kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МАСТЕР-КЛАСС «Формы взаимодействия педагогов и родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы взаимодействия педагогов с родителями –

это способы организации их совместной деятельности

и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «Формы взаимодействия педагогов и родителей" »

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов с родителями –

это способы организации их совместной деятельности

и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

1.   Родительское собрание

2.   Родительский лекторий

3.   Конференция по обмену опытом

4.   Вечер вопросов и ответов

5.   Диспут-размышление по проблемам воспитания

6.   Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

7.   «Дни открытых дверей»

8.   Коллективные творческие дела

1.        Взаимодействие с родительским комитетом

2.        Взаимодействие с творческими группами

3.        Групповые консультации

4.        Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

5.        Клубы

1.   Беседа

2.   Задушевный разговор

3.   Посещение на дому

4.   Консультация-размышление

5.   Выполнение индивидуальных поручений

6.   Переписка

7.   Телефонный разговор

Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогичес­кую культуру, помогает вырабатывать единые под­ходы к воспитанию детей.

Приемы успешного проведения:

-             привлечение родителей к определению тематики лектория (если они затрудня­ются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся мето­дических рекомендаций, а также проблем воспита­ния детей в данном коллективе);

-             привлечение специалистов;

-             активизация участников занятия. Название «лекто­рий» условно. Оно не означает, что родителям чи­таются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пас­сивные слушатели.

Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходит в родитель­ское собрание. Уяснив сущность воспитательной про­блемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мне­ниями и совместно намечают программу действий.

Так, например, в гимназии .№ 3 г. Ярославля для родителей старшеклассников была организована встреча с психологом по проблемам взаимоотноше­ний родителей и детей. После его выступления и от­ветов на вопросы родители разошлись по классам и продолжали разговор. В одном из классов был наме­чен ряд действий по улучшению взаимопонимания между взрослыми и детьми, определены совместные дела для развития взаимоотношений в семьях.

Конференция, по обмену опытом воспитания де­тей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положи­тельного семейного воспитания по данной пробле­ме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а инфор­мация звучит убедительнее, воспринимается с боль­шим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Вы­ступающими в этом случае могут стать те родите­ли, которые в решении определенных проблем до­стигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после оп­роса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возника­ют в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для отве­та на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть пред­ложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам воспита­ния — одна из интересных для родителей форм по­вышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех вклю­чить в обсуждение проблем, способствует формиро­ванию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участни­ки диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы так­же сначала целесообразно обсудить в группах, а за­тем их мнения вынести на коллективное размышле­ние. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее со­общение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, про­смотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса целесообразно проводить ежегод­но. Педагоги знакомят родителей со своими требо­ваниями, выслушивают пожелания родителей. Воз­можны вопросы в адрес друг друга, составление про­граммы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспи­тании, обучении отдельных групп детей.

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному.

В одних школах это совместный праздник педа­гогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты кол­лективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнова­ния, конкурсы коллективов, семей. Может сочетать­ся проведение мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах, или организуется кол­лективное творческое дело.

Другой вариант «Дня открытых дверей» прово­дится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным пе­дагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году. Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые их волнуют. Возможно проведение в этот день не только индивидуальных, но и групповых консультаций, темы которых сообщаются заранее. В кабинетах размещаются специ­алисты (врач, психолог, юрист, сексолог, педагоги школы и приглашенные педагоги-специалисты). Обозначены проблемы, по которым будут проводить­ся консультации, например: «Как помочь ребенку в учебе», «Как приучить ребенка к самостоятель­ности», «Общение ребенка со сверстниками» и др. Темы консультаций также могут быть заявлены на родительском собрании.

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:

— актив родителей (класса, школы);

— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);

— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;

— родители, которые имеют сходные пробле­мы в воспитании детей;

— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);

— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который мо­жет выбираться родительским собранием на весь учеб­ный год. В ряде классов, где родители активны и за­интересованы, функцию родительского комитета по­очередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии ста­новится проводником их идей. На заседаниях роди­тельского комитета, которые проводятся по мере не­обходимости, учитель и родители вырабатывают спо­собы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распре­делить обязанности, роли, функции как по организа­ции работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, реше­нию проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский ко­митет школы, который формируется из представи­телей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школы.

Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, кон­сультируя, при необходимости включаясь в актив­ную совместную деятельность.

Групповые кон­сультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказа­нию помощи детям в овладении навыками мысли­тельной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследователь­ский характер. Так, учителя и классный руководи­тель приглашают на урок родителей тех детей, ко­торые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посеще­ния ряда уроков учителя и родители вместе пыта­ются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодей­ствие с отцами детей.

Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы вза­имодействия педагогов и родителей являются необ­ходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят бе­седу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышле­ние, выполнение индивидуальных поручений, совмес­тный поиск решения проблемы, переписку.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в боль­шой группе значительно выше. Именно в индивиду­альном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая вклю­ченность родителей в дела школы приводит к по­вышению достижений учащихся, их желанию учить­ся и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более ус­пешному выполнению домашних заданий, к улуч­шению психологического климата в школе и мне­ния родителей об учителях.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они ста­новятся более востребованными со стороны родите­лей. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаи­моотношений.

Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбу­дить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успеш­ного межличностного взаимодействия являются вни­мательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия зало­жены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздей­ствие на родителей, существенным образом изме­нить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Первое индивидуальное общение очень важно и должно проходить в благоприятной для родителей обстановке. В этой связи на первом родительском собрании классный руководитель предлагает роди­телям самим определить время и место ближайшей встречи, которая может проходить в школе или дома, в семье ребенка. Родителям предлагается по­думать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровен­ному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспита­ния ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Ини­циативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родитель­ском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимо­действия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в се­мью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители при­глашают и с удовольствием ждут этой встречи. По­чему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за сове­том к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и вос­питании гребенка, в работе с коллективом класса.

Так, классный руководитель 5-го класса Н. К. Минаева смогла в течение первых двух меся­цев встретиться со всеми родителями или семьями, установить доброжелательные отношения. Как она рассказывала, после первого собрания педагог по­лучила приглашение в гости только из одной се­мьи. Однако весть о приятной встрече дома быстро разошлась среди детей и родителей. Последовали приглашения от других родителей.

Временные возможности классного руководите­ля весьма ограничены, поэтому общение с родите­лями может осуществляться по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обе­их сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.

Многие классные руководителя, учителя исполь­зуют переписку. К сожалению, чаще всего это заме­чания ребенку. Следует отказаться от записей в днев­нике и писем с негативным содержанием. О пробле­мах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично при встрече с родителями, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные реше­ния, как помочь школьнику.

В то же время педагогам следует чаще исполь­зовать дневник для сообщения о достижениях ре­бенка, о его положительных поступках.

Целесообразно посылать родителям благодар­ственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, ини­циативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы.

Учителя, руководство школы могут также по­сылать информационные письма, в которых сооб­щается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.

Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно по­смотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.

Сегодня большие возможности для связи предо­ставляет электронная почта.

Индивидуальная консультация — распространен­ная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родите­ли же доверяют педагогу, если он участвует в реше­нии проблем ребенка, вместе с ними выясняет их при­чины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.

Приглашение родителей в школу для индивиду­альной беседы или консультации должно быть пись­менным или устным, в тактичной форме, т. к. вы­зов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания ро­дителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учи­тывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками.

















Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В тоже время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы определяют содержания и формы педагогического просвещения.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вмести с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “ Давайте вместе решим, как быть”, “ Хочется услышать ваше мнение”. Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединения усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремления педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решение это проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

– Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

– В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе и педагогам?

– Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

– Назовите возможные формы сотрудничества совместной работы педагогов и родителей.

– Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в вашем коллективе?

На первой встрече с родителями учащихся можно определить темы родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, совместных мероприятий учащихся и родителей, провести анкетирование:

  • Какие качества своего ребёнка Вы можете назвать?

  • Какие положительные качества своего ребёнка Вы считаете главными?

  • Каким Вы хотели бы видеть своего ребёнка в конце учебного года? Через 3 года?

Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, её нравственные приоритеты.

Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.

Для меня самое главное , чтобы у моего ребёнка было хорошее:

  • Питание.

  • Здоровье.

  • Друзья.

  • Работа.

  • Учёба.

  • Взаимоотношения с родными.

  • Любовь.

  • Деньги.

  • Образование.

  • Жильё.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участниками собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет, очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Собрание не сводятся к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей

  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии…

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Можно предложить следующие темы в 5-11-х классах:

  • Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5-м классе.

  • Роль общения в жизни школьника.

  • Способности и роль семьи в их развитии.

  • Психологические и возрастные особенности подростков.

  • Становление и самоактуализация личности.

  • Создание условий для осознания подростками здоровья как ценности.

  • Как сформировать ценностно-ориентированную личность?

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Диспутразмышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективные обсуждения. Такой способ позволяет включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов совету дела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, одинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Особо важной формой является взаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В это случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
МАСТЕР-КЛАСС «Формы взаимодействия педагогов и родителей"

Автор: Сулягина Марина Николаевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства