kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок, как форма внеурочной деятельности при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по организации кружков декоративно - прикладного творчества с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок, как форма внеурочной деятельности при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 107»













Кружок, как форма внеурочной деятельности при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)









Подготовила:

учитель профессионально-трудового обучения

Ваулина Т.В.











Новосибирск

Специфической и важнейшей задачей специальной коррекционной школы является компенсация многих недостатков психо - физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с помощью разнообразных средств коррекционно - воспитательной работы и формирование у них готовности к доступным видам труда, то есть обеспечение адаптации и социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья и интеграцию их в социум. Чем разнообразнее будут трудовые навыки умственно отсталых обучающихся, тем легче будет проходить социальная адаптация и реабилитация выпускников школы в обществе.

Решению этой задачи подчинена продуманная система педагогических мероприятий, проводимых на уроках и во внеурочной деятельности в специальной коррекционной школе. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их обучения, воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся и разумной организации их свободного времени.

Современные реалии требуют от человека быть инициативным, самостоятельным, вырабатывать новые оригинальные решения. Выполнение этих требований предполагает развивать элементарные творческие способности у обучающихся с ОВЗ. Несмотря на явные ограничения в различных областях деятельности, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют определенные потенциальные возмож­ности, которые должны быть максимально реализованы. Этому способствуют занятия в кружках творческой направленности. Занятия в таких кружках способствуют укреплению психического и физического здоровья обучающихся, создают условия для их всестороннего развития. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, школьники получают возможность реализовать желание что-то создавать своими руками. Изготовление различных поделок вызывает эмоциональный отклик у школьников, создаёт базу для их эмоционального благополучия, оживляет интерес к трудовой деятельности. Обучающиеся познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Занятия в кружках позволяют организовать досуг школьников в системе, интересно, с пользой для себя и для окружающих. А занятость в свободное от учёбы время является профилактикой их асоциального поведения.

За последние три учебных года мною была организована работа кружков следующих тематик:

  1. Подарки своими руками

  2. Волшебная бумага

  3. Загадочный мир оригами

Актуальность работы кружков в данных направлениях состояла в том, что разработанные программы опирались на декоративно-прикладное искусство, которое берет свое начало из народных промыслов. Обучающиеся не только овладевали различными техниками, но и знакомились с историей ремесел. Занятия в кружках имели практически-прикладную и художественно - эстетическую направленность.

Основу деятельности кружков составлял ручной труд обучающихся. Ручной труд - универсальное образовательное средство, он доступен и понятен всем, обеспечивает разностороннюю работу всех анализаторов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет человека думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию его интеллектуальных способностей. В процессе ручного труда осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, всех высших психических функций, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Проведение занятий в кружках планировалось так, чтобы они не

дублировали программный материал по профессионально-трудовому обучению, а расширяли, углубляли, совершенствовали знания, навыки и умения, получаемые обучающимися на уроках при работе с тканью, бумагой, картоном и отделочными материалами, учили их творческому подходу при работе с ними.

Целью организации кружковой работы было достичь оптимального для каждого обучающегося с интеллектуальной недостаточностью уровня развития через приобщение к элементам декоративно - прикладного творчества в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных поделок в различной технике декоративно-прикладного искусства с использованием различных материалов. Реализация цели внеурочной деятельности рассматривалась в тесной связи с системой дидактических, коррекционных и воспитательных задач. Мною были поставлены и решены следующие дидактические задачи:

1.Расширять у обучающихся представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства. Знакомить школьников с различными видами рукоделия.

2.Совершенствовать у обучающихся трудовые умения, осваивать технологические приемы и навыки работы с различными материалами. Обучать школьников доступным приемам и способам обработки различных материалов: ткани, бумаги, картона, отделочных материалов.

3.Учить школьников работать в различных техниках декоративно - прикладного искусства.

4.Учить школьников декорировать изделия, учитывая свойства используемых в работе материалов.

5. Расширить представления обучающихся об инст­рументах, используемых для обработки бумаги, картона. Это - шило, вилочка для квиллинга, канцелярские ножи и маникюрные ножницы с тонкими острыми лезвиями и закруглёнными кончиками. Учить приёмам безопасной работы с ними.

6.Формировать у обучающихся правила культуры труда, учить правилам

личной гигиены при работе с материалами и инструментами.

7.Развивать у обучающихся элементарные творческие способности посредством изготовления предметов декоративно - прикладного искусства своими руками.

Параллельно с дидактическими задачами, работа в кружке предполагала решение ряда коррекционно - развивающих задач:

1.Расширять кругозор, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

2.Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, наблюдательность, концентрацию внимания. Учить сосредотачиваться на процессе изготовления поделки длительное время, чтобы получить желаемый результат.

3.Развивать глазомер, осуществлять коррекцию моторных функций, пространственную ориентировку и пространственные представления, зрительно-двигательную координацию. Развивать у школьников способность работать руками под контролем сознания.

4.Осуществлять коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся, активизировать мыслительные процессы. Во время конструирования учить школьников соотносить наглядные символы со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и переводить их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы). Развивать элементы конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

5.Стимулировать развитие памяти, так как школьник, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, соединения, сборки, оформления.

Воспитание - важная составляющая образовательного процесса. Работа кружка предполагала решение следующих воспитательных задач:

1.Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к своему труду и к труду других людей, прививать правила культуры труда.

2.Осуществлять экономическое воспитание. Воспитывать у школьников бережное отношение к материалам, инструментам.

3.Формировать у школьников личностные компоненты: трудолюбие, ответственность, настойчивость, усидчивость, терпение, тщательность и аккуратность в процессе выполнения работы, умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

4.Формировать у обучающихся коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками (умение работать в парах, в группах). Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения.

5.Побуждать школьников к овладению основами нравственного поведения: доброты, взаимопомощи, толерантности.

6.Осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, развивать элементарные творческие способности.

При организации и проведении занятий кружков, важно учитывать следующие моменты:

1. Организатором кружка должен быть творчески одарённый преподаватель, умеющий работать руками и обладающий организаторскими способностями.

2.Свободный выбор занятий в кружке на основе личных интересов и склонностей обучающихся.

3.Комфортная обстановка на занятиях. Спокойное и доброжелательное отношение к обучающимся. Всегда помнить, что это дети ОСОБЕННЫЕ.

4. Практическая значимость работ, изготавливаемых членами кружка.

5. Учёт индивидуальных возможностей и особенностей школьников при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. Соответствие заданий, предлагаемых для выполнения обучающимся по степени сложности их возрастным и индивидуальным психо-физическим особенностям

гарантирует успех каждого обучающегося и, как следствие, воспитывает у

него уверенность в себе.

6.Подбор доступных и лёгких в обработке материалов. Бумага и картон - доступные и дешевые материалы для творчества. Бумага и картон легко поддаются любым изменениям. Они легко клеятся, сшиваются. Учитывая эти свойства и возможности бумаги, картона, как материалами для художественного творчества, мы, в основном, использовали их.

7.Выбор несложных в исполнении, но интересных по конечным результатам техник декоративно - прикладного искусства. Мы использовали следующие техники: бумагопластика, вытынанки (ажурное вырезание), квиллинг, модульное оригами. На занятиях мы знакомились с основными понятиями и базовыми формами техник модульного оригами и квиллинга и их использованием при изготовлении различных поделок.

Мною был выбраны эти техники, так как с точки зрения психологии они являются эмоционально-разгрузочными. Это особенно важно для тех школьников, у которых есть различные проблемы общения. Например, кто – то из них застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Занятия развивают коммуникативные навыки обучающихся. Такие занятия - это идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

8.Необходимость разумно сочетать совместную работу школьников с педагогом, а так же самостоятельную творческую деятельность обучающихся. Место педагога в связке учитель – ученик должно меняться по мере овладения школьниками навыками работы. Работа строилась опираясь на концепцию Л.С. Выготского о связи обучения и развития, согласно которой несмотря на нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталые обучающиеся способны к значительному развитию. Ставились опережающие их уровень развития задачи, не выходящие за границы зоны ближайшего развития, за пределы их потенциальных возможностей. Наблюдалась положительная динамика развития всех обучающихся, занимающихся в кружках.

9. Продуманность форм контроля результатов деятельности обучающихся Работа в кружках предусматривала участие школьников в конкурсах и выставках разного уровня. Это являлось стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения и воспитания.

Благодаря занятиям в кружках многие школьники были мотивированы на успех. Об этом говорят личностные результаты обучающихся. Они участвовали в школьных, районных, городских, областных всероссийских и международных дистанционных выставках, конкурсах, занимали призовые

места, получали дипломы и грамоты.

При проведении занятий кружка использовались различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, готовых образцов и т.д.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и т.д.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

-объяснительно-иллюстративный - школьники воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый - участие школьников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский - элементы самостоятельной творческой работы обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

-фронтальный - одновременная работа со всеми школьниками;

-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой - организация работы в группах;

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий.

Также применялись следующие принципы обучения и воспитания:

1.Принцип научности. Материал, который подбирался для проведения занятий, был научно достоверен.

2. Принцип системности. Материал подбирался не отрывочно, а так, чтобы формировать у обучающихся целостную систему знаний и умений по изучаемым техникам декоративно - прикладного искусства.

3.Принцип доступности (посильности) отражение принципов последовательности и постепенности обучения. Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны обучающегося. Однако преодоление возникающих затруднений должно быть для него посильным. Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:

- добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения обучающимися;

- ориентировать обучающихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;

- обучая, исходить из уровня подготовленности обучающихся, опираться на их возможности;

- изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития обучающихся.

4.Принцип наглядности. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

- использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно, происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

- используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством

наглядных пособий;

- при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

- тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

- в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

5.Принцип сознательности и активности. Необходимо добиваться понимания (а не механического заучивания) школьниками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании. В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

- использовать возможности взаимо обучения;

- организовывать соревнование и партнёрство обучающихся;

- обеспечивать условия для коллективного поиска правильного решения;

- вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые моменты;

- учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;

- использовать в обучении реальные жизненные ситуации.

Чтоб достичь желаемых результатов в работе с  умственно отсталыми обучающимися необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»  В.А. Сухомлинский. Организуя работу кружков по декоративно-прикладному искусству, учитель становится одновременно педагогом, художником и ремесленником. Работа в кружках даёт возможность каждому обучающемуся открыть для себя прекрасный мир декоративно - прикладного искусства. А также получить позитивный опыт совместных творческих дел. Творчество, несомненно, поможет моим выпускникам развиваться и жить. Все формы декоративно -

прикладного творчества для школьника с проблемами - это шанс

реализоваться в этом мире.

Образцы работ, выполненных обучающимися на занятиях кружков:
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ваулина Татьяна Владимировна

Дата: 13.10.2020

Номер свидетельства: 559948


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства