kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Квест - игра "Пернатые- наши друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннаая квест-игра поможет закрепить знания детей о птицах, их повадках, узнать интересные факты о пернатых нашего края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Квест - игра "Пернатые- наши друзья"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ









Конкурсно-развлекательная игра-квест

"ПЕРНАТЫЕ – НАШИ ДРУЗЬЯ"





















Автор: Маторина Светлана Ивановна,

Григорьева Ирина Евгеньевна

педагоги дополнительного образования



















2020 г.

г. Вязьма

Цель проведения:Закрепить знания о птицах, их повадках, узнать интересные факты о пернатых нашего края.

Оборудование:иллюстрации с изображениями птиц, бумага, ручки.

Ведущий: Из всех наземных позвоночных животных птицы один из самых разнообразных классов. Учёные насчитывают сейчас примерно 8600 видов птиц. Из них около 750 видов встречаются в нашей стране. Все птицы теплокровные животные. Тело покрыто перьями. Передние конечности превратились в орган полёта – крылья.

Ведущий: Почти все птицы умеют летать, а у тех, которые летать не умеют (пингвины, страусы, киви) всё равно есть видоизменённые крылья. У пингвинов крылья – плавники, позволяющие плыть со скоростью 10 м/с. Птицы могут быстро и долго бегать. Быстрее всех – страусы. Австралийский страус бегает со скоростью 31 км/ч. Самые быстрые летуны – стрижи, скорость до 170 км/ч. Птенцов птицы выводят из отложенных яиц.

Ведущий: Значение птиц в природе и жизни человека очень велико. Птицы разносят семена растений, некоторые опыляют растения, поедая вредных насекомых и зверей, семена сорняков, они приносят пользу сельскому хозяйству. Некоторые вредят с/х, переносят болезни. Домашние птицы обеспечивают человека продуктами питания. Пение птиц доставляет огромное наслаждение и удовольствие.

Ведущий: В нашей стране стало давней традицией выбирать какого-то из представителей пернатых символом нового года. В 2021-м Союз охраны птиц России удостоил этим почетным званием небольшую птицу кобчик.

Что же это за птица с таким странным именем?

Ведущий: Когда-то кобчик был обычной, а во многих местах многочисленной птицей. Но теперь внесён в Красную книгу, в Воронежской области находится под угрозой исчезновения. До середины ХХ в. был обычным видом. В начале 1920-х гг. в Каменной степи наблюдали скопления кобчиков из сотен птиц, гнездящихся в колониях грачей и гнёздах сорок. В середине 1960-х гг. вид этих птиц стал стремительно исчезать. В 2008 г. число гнездящихся здесь кобчиков уменьшилось до 5 пар, в 2013 – до 3 пар, в 2015 г. обнаружена одна пара, а в 2016 г. кобчики не встречены вовсе. Современную численность вида в Воронежской области можно оценить в 10-20 гнездящихся пар, и она продолжает сокращаться.

Ведущий: Основными причинами исчезновения вида являются химизация сельского хозяйства и связанное с ним сокращение кормовой базы, вторичная интоксикация пестицидами, недостаток гнёзд врановых птиц в подходящих для размножения местообитаниях.

В Воронежском заповеднике встречался только в период сезонных миграций, когда птицы для отдыха садились стайками на одинокие деревья среди полян. Современные регистрации крайне редки и все в окрестностях, за пределами заповедника.

Ведущий: Кобчик – Falcovespertinus, отряд Соколообразные, семейство Соколиные. Величиной немного меньше голубя. Вес тела 120‒200 г, длина 27‒33 см, размах крыльев 65–78 см.

Прилетает в первой половине мая, иногда в последних числах апреля. В гнездовом биотопе важно сочетание древесной растительности и лугово-степных участков. Необходимым условием является наличие пустующих гнёзд врановых птиц – сороки, серой вороны, грача. Отлёт и осенний пролёт кобчиков происходят в основном в сентябре. Зимуют в Южной Африке.

П.Д. Венгеров, доктор биол. наук, главный научный сотрудник Воронежского государственного заповедника

Ведущий: Сегодня наше мероприятие пройдёт в форме увлекательного квеста на тему «Пернатые - наши друзья», команды будут путешествовать по станциям, отвечать на вопросы и выполнять задания. При условии правильного выполнения, на каждой станции участники получают букву, из которых в конце нужно будет собрать название зимующей в наших краях птицы.

1 станция «Представление команд» (1-3 балла)

Команды представляют своего капитана, название, эмблему и читают стихотворение о птице (домашнее задание).Капитаны команд получают маршрутные листы.

Название команды______________________________________________________

Название станции

Количество баллов команды

Подпись ответственного лица

«Представление команды»



«Кто такие птицы»



«Разминка»



«Веришь – не веришь»



«Ну-ка, прочитай!»



«Конкурс актёрского мастерства»



«Угадай по описанию»



«Что ни шаг, то птица»



«Угадай сказку или басню»



«Цапля»



«Музыкальная»



«Птица из букв»



Итого:

2 станция «Кто такие птицы?»(хором)(1балл)

  1. Вот хорошо б понять, взглянуть:

Как птицы ровно держат путь?

Ответ, конечно, очень прост:

У птицы руль в полете – хвост.

  1. Как в воздухе, скажите, братцы,

Пернатому передвигаться?

Опора твердая, весло

Ему надежное – крыло.

  1. Хочу узнать я все про это:

Во что пернатые одеты?

И знаю точно все теперь я:

Одежда птиц, конечно перья.

  1. Этот дом - из веток, пуха,

 Птицам здесь тепло и сухо.

Этот крепкий, теплый дом

Называется – гнездом.

  1. Рот и нос здесь два в одном.

Формы разной он при том.

Он бывает и загнув,

Ну, конечно, это - клюв.

  1. станция «Разминка» (вопросы от кобчика) (1 балл)


  1. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерев, глухарь, рябчик)

  2. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стриж)

  3. Как называется самец вороны? (Самец серой вороны)

  4. Какая птица согласно поверью кладёт в своё гнездо «камешек-невидимку»? (Чиж)

  5. Какая из птиц, обитающих на территории национального парка «Смоленское Поозерье», является самой маленькой? (Желтоголовый королёк)

  6. Какая птица не видит в темноте вообще? (Курица)

  7. Какая птица стала символом мира на земле? (Голубь)

  8. Почему дятла называют не только лесным доктором, но и помощником птиц? (Добывает насекомых из-под коры дерева и выдалбливает дупла, в которых селятся другие птицы)

  9. Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж)

  10. Какая из птиц наших лесов способна подражать голосам кошек и собак и другим животным? (Сойка)



4станция «Веришь – не веришь» (для капитанов)(1 балл за каждый правильный ответ)

  • Верите ли вы, что птенцы серой вороны посещают детские сады? Да

  • Верите ли вы, что скучать вороны не любят, поэтому никогда не упустят случая поразвлечься. Зимой птицы катаются с ледяных горок и покатых крыш соборов, а летом с упоением дразнят кошек и собак? Да

  • Верите ли вы, что хлеб, скормленный птице может вызвать её смерть? Да(он разбухает в зобе и начинает бродить)

  • Верите ли вы, что самцы многих птиц выглядят более привлекательно чем самки? Да

  • Верите ли вы, что температура тела птиц выше, чем у человека? Да(41)

  • Верите ли вы, что название птицы «щур» в переводе с языка народов севера означает «бродяга». Да(Эти пернатые ведут жизнь скитальцев)

  • Верите ли вы, что жёлтый королёк весит всего 5-6 граммов? Да

  • Верите ли вы, что птица может лететь со скоростью 200км/ч?Да(Сапсан)

  • Верите ли вы, что птицу глухаря считают памятником природы? Да

  • Верите ли вы, что вороны – умные птицы, особенно если дело касается еды. Ворона не будет портить свой клюв, пытаясь извлечь содержимое ореха, а бросит его на проезжую часть и подождет, пока колеса автомобиля не раздавят скорлупу? Да

  • Верите ли вы, что не все грачи улетают на юг? Да

  • Верите ли вы, что есть птицы, которые могут менять цвет своего оперения в зависимости от времени года? Да (Белая куропатка)

5 станция «Ну-ка, прочитай!» (3 балла)

Задание: здесь записаны названия птиц, занесённых в Красную книгу Смоленской области. Итак, кто быстрее?

НАБАЛОБ

ТРЕЧЕК

ЛИФИН

НАСПАС





(Зашифрованные названия птиц:балобан, кречет, филин, сапсан, показать на экране)

6 станция«Актёрского мастерства» (1-3 балла)

Изобразите повадки птиц, используя голос и характерные движения.

  • Утка с утятами

  • Танец журавлей

  • Бой петухов

  • Бегущие страусы, которые спрятали голову в песок

  • Стайка воробьёв

  • Кричащие чайки

  • Утро в курятнике

  • Цапли охотятся на болоте

  • Парящий орёл

7 станция «Угадай по описанию» (1 балл)

  1. Основная пища этих птиц – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из пернатых они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитыми волосками. Натуралисты в старину отмечали, что глотка, и желудок этих птиц изнутри покрыты мехом, только «мех» этот не собственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эти волоски. О какой полезной птице идет речь? Кукушка

  2. У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья, хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? Синица

  3. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Кто же я? Воробей

  4. Какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь я получается пёстрый. Летают за мной много пернатых нахлебников. Кто же я? Дятел

  5. Одна из замечательных особенностей моего поведения – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормёжки или водопоя. Это качество и послужило причиной моего одомашнивания, которое произошло 5-6 тыс. лет назад. Я могу проводить в полёте много часов подряд и развивать скорость до 100 км/ч. Меня использовали как почтальона. Кто же я? Голубь

  6. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А, вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. Соловей

  7. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. Сорока

  8. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. Иволга

  9. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Клест

8 станция «Что положить в кормушку?» (1 балл)


Всем известно, что зимой птицам голод страшней, чем холод. Очень важно в зимний период регулярно подкармливать наших пернатых друзей. Но, не все продукты одинаково полезны! Из предложенных продуктов выберите полезные, те, которые можно положить в кормушку и уберите те, которые могут причинить вред зимующим птицам.

Овёс, перловка, жареные семечки, геркулес, творог, солёные сухарики, семена подсолнуха,чипсы,кусочки несолёного сала и мяса, испорченные продукты, сухофрукты, солёная пища, пшено, кусочки моркови, хлеб, засушенные ягоды.


9 станция «Угадай сказку или басню»(где персонаж птица)(1 балл)


1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки
(«Гуси-лебеди»)
3.    Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости
хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)
4.    Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы
послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом
(«Курочка-ряба»)
5.    Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
6.    Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука).

7. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (Сказка «Жар-птица»)

8. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Сказка «Кот, петух и лиса»)

9. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Сказка «Лиса и журавль»)

  1. В какой сказке лесные птицы объединились против совы? (Сказка «Лесные разведчики»)

10 станция«Цапля» (3 балла победителю)


Играющие встают в круг, по команде ведущего поднимают одну ногу, согнув ее в колене и прижимая ее к бедру второй ноги. После того, как все играющие попробовали изобразить цаплю, начинается соревнование на выносливость: приняв эту позу, играющие закрывают глаза и стараются простоять в ней как можно дольше. Выигрывает тот, кто продержался так дольше других.


  1. станция«Музыкальная» (1 балл)


Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню.

У дороги…, у дороги…,

Он кричит, волнуется, чудак:

«Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы

И зачем, зачем идёте вы сюда?» (Чибис. «У дороги чибис»)


Хоть и маленькая птичка,

Я…, я…,

Ярки перышки на мне,

На головке, на спине.

Теньти-тень, теньти-тень.

(Синичка. «Синичка»)


Жили у бабуси

Два весёлых…,

Один – серый, другой – белый,

Два весёлых…. (Гуся. «Два веселых гуся»)


… заслышав голосок

Припомню я забытые свиданья

Три жердочки, берёзовый мосток

Над тихою речушкой без названья…(Малиновки. «Малиновка»)


… , … ,

не тревожьте солдат,

Пусть солдаты

немного поспят…(Соловьи. «Соловьи»)


А я хочу, а я хочу опять

По крышам бегать, … гонять,

Дразнить Наташку, дергать за косу,

На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)


Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых…. (Журавлей. «Журавли»)


День искрится радостью,

Вдаль меня манит,

Надо мною радуга

Весело звенит,

У реки под ивою

Слышу…,

Самая счастливая

В это утро я!

(Соловья. «Выглянуло солнышко»)


13 станция «Птица из букв»(Собери из букв название птицы, зимующей в нашем регионе)(Свиристель) (1 балл)

Высказывается несколько версий происхождения названия «свиристель». По одной из них, голос этих птиц напоминает звук свирели. По второй версии, в старорусском языке «свиристель» имело означало «свистеть, кричать».

Эти птицы очень прожорливы. Одна птичка может полностью обчистить рябину или куст смородины.

Часто съедается больше ягод, чем можно переварить. Тогда всё, что не переварилось, выйдет целым и невредимым. Так распространяются многие растения. Хотя свиристели готовы питаться бесконечно, они никогда не собирают пищу с земли – строение лап не позволяет ходить. Поэтому они объедают деревья и кустарники.

Они никогда не прилетают дважды на одно и то же место. Их место жительства после перелёта зависит только от количества еды.

Эти птицы едят столько ягод, что они начинают бродить в птичьем желудке. От этого птичка не может ориентироваться в пространстве и врезается в любое препятствие. Это явление называется «пьяные свиристели».

























Подведение итогов, награждение команд


Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением


С. Степановой «Не пугайте резвых птичек!»

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!



Птицы дороги нам не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной чудесной Родины. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали наше внимание и заботу. Давайте беречь наших пернатых друзей!

Список источников

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-smolenskoj-oblasti/

https://vivareit.ru/sviristel-interesnye-fakty-o-ptice/

http://yunnat-01.gov67.ru/novosti/

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/04/11/viktorina-o-ptitsah-s-otvetami








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Квест - игра "Пернатые- наши друзья"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева, Светлана Ивановна Маторина

Дата: 08.03.2021

Номер свидетельства: 574939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства