Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса автор: Булатова Ирина Юрьевна
Легенда педагогического кейса | Необходимо разработать проект занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности для общеобразовательной школы №__, находящейся в городе N по тематике «Семейный бюджет» для обучающихся 3 класса, в котором обучаются 24 человека. Особенности класса: ребята хорошо знакомы, имеют опыт совместного обучения: работа в парах и малых группах, дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом, родители госслужащие, рабочие, предприниматели. |
Анализ условий реализации образовательной деятельности | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации |
Школа в индустриальном городе (металлургия, угледобывающая промышленость) | Большое количество предприятий, финансовых учреждений. | | |
«Семейный бюджет» | Учащиеся знают цену деньгам, но ввиду возраста, только учатся анализировать финансы. | Недостаточная осведомлённость о доходах человека. | |
3 класс | В этом возрасте дети восприимчивы к усвоению информации и активны. | Достаточно высокая утомляемость. | Смена видов деятельности, физминутка. |
24 ученика | Можно использовать различные виды деятельности: работа в парах, - работа в группах, - фронтальный опрос. | Работа в группах по 4 человека, получается большое количество групп. | |
Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, имеют опыт работы в группах. | | Возможная пассивность учащихся в определенных видах деятельности. | Использование активных форм обучения. |
Дети из семей с разным доходом, родители госслужащие, рабочие, предприниматели. | Схожее отношение к семейным доходам. | Так как семьи с разным доходом, различное отношение к расходам. | |
Планируемые образовательные результаты | Знания/понятия | Умения | Установки |
Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства. Познакомить со статьями доходов и расходов. Усвоение понятий по теме «Семейный бюджет»: Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени Доходы – это поступления денежных средств в семейный бюджет из разных источников Расходы – затраты денежных средств из семейного бюджета | - формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики. - формирование умения сравнивать доходы и расходы и принимать решения; - формирование умения составлять семейный бюджет на условных примерах; - находить способы экономии. - развивать умение работать в группе, - развитие коммуникативной культуры учащихся; - формирование умения выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию в паре, группе. | Быть мотивированным к учёту и планированию своих доходов и расходов. Прежде чем совершать покупку, необходимо подумать, нужна ли эта вещь. Расходы не должны превышать доходы. На еде, здоровье, вещах первой необходимости экономить нельзя. От некоторых видов расходов можно отказаться для увеличения доходов. |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы урока, параграф, название ЦОР, мультфильма, презентации) | Внеурочная деятельность | Обязательное включение по ФГОС |
Функциональная грамотность, тренажёр для школьников 3 класс. Издательство Планета. Автор М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Тема: «Семейный бюджет» (занятие 20) Финансовая грамотность: материалы для учителя 2–3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с. Простоквашино. Финансовая грамотность. Серия 5. Семейный бюджет https://vkvideo.ru/video-73154028_456243756?ref_domain=yandex-video.naydex.net Простоквашино. Финансовая грамотность. Серия 4. Учёт доходов и расходов https://vkvideo.ru/video-73154028_456243753?ref_domain=yandex-video.naydex.net | Окружающий мир, учебник для 3 класса (2 часть). Издательство Просвещение. Автор Плешаков А.А. Тема: «Семейный бюджет». https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html |
Методический инструментарий (Образовательные технологии: методы обучения, педагогические приёмы) | Образовательные технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Методы: наглядные, словесные, практические. Приёмы: демонстрация плакатов, использование технических средств, беседа, деловые игры, письменные ответы. |
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность - подсчет и анализ доходов за определенный промежуток времени - подсчёт и анализ расходов семьи при ведении домашнего хозяйства | Финансовая и читательская грамотность - работа с несплошным текстом, заполнение таблицы | Финансовая и ЕН грамотность - определение источников доходов и расходов | Финансовая и цифровая грамотность - просмотр мультфильма - работа с презентацией |
Финансовая грамотность и креативное мышление - развитие событий мультфильма, представление себя на месте его персонажей |
| Мультиинтегративное задание: «Доходы-расходы» На партах лежат 2 листа, синий и красный, и карточки с некоторыми понятиями. Работая в парах, распределите доходы и расходы по группам. -Папа получил зарплату (Д) -Бабушка заболела (Р) -Выиграл в лотерею (Д) -Потеря кошелька (Р) -Продал часть урожая картошки (Д) -Порвались брюки (Р) -Нашли 100 р (Д) -Заплатили за воду (Р) -Бабушка получила пенсию -Купили арбуз (Р) Задание: изобразите доходы в виде художественных образов. |
| Что проверяет: Знания: знать понятие деньги, расходы, доходы. Умения: отличать доходы от расходов. Установки: понимать, что от некоторых видов расходов можно отказаться для увеличения доходов. |
| Ответ: Доходы: зарплата, лотерея, продажа картофеля, находка. Расходы: покупка лекарств, потеря кошелька, ремонт брюк, оплата за воду, покупка арбуза. |
| Пояснение: Финансовая и читательская грамотность проявляются в том, что ученики осознанно воспринимают текст. Финансовая грамотность и креативное мышление проявляются в том, что ученики творчески подходят к выбору художественных образов и соотносят их с доходами. Финансовая грамотность и глобальные компетенции проявляются в том, что, работая в парах, учащиеся взаимодействуют друг с другом, учатся учитывать мнение других. |
|
План проведения занятия по финансовой грамотности |
Внеурочная деятельность «Функциональная грамотность», занятие по Финансовой грамотности на тему «Семейный бюджет». |
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательные результаты |
Этап 1. Мотивационный | 1.1. Включение в деятельность. Прослушивание стихотворения «Бюджет». | Приветствует учащихся, настраивает класс на продуктивную деятельность. | Организуют рабочее место. Слушают. | Включение в учебную деятельность |
1.2. Актуализация знаний | Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала. | Участвуют в обсуждении, слушают учителя и отвечают на вопросы | Актуализация проблемы, Сформированный интерес к полученным знаниям по теме занятия. |
1.3. Определение цели и задач занятия. | Проводит подводящий диалог для формулирования учащимися целей урока. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. | Целеполагание, построение речевого высказывания |
Этап 2. Операционно – действенный | 2.1. Знакомство с новым материалом. Работа с тетрадью Функциональная грамотность, «Семейный бюджет» (занятие 20) Простоквашино. Финансовая грамотность. Серия 5. Семейный бюджет | Организует работу по учебнику. Настраивает класс на просмотр мультфильма. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения, опираясь на полученные знания. Смотрят, анализируют. | Принятие и сохранение учебной информации. |
| 2.2. Мультиинтегративное задание: «Доходы-расходы» | Знакомит с правилами игры. Организует работу в парах. Оказывает помощь по необходимости. | Слушают правила игры, знакомятся с текстом, работают в парах. | Отработка понятий расходы, доходы. Умение отличать доходы от расходов. |
| 2.3. Первичное закрепление. Простоквашино. Финансовая грамотность. Серия 4. Учёт доходов и расходов. | Организует дискуссию, направляет мысли учащихся в нужное русло путем наводящих вопросов. | Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, делают выводы. | Установка на использование и структурирование полученных знаний. |
Этап 3 Рефлексивно-оценочный | 3.1. Проверка знаний. Форма проведения «тестирование» | Делает обобщающие выводы, настаивает на самостоятельную работу. | Выполняют проверочное тестирование, используя новые знания по теме. | Приобретают умение структурировать информацию, по результатам работы со сплошным текстом заполняют таблицу. Понимают, за счет чего могут меняться доходы семьи и что выступает их источником. |
| 3.2. Рефлексия деятельности «лесенка успеха» Подведение итогов | Предлагает ученикам заполнить «лесенку успеха», организует обобщение по теме. Благодарит за сотрудничество и активную работу. | Обсуждают результаты, выражают свое мнение. Подводят итоги занятия, делятся впечатлениями | Установка на увеличение и преумножение семейного бюджета. Осознание ценности семьи и вклада в семейный бюджет. |