточное количество, то есть столько, чтобы тест-система смогла их обнаружить. Для выработки антител нужно время – в среднем 3-6 месяцев (у некоторых - до года). Период, когда вирус в организме уже есть, а антитела еще не выработаны в достаточном количестве и не обнаруживаются тест-системами, называется периодом «серонегативного окна». Обследование в этот период может показать отрицательный результат даже при наличии вируса в организме. Таким образом, для того чтобы быть уверенным в отрицательном результате теста (т.е. убедиться, что инфицирование не произошло) необходимо повторить обследование через 6 месяцев после «опасной» ситуации или сексуального контакта, практикуя в этот период только безопасные формы поведения.

Закон и ВИЧ.

Распространение ВИЧ-инфекции создало в обществе новую ситуацию, что, конечно, повлияло на изменение законодательства. Принят закон «О предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также внесены изменения в правила въезда в страну для иностранных граждан. Теперь иностранным гражданам, приезжающим в Россию более чем на три месяца, необходимо представить справку об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Также в Уголовном Кодексе имеется статья «Заражение ВИЧ-инфекцией», предусматривающая наказание за умышленное заражение ВИЧ-инфекцией другого лица, лицом, знавшим о наличии у него инфекции. Имеется дополнение об освобождении от уголовной ответственности по данной статье, «если другое лицо, поставленное в опасность заражения, либо заразившееся ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершать действия, создавшие опасность заражения». Такое дополнение освобождает людей, признанных ВИЧ-положительными, от угрозы наказания, которое довлеет даже над супружескими парами, если один из супругов имеет такой статус, а другой считается здоровым. Внесены дополнения в некоторые статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие, в частности, наказание за заражение ВИЧ-инфекцией в результате некачественного выполнения медицинским персоналом своих обязанностей.





ИГРЫ


«Эпидемия»


Цель: наглядно показать подросткам, насколько быстрыми темпами распространяется ВИЧ-инфекция, если не знаешь пути передачи.


Всем участникам раздаются листочки бумаги и ручки. Дается задание за 5-7 минут собрать автографы минимум у 4 людей. Затем выберите любого человека из группы и попросите его встать и представиться. Скажите ему: «Очень жаль, но сегодня мне придется сообщить тебе печальную новость: ты болен неприятной болезнью – беспричинными приступами смеха. Эта болезнь заразна и передается через автографы. Все, кто получил автограф этого человека, заразились от него». «Заразившиеся» также должны встать. Объявите дальше: «Вы заразились болезнью беспричинными приступами смеха и, к сожалению, заразили тех, кому оставили свой автограф. Прошу тех людей, у кого есть их автографы, встать». На примере этой игры видно, как быстро может распространяться эпидемия. И часто подросткам не нужно много объяснять. Ведущий говорит, что все это была шутка, что все здоровы и могут сесть на свои места. Для активной, открытой группы игра может быть продолжена. У «заболевших», которых первыми вызывают вперед, спрашивают, как они себя чувствуют, ведь по их вине заразилось столько людей. Затем тот же вопрос задается тем, кто «заразился».


«Листок с секретом»


Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа.

Материалы: листы бумаги формата А-6 (1/4 стандартного листа) по числу пар в группе.

Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа.

Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга.

Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными .

И, наконец, - в восьмерки с той же целью

После этого ведущий спрашивает: «Остались ли сомнения и неясности? Какие именно? Произнесите вопросы на которые не удалось найти ответы?».

Далее тренер предлагает группе перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаружит метку – встает. Ведущий просит встать того, кто работал с этим человеком в паре; тех, кто работал с ним в четверке и в восьмерке. Ведущий говорит: «Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ – инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован». Ведущий собирает листки, проанализировать их можно в перерыве.


«СТЕПЕНЬ РИСКА»

Цель:

Информировать участников о степени риска передачи ВИЧ-инфекции (высоком риске, невысоком риске и отсутствии риска), закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекции при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах, развеять существующие мифы о передаче ВИЧ-инфекции.

Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения.

На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «ВЫСОКИЙ РИСК», на другом – «РИСК ОТСУТСТВУЕТ» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ – инфицированным человеком:

Множество половых партнеров

Половой акт без презерватива

Половой акт с использованием презерватива

Один половой партнер

Взаимная верность двух половых партнеров

Поцелуй в щеку

Инъекция в лечебном учреждении

Внутривенное употребление наркотиков

Оральный секс

Половая жизнь в браке

Переливание крови

Пользование чужой зубной щеткой

Плавание в бассейне

Половой акт с потребителем наркотиков

Глубокий поцелуй

Уход за больным СПИДом

Укус комара

Множественные половые связи

Прокалывание ушей

Маникюр

Рукопожатие

Проживание в одной комнате с больным СПИДом

Нанесение татуировки

Объятия с больным СПИДом

Пользование общественным туалетом

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

Вариант 2: участники делятся на две команды, получают полный одинаковый набор карточек. Каждая группа встраивает свою «линию риска». Ведущий сравнивает результаты двух команд, обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».


«АССОЦИАЦИИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МИФОВ»


Цель:

Дать возможность участникам выяснить свои позиции в контексте проблемы ВИЧ\СПИД.

Необходимые материалы: 4 больших листа ватмана или бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений:

СОВЕРШЕННО СОГЛАСЕН

СОВЕРШЕННО НЕ СОГЛАСЕН

СОГЛАСЕН С ОГОВОРКАМИ

НЕ ЗНАЮ, НЕ УВЕРЕН

Как проводить занятие:

  1. Прикрепить листы с утверждениями по разным сторонам комнаты. Попросить участников встать в центре комнаты.

  2. Объяснить, что сейчас вы прочитаете несколько спорных высказываний, связанных с проблемой ВИЧ. После чтения одного высказывания участники должны сразу же разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. При этом не нужно долго размышлять, главное следовать первой возникшей реакции.

  3. Когда участники определятся со своими позициями, спросите нескольких из них, почему они стоят именно там (кроме тех, кто выбрал «не знаю, не уверен»). После этого другие участники могут также прокомментировать свои позиции.

  4. Выслушав различные точки зрения, попросите участников встать у тех листов, которые теперь отражают их мнение.

  5. ПОСЛЕ ВСЕХ УТВЕРЖДЕНИЙ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  • КАКИЕ ЧУВСТВА ВОЗНИКАЛИ У ВАС, КОГДА ВЫ РАЗМЫШЛЯЛИ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ?

  • ЛЕГКО ЛИ БЫЛО ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПЕРЕД ВСЕМИ?

  • ЛЕГКО ЛИ БЫЛО ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ?


Предлагаемые спорные утверждения:

  • Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты

  • Дети и подростки, инфицированные ВИЧ, должны учиться в отдельной школе, чтобы не заразить остальных

  • Женщина, зараженная ВИЧ, не должна иметь детей

  • ВИЧ болеют только проститутки и наркоманы. Мне это никогда не будет угрожать

  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс

  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы

  • «Проблема ВИЧ/СПИДа» раздувается журналистами, а на самом деле она касается небольшой и не самой лучшей части общества

  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции

  • Презервативы должны быть доступны всем независимо от возраста

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение ВИЧ-инфекции


«РИСКУЕТЕ ЛИ ВЫ?»

  1. Определите сами ваш личный риск заражения ВИЧ/ЗППП в данный период вашей жизни. Подумайте, где поставить ваш знак «Х» на линии внизу. Ваш ответ является конфиденциальным.

  2. Где, вы думаете, будет ваш знак «Х» через 5 лет?



Отсутствует риск Низкий уровень Высокий уровень заражения риска риска

_____________________________________________________________________

«Ответственное решение»

Цель:

Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды.

Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;

  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что пришло время для более близких отношений.

В течение 10 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе. Их беседа продолжается не больше 15 минут.

Обсуждение:

Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?

Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?

Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?

Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Анкета

Отвечая на вопрос, отметьте ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

Укажите ваш возраст__________________ пол___________


1

Меня СПИД не касается, потому что им болеют только наркоманы и проститутки

да

нет

не знаю

2

При заражении вирусом иммунодефицита (ВИЧ) у человека в первые дни после заражения развивается СПИД




3

ВИЧ-инфекция неизлечима




4

ВИЧ можно заразиться:




а

при использовании нестерильного оборудования для инъекций




б

при уходе за больным СПИДом




в

при половом контакте без презерватива




г

при половом контакте с презервативом




е

через укус комара




ж

при прокалывании ушей




з

при нанесении татуировки




и

пользуясь одной посудой с ВИЧ-инфицированным




к

через поцелуй




л

при пользовании общественным туалетом, баней, бассейном




5

ВИЧ инфицированные могут выглядеть здоровыми и чувствовать себя хорошо




6

Человек может быть заражен ВИЧ, а анализ крови этого не покажет




7

ВИЧ-инфицированные дети могут посещать школу




8

Я не заражусь ВИЧ, если:




а

у меня будет только один половой партнер




б

каждый раз буду использовать презерватив




в

мы с моим половым партнером будем сохранять взаимную верность




г

буду воздерживаться от секса




д

буду здороваться за руку с больным СПИДом




е

буду пользоваться отдельной посудой




9

Если у меня возникнет ситуация с риском заражения ВИЧ, то я пойду обследоваться на ВИЧ





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материалы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи

Автор: Скорицкая Ирина Сергеевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства