Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход на уроках и внеклассной работе в группах педагогической поддержки»
Личностно- ориентированный подход на уроках и внеклассной работе в группах педагогической поддержки
Папина Е.М. социальный педагог
ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А.Невского
Сегодня приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей с отклонениями в развитии и поведении, которые заканчивают специальные коррекционные образовательные учреждения. Основой социализации и интеграции таких людей в общество является трудовая деятельность, успешность которой будет во многом зависеть от качества профессиональной подготовки.
В ГПОУ ЯО Переславском колледже им. А.Невского сформировано 4 группы из детей с ограниченными возможностями здоровья, где учащиеся обучаются последующим профессиям: садовник, штукатур, маляр.
На начальном этапе обучения мы сталкиваемся с целым рядом трудностей:
1. Учащиеся приходят к нам уже не в детском возрасте, а чаще всего в юношеском, с определенными стереотипами поведения, но совершенно не сформированной готовностью к самоопределению. У них нет профессиональной направленности, а попадают они в училище по разным причинам.
2. Познавательная сфера у них слабо развита. Знания об окружающем мире ограничены.
3. Как правило, в группе учащиеся с различными особенностями нарушения, а значит и способностями к обучению.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
В области обучения:
1. Формирование мотивации к обучению, для этого необходимо развивать интерес к профессии. Здесь срабатывают такие формы как экскурсии на предприятия, встречи с бывшими выпускниками и, безусловно, возможность трудоустройства по данной профессии, Так сегодня на рынке труда очень востребованы профессии строительной отрасли и всем выпускникам предоставляется место работы.
2. Обеспечение требований, обозначенных в квалификационных характеристиках. Профессиональная подготовка заканчивается квалификационным экзаменом с присвоение разряда, поэтому необходимо обеспечить осознанное владение теоретическими знаниями и практическими умениями.
3. Формирование общеучебных умений и навыков.
4. Поддерживать и развивать познавательную активность. Учебная деятельность должна быть доступна по темпу и характеру и в тоже время, требовать от учащихся интеллектуального напряжения. При этом необходимо использовать дифференцированный подход, направленные на расширение зоны ближайшего развития.
В области воспитании:
1. Подготовка учащихся к самостоятельной общественно- полезной жизни. В основном будущая работа наших учащихся не связана с интенсивной интеллектуальной и коммуникативной деятельностью и наша задача подготовить их к выполнению трудовых операций на рабочем месте, И если на начальном этапе обучения это неуверенные, с низкой коммуникабельностью учащиеся, то к моменту окончания училища самооценка и уверенность в собственных силах повышаются.
2. Формирование культуры поведения
3. Формирование умения жить и работать в коллективе.
4. Важно подчеркивать, что люди не могут быть одинаковыми, но это не значит, что тот другой хуже тебя. Наоборот, более слабый, нуждается в поддержке и помощи.
Для проектирования учебной деятельности необходимо провести диагностику уровня развития учащихся. Исходя из своего практического опыта, я считаю наиболее эффективным применение личностно- ориентированного подхода, цель которого заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. В своей деятельности пытаюсь найти методы и средства обучения, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Начнем с конспектов. Поскольку адаптированных учебников нет, приходится делать записи в тетради. Записи должны быть краткими. Чтобы создать всем равные условия, для кого-то лучше все записать на доске, а кому-то дать специально отпечатанный материал. Память у данной категории учащихся развита слабо и для усвоения учебного материала необходимо планировать уроки обобщения и закрепления материала внутри темы, причем задания готовить для каждого индивидуально. Один поработает со своими записями и ответит на вопросы, другой ответит самостоятельно Кто- то разгадает кроссворд, а кто-то сам его составит. Монологический ответ для них представляет большую трудность, но речь развивать нужно и я практикую такие ответы с опорой, а она для каждого индивидуальна.
Являясь формой реализации образовательного процесса личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока. Это такие компоненты как цель, содержание учебного материала, формы организации учебно - познавательной деятельности, методы обучения и реальный результат, но функции их и реализация изменяются.
Более подробно остановимся на отборе содержания. Содержание — стержневая линия личностно- ориентированного урока должно заключать не только теоретические сведения, но и вопросы, задачи, отражающие последовательность интеллектуальных действий учащегося. Личностно- ориентированный урок состоится тогда, когда педагогом будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в обучении.
Для учащихся, имеющих отклонения в развитии особенно важна ситуация успеха, а именно успех является сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Только атмосфера любви, заботы, сотрудничества может создать такие условия. Сотрудничество предполагает, что два субъекта одного процесса должны действовать вместе, составлять союз более опытного с менее опытным, ни один из них не должен стоять над другим. Система отношений сотрудничества многоаспектна и должна быть выстроена не только между педагогом и учащимся, но и между учащимися, что будет способствовать общей благоприятной обстановке на уроке. И в целом в группе. В учебно-познавательной деятельности это сотрудничество можно реализовать через парную и групповую работу.
Реализации этих отношений способствует и организация внеклассной работы. Это и совместные выпуски стенных газет, участие в групповых мероприятиях по поводу праздников, дней рождения, где каждый может проявить свои способности, Являясь классным руководителем в этой группе, я организую посещение музеев, театров, просто пешие прогулки по набережной Волги, которые не только обогащают духовно, способствуют формированию культуры поведения, но и позволяют лучше узнать друг друга, а значит, сотрудничество можно будет реализовать успешнее.
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно- воспитательного процесса.
Учет особенностей личности в образовательном процессе должен сочетаться с прогнозированием ее развития. Но в любом случае необходимо формирование положительной Я - концепции, которая способствует эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я - концепция (Я не способен, не нравлюсь, не нужен) мешает успеху, ухудшает результат, способствует изменению личности в худшую сторону.