Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Куклы»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр
муниципального образования «Вилюйский Район»
Республики Саха (Якутия)
Изготовление кукол «Жених и невеста»,
по технике: папье-маше и витражная роспись
Разработала: педагог
дополнительного образования
Иванова Туйара Никитична
2016 г.
Тема: Изготовление кукол «Жених и невеста»,
по технике: папье-маше и витражная роспись
Актуальность: Витраж и техника папье-маше направлена на формирования понимания особой роли искусства в жизни человека, воспитание художественного вкуса, на создание условий для творческих способностей учащихся; на развитие интереса к художественной культуре; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Цель :
- обучить овладению техникой росписи по стеклу и технике папье-маше как одного из видов декоративно-прикладного творчества;
Задачи :
- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение технологиям различных видов ;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с колющими и режущими предметами;
Ход занятия:
Педагог: сегодня будем изготавливать куклы «жених и невеста», по технике папье-маше и витражная роспись.
Техника папье-маше произошёл во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.
Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».
Существует два способа создания изделий из папье-маше.
Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.
Маширование.
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.
Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.
Витражнаяроспись по стеклу является на современном этапе очень востревобанным видом декоративно-прикладного искусства.
Это направление очень интересна разнообразием своих техник выполнением к приемам работ. Они являются богатым декоративным украшением помещений.
Чем уникален витраж – узоры витражей выкладываются в видеорнаментов или сюжетных изображений.
Как создавали витраж? Из цветных стекол необходимо было окрасить стекло специальных печах. В мастерской куски цветного стекла разрезали каленым железным острием. Потом их скрепляли и вставили против света, чтобы можно было нанести черновато –коричневый рисунок краской.
Витра́ж – исторические особенности росписи по стеклу Слово «витраж» имеет французское происхождение («vitrage» - остекление), но восходит к латинскому «vitrum» - стекло. Произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по стеклу.
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов.
Классификация витражей:
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Росписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Имитация витража:
Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).
Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Накладной витраж – получается наклеиванием элементов на основу.
Техника «Витражная роспись» и «папье-маше»
Материалы: стеклянная бутылка,
бумага, для формы: пластилин, витражная краска, гуашь, лак.
Инструменты: нож, клей, кисточка.
План работы.
Нарисовать эскиз.(рис 1.)
Рис 1.
Рис 2.
Вылепить из пластилина форму головы. (Рис 3.)
Рис 3.
Нарезать бумаги на мелкие кусочки, намочить простой водой.
Форму головы намазать кремом.
Наклеить первый слой смоченной бумаги на форму головы.
Намазать форму головы клеем и обложить вторым слоем смоченной бумаги. Повторить процесс несколько раз (3-4 слоя).
На 1 сутки оставить обсыхать при комнатной температуре.
Рис 4.
Режем голову на две части, как показано на рис.(рис 6.)
Осторожно отсоединить бумажную форму от пластилина.
Рис 5. Рис 6.
Обе формы соединить, приклеить между собой (рис 8)
Оставить на 1 день для того, чтобы форма высохла.
Рис 7. Рис 8.
Покрыть голову белой гуашью.
Покрасить в нужный оттенок кожи, оставляя области глаз.
Рис 8. Рис 9.
Рисуем глаза.
Рис 10.
Рисуем брови, губы, тени, румяны.
Рис 11.
16.Клеим волосы кукол.
17.Рисуем на стеклянной бутылке контуры рисунка черной, витражной краской. (По схеме рисунка)
18.Красим внутренние части контура в соответствующие цвета.
Рис 12
19.В конце готовые головы водружаем на разукрашенные бутылки.
Педагог: дети, что вы поняли о технике витражной росписи?
Ученики: витражная роспись – это роспись по стеклу.
Педагог: молодцы, вы хорошо поработали, у вас получились очень хорошие куклы