Lego-конструирование как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Lego-конструирование как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
В настоящее время существует проблема выбора игрушек для детей, таких игрушек, которые бы помогли детям, не только скрасить их досуг, но и формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные умения, а также развивать фантазию, помочь в раскрытии своих творческих возможностей. Lego-конструкторы, в данном случае, выступают отличным средством формирования УУД у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Lego-конструирование как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности»
Lego-конструирование как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Печёркина Е.А.,
студентка 4 А группы
Специальность 44.0202
Преподавание в начальных классах
Кто из нас не знает что такое lego? С полной уверенностью можно сказать, что многие в детстве играли в этот конструктор. Кроме самого процесса конструирования в lego привлекает то, что, покупая разные модели этого конструктора, его детали всегда можно добавить в общую массу (то есть они идеально подходят друг к другу при сборке) и создать что-то новое, не по схеме, а самостоятельно, фантазируя и придумывая новые модели.
В настоящее время существует проблема выбора игрушек для детей, таких игрушек, которые бы помогли детям, не только скрасить их досуг, но и формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные умения, а также развивать фантазию, помочь в раскрытии своих творческих возможностей. Поэтому родители тратят много сил и времени на то, чтобы выбрать игру, которая бы позволяла детям формироваться как личности. Перед родителями встал вопрос: "Каким требованиям должна отвечать игра, в которую будут играть их дети?"
Этим вопросом относительно недавно задались специалисты, а также педагоги и учёные. На помощь им в ответе на их вопрос пришёл lego- конструктор.
Конструктор идеально подходит для внеурочной работы и выступает отличным средством развития универсальных учебных действий (далее УУД) у младших школьников.
К сожалению, в ходе работы были выявлены противоречия, которые не позволяют потенциалу конструктора раскрыться:
между природными задатками детей к фантазированию, творчеству и отсутствием эффективной технологии для развития таковых;
между широким внедрением в жизнь современного поколения детей компьютера и отсутствием действенной помощи детям и родителям в правильном выборе игр;
между необходимостью разностороннего использования детских игр как важнейшего фактора творческого развития ребенка и достаточно выраженным неправильным отношением к игре у младших школьников;
между необходимостью развития универсальных учебных действий во внеурочной деятельности и недостаточностью заданий по развитию этих универсальных учебных действий.
Выявленные противоречия позволили сформулироватьпроблему: как развить универсальные учебные действия во внеурочной деятельности через приобщение детей к lego- конструированию?
Целью исследования является: обосновать технологию проектирования и разработать задания по lego-конструированию, которые обеспечат формированию универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из цели были определены задачи
Проанализировать научно- методологическую литературу и раскрыть сущность понятия универсальные учебные действия и средства их развития.
Описать направления применения lego-конструктора во внеурочной деятельности.
Разработать задания по lego-конструированию, направленные на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной работе.
Подобрать диагностический инструментарий, обеспечивающий выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Хотелось бы начать с определения сущности главных понятий темы.
Что касается определения понятия учебные действия или универсальные учебные действия, то подходов к этим определениям множество. К примеру А.В.Федотова считает, что это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[1].
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].
Но, к примеру, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»[10].
Работа над формированием универсальных учебных действий осуществляется не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Так же большое количество подходов к определению имеется и у понятия внеурочная деятельность. Проанализировав подход к определению понятия И.Б. Шилиной: "Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя"[6]. Мы пришли к выводу о том, что это понятие не в полной мере отражает всю суть и значимость внеурочной деятельности для младших школьников. Внеурочная деятельность является не только приятным время препровождением и содержательным досугом, но и отличным временем, необходимым на то, чтобы заниматься развитием школьников как в интеллектуальном, так и общекультурном плане.
Для решения одной из очень важных задач начальной школы - развития речи - необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить не о чем-то абстрактном - это ребенку трудно - а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.
lego – именно такой материал. Он действительно универсален: из lego можно и строить города, и создать театральную сцену - и на сцене каждому можно играть свою роль. При этом все, что ребёнок строит, создает, конструирует, может быть им же и описано - как в виде текста, который он потом напишет в тетради или на компьютере, так и в виде его собственной звучащей речи, когда он рассказывает, что происходит, или является участником непосредственного действия или действа.
В рамках данной работы нами были разработан сборник заданий по lego-конструированию.
В сборнике представлена система заданий во внеурочной деятельности по развитию технических способностей учащихся, направленная на формирование универсальных учебных действий. Содержание заданий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы использовать во внеурочной деятельности: разнообразить её, дать возможность ученикам формировать свои творческие навыки. Развивающие задания разделены в соответствии с основными формами конструирования: задания для конструирования по образцу; задания для конструирования по условию; задания для конструирования по схеме; задания для конструирования по заданной теме.
Предлагаемые задания помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, а с другой – снимут напряжение и усталость, а так же такие задания будут способствовать формированию и развитию УУД. Задания подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-9 лет.
Поэтому стоит уделить больше вниманию такой форме работы с детьми. Ведь lego-конструкторы позволяют развивать личность ребёнка.
Список литературы
LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.__
LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
Аверьянова Елена Николаевна. Статья по теме «lego-технология в системе дополнительного образования».Обобщение опыта учителя начальных классов высшей квалификационной категории Чумаченко Т. А. по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах».
Айгуль Максимова. Конструктор лего – игра или средство для технологии игрового обучения" http://www.maam.ru/detskijsad/konstruktor-lego-igra-ili-sredstvo-dlja-tehnologi-igrovogo-obuchenija.html
Безбородова Т.В. «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
Волкова С. И. Конструирование, - М: «Просвещение», 2009 .
Конкурс «Лучшая исследовательская работа 2012» «конструктор lego» http://vmeste.opredelim.com/docs/56200/index-12976.html
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования