kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Обучение школьников правилам поездки в маршрутном транспорте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка знакомит педагогов с методами и приемами, обеспечивающими эффективное обучение школьников правилам поведения пассажиров по пути на посадку в маршрутный транспорт, при посадке и после высадки из него, при следовании в маршрутном транспорте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение школьников правилам поездки в маршрутном транспорте"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»










Мастер-класс

«ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЕЗДКИ

В МАРШРУТНОМ ТРАНСПОРТЕ»



Котов Вадим Алексеевич,

преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «СОШ №40»,

Гаврин Дмитрий Анатольевич,

учитель МАОУ «СОШ №40»









г. Старый Оскол

2021

Мастер-класс

«Обучение школьников правилам поездки

в маршрутном транспорте»


Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами, обеспечивающими эффективное обучение школьников правилам поведения пассажиров по пути на посадку в маршрутный транспорт, при посадке и после высадки из него, при следовании в маршрутном транспорте.

Задачи:

  1. актуализировать и расширить знания учителей о правилах поведения при поездке в общественном транспорте;

  2. разъяснить положения Правил дорожного движения, посвященных пересечению проезжей части при посадке в транспорт и высадке из него;

  3. акцентировать внимание учителей на ошибках, допускаемых при объяснении правил поведения при поездке в общественном транспорте;

  4. дать методические рекомендации по проведению занятий со школьниками.

Основной подход: компетентностный.

Ожидаемые результаты:

  1. получение педагогами представления о содержании занятий со школьникам по теме «Поездка в маршрутном транспорте»;

  2. внедрение педагогами в образовательную деятельность упражнений по развитию глазомера.

Оборудование:

  1. Правила дорожного движения;

  2. магнитный стенд по ПДД с комплектом магнитных фигур пешеходов, регулировщика, транспортных средств, светофоров;

  3. памятка «Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая».

Раздаточный материал: бланки для составления памятки пассажиру по количеству участников.

Время: 25 минут.

Основные этапы:

1. Правила дорожного движения о пересечении проезжей части при посадке в транспорт и высадке из него (7 минут).

2. Остановка маршрутных транспортных средств. Правила поведения при ожидании общественного транспорта (3 минуты).

3. Правила поведения в салоне общественного транспорта (5 минут).

4. Составление участниками памятки пассажиру (5 минут).

5. Рефлексия (5 минут).


Ход мастер-класса.


1. Правила дорожного движения о пересечении проезжей части при посадке в транспорт и высадке из него.

В течение дня пешеход десятки раз превращается в разных участников дорожного движения. Сел пешеход на велосипед - и вот он уже водитель. А если зашел в салон автобуса, трамвая, троллейбуса, автомобиля - стал пассажиром.

К понятию «пассажир», в соответствии с Правилами дорожного движения, относится «лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)». Каждый пассажир обязан точно выполнять правила поведения пассажиров, изложенные в Правилах дорожного движения, чтобы избежать опасностей, которые могут возникнуть в общественном транспорте.

Тема «Поездка в маршрутном транспорте» включает в себя правила безопасного поведения на остановках маршрутного транспор­та во время посадки в транспорт, при поездках в нем и при высадке из него. Но, прежде чем стать пассажиром, каждый из нас является пешеходом и по окончании поездки опять становится им. Боль­шое внимание от пешехода требуется именно по пути на посадку в транспорт и после высадки из него, так как это связано, как правило, с пересече­нием проезжей части. Как раз в этих ситуациях чаще всего возникают конфликты между водите­лями и пешеходами, идущими к стоящему на оста­новке маршрутному транспортному средству или от него. Суть конфликта в том, что, по мнению пе­шеходов, водители, проезжающие мимо останов­ки маршрутного транспорта, обязаны во всех слу­чаях их пропускать. При этом пешеходы не учиты­вают (или не знают) требования Правил, которые достаточно четко изложены в пунктах 4.8 и 14.6 и которые следует тщательно изучить с учащимися: «Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площад­ками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не за­держиваясь, освободить проезжую часть» (п. 4.8. ПДД).

«Водитель должен уступить дорогу пешехо­дам, идущим к стоящему в месте остановки мар­шрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка про­изводятся с проезжей части или с посадочной пло­щадки, расположенной на ней» (п. 14.6. ПДД).

При движении от тротуара (обочины) к припод­нятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4-4.7 Пра­вил и не создавать помех для движения транспорт­ных средств. Но эти требования в зоне остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства. В случае остановки мар­шрутного транспортного средства на остановке вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешехо­дам, идущим к этому транспортному средству или от него. Но и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель при­ближающегося транспортного средства видит его и снижает скорость, чтобы пропустить пешехода.

Во всех ситуациях ожидать маршрутное транс­портное средство следует на тротуаре или обочи­не. Выходить на проезжую часть в отсутствии маршрутного транспортного средства или при его движении категорически запрещается!

Преимуществом в движении перед транспорт­ными средствами пользуются только те пешеходы, которые пересекают проезжую часть со стороны дверей маршрутного транспортного средства. Преимущество пешеходов сохраняется, пока маршрутное транспортное средство стоит на остановке. При этом не имеет значения, произво­дится ли посадка и высадка пассажиров с проез­жей части или с посадочной площадки.

При наличии посадочной площадки водитель обязан дать возможность пассажирам, вышедшим из маршрутного транспортного средства, перейти проезжую часть от площадки до тротуара.

Особенно внимательным пешеход должен быть при следовании на тротуар после высадки из транс­порта.

Формула «Обходи трамвай спереди, а авто­бус (троллейбус) сзади» давным-давно не соответ­ствует требованиям ПДД, отсутствует в них, более того - противоречит им, а главное - очень опасна. Когда и для чего у пешехода может возникнуть необходимость в обходе трамвая или автобуса? Тогда, когда ему надо перейти на другую сторону дороги. Но порядок пересечения проезжей час­ти дороги строго оговорен Правилами дорож­ного движения (пункты 4.3-4.5), и он никак не связан с обходом маршрутного транспорта! Переход дороги по Правилам всякий обход ис­ключает!

Чтобы не провоцировать детей на опасные ситу­ации (обход транспортных средств), настоятельно рекомендуем словосочетание «обход трамвая, трол­лейбуса и автобуса» вообще не употреблять на за­нятиях по ПДД, даже в запрещающем варианте, как это делают некоторые авторы: «Обходить трамвай, троллейбус и автобус нельзя ни спереди, ни сзади». Запрет правиль­ный, но ведь никто же так Правила не излагает.

Кстати, о запретах. Надо напомнить о том, что Правила следует излагать в утвердительной фор­ме. И только если нет возможности избежать отри­цательных формулировок, тогда необходимо пре­доставлять детям такие правила вместе с альтер­нативными — утвердительными. Например, сразу же после формулировки: «Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекоменда­ция: «Переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора». Далее - объяс­нение как переходить.

К очень большому сожалению, надуманная «проблема» - «Как обходить транспорт» - оказа­лась очень живуча и до сих пор встречается на стра­ницах различных изданий.

При изучении темы «Поездка на маршрутном транспорте», как показывает практика, авторы мно­гих учебных пособий не уде­ляют достаточного внимания некоторым необходи­мым мерам обеспечения безопасности пассажиров, особенно тем, которые относятся к их поведению на остановке маршрутного транспорта и в салоне во время поездки. Эта тема требует последователь­ного и подробного изучения мер безопасного по­ведения пассажиров на всех ста­диях поездки на маршрутном транспорте.


2. Остановка маршрутных транспортных средств. Правила поведения при ожидании общественного транспорта.

Трамваи, троллейбусы, автобусы - это маршрутные транспортные средства. Для посадки и высадки пассажиров трамваи, автобусы и троллейбусы останавливаются в определенных местах, которые называются остановками маршрутных транспортных средств.

В местах остановок маршрутных транспортных средств устанавливаются дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая». Помимо указателей места остановок маршрутных транспортных средств могут выделяться дорожной разметкой желтого цвета в виде ломаной линии: VVVV.

Посадочные площадки на остановках могут быть расположены:

  • на тротуаре или обочине (пешеход должен ждать маршрутное транспортное средство на ней);

  • на проезжей части на одном уровне с ней, граница такой посадочной площадки может быть отмечена на дороге сплошной белой линией (разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство только после его полной остановки);

  • на середине дороги, на приподнятом над проезжей частью участке (ждать общественный транспорт нужно на этой площадке).

Особое внимание необходимо уделить проблеме безопасности в местах остановок маршрутных транспортных средств, представляющих, исходя из анализа причин дорожно-транспортных происшествий, опасные участки на дороге. Ожидать трамвай, автобус или троллейбус следует на специальной посадочной площадке, на обочине дороги или на тротуаре, не мешая пешеходам.

В Правилах дорожного движения по этому поводу имеются следующие указания: «Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть».

В ожидании общественного транспорта на посадочной площадке нельзя бегать, играть. Нужно спокойно стоять и ждать, когда подъедет необходимый вам общественный транспорт, не подходить близко к краю тротуара, проезжей части, особенно зимой, так как при торможении на скользкой дороге автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Правила поведения при посадке и в салоне общественного транспорта

Пункт 5.1. ПДД гласит: « Пассажиры обязаны: посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства».

При посадке в общественный транспорт ребенку не рекомендуется входить в переполненный пассажирами автобус, троллейбус, трамвай, так как ребенок может не выдержать натиска людей, уже находящихся в салоне общественного транспорта, и выпасть из него до того, как транспорт тронется с места (еще при открытых дверях). Некоторые пассажиры при движении, особенно в тех случаях, когда в салоне много людей, прислоняются к дверям. Делать это запрещается, так как при движении двери могут самопроизвольно открыться и пассажиры выпасть на проезжую часть.

При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять из них какие-либо предметы. Движущиеся рядом автомашины могут приблизиться и нанести пассажиру травму.

Поведение пассажиров в салоне общественного транспорта - это не только обеспечение их безопасности, но и показатель уровня их культуры.

Учителя обычно напоминают детям о взаимоотношениях с другими пассажирами: не разговаривать громко, уступать места старшим, пассажирам с малолетними детьми и т.п.

При нахождении в транспорте пассажир не должен отвлекать водителя от управления транспортным средством, так как это мешает полноценному восприятию водителем дорожной обстановки, правильному и своевременному анализу возникающих ситуаций и принятию решений, необходимых для обеспечения безопасности движения.

Если пассажир стоит в общественном транспорте, то он должен обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть. Опасно также ставить на пол около себя или между ног сумки, портфели, чемоданы и другую ручную кладь, потому что во время резких толчков пассажир, двигаясь по инерции вперед (или назад), может потерять равновесие и, задев за поставленные вещи, упасть, причинив себе и окружающим травмы.

Запрещается возить в общественном транспорте пачкающие предметы, острые или колющие инструменты, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Если нужно перевезти колющий или режущий предмет, его необходимо тщательно упаковать.

Пассажир, вышедший из общественного транспорта, опять становится пешеходом, а значит, должен знать о тех «ловушках», которые его поджидают в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Выйдя из автобуса, трамвая или троллейбуса, разумнее всего подождать, пока автобус, трамвай или троллейбус покинет остановку. Тогда проезжая часть дороги будет хорошо просматриваться в обе стороны, что позволит пешеходу определить условия, обеспечивающие безопасность на дороге.

В Правилах дорожного движения говорится по этому поводу: «...при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы ...не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Для перехода проезжей части пешеходу необходимо видеть всю дорогу и сложившуюся на ней ситуацию - где и как далеко от пешехода находятся транспортные средства на проезжей части. Если из-за стоящего транспорта обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно. Опасность этой ситуации заключается в том, что участники дорожного движения (пешеход и водитель) не видят друг друга, и у них нет возможности вовремя избежать столкновения. Чаще пострадавшим будет пешеход, даже в том случае, если дорожно-транспортного происшествия не произойдет.

Чтобы не случались критические ситуации, еще раз советуем пешеходу переходить проезжую часть дороги лишь в том случае, когда она хорошо просматривается во все стороны и переход ее будет безопасен. Помните об этом!


4. Составление участниками памятки пассажиру.

Итак, мы рассмотрели требования правил дорожного движения при поездке в общественном транспорте, основные правила поведения пассажира при ожидании транспорта, при посадке и поездке в салоне маршрутного транспортного средства, при выходе из него.

При объяснении этих вопросов учащимся вам поможет памятка для пассажиров. Попробуйте ее составить самостоятельно, заполняя пропуски в бланках памятки, которые лежат у вас на столах.

Участники мастер-класса заполняют бланк памятки, приведенный в приложении к мастер-классу. После заполнения сравнивают свой вариант с образцом.


6. Рефлексия.

Итоги мастер-класса можно подвести, ответив всего следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали сегодня на мастер-классе?

  • Чему вы научились?

  • Что вам понравилось?

  • Что осталось неясным?

  • Какая информация была лишней?

Напишите нам, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Мы хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Мастер-класс "Обучение школьников правилам поездки в маршрутном транспорте"

Автор: Котов Вадим Алексеевич

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595971


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства