Просмотр содержимого документа
«Кружок газета "Эхо"»
Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Грушевской ООШ
__________Н Е. Гордиенкова
Приказ от 01.09.2022 г. №227 -од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Газета «Эхо»
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации программы: 1 года
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Л.А.Коваленко
СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО
на методическом совете на педагогическом совете
Протокол №__________ Протокол №______________
ст. Грушевская 2022
Структура
1. Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
календарный учебный график;
условия реализации программы;
формы аттестации;
оценочные материалы;
методические материалы;
список литературы.
I.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовая база
Конституция Российской Федерации, статья 43;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 02.11.2018 № 196;
Гигиенические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14;
Устав МБОУ Грушевской ООШ.
Направленность – социально-педагогическая
Вид программы и её уровень – общекультурный (базовый)
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Реализация Программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.
Создание школьной газеты «Эхо» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
1.1 Цели и задачи программы
Основной целью являетсярасширение информационного пространства школы; знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; развитие творческих способностей подростков.
Задачи программы:
- формировать и развивать интеллектуальные и практические умения в области стилистики, журналистики и информационных технологий;
- повысить мотивацию к изучению следующих дисциплин: русский язык, литература, информатика;
- формировать и развивать творческое мышление, познавательную активность;
- воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации;
- совершенствовать коммуникативную культуру обучающихся.
Формы занятий:
Коллективные (фронтальная работа):
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- творческая практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе: сочинения разных жанров и их редактирование в текстовых редакторах, верстка газеты в издательских системах);
- теоретические занятия;
- работа с прессой (обзор, анализ, сопоставление);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- социологический опрос;
- экскурсии и встречи с журналистами.
Таким образом, форму занятий можно определить как самостоятельную деятельность детей, которая направляется и корректируется педагогом.
. Этапы образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны знать:
- особенности профессии журналиста, этику поведения, права и обязанности;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
- основы компьютерной грамотности, навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
К концу обучения дети должны уметь:
- собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
- планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
- ориентироваться в любом виде журналисткой деятельности, организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
- писать газетную заметку, репортаж;
- составлять фоторепортаж.
Учебно-тематический план
Курс обучения (68 часа)
№
Тема
Количество часов (всего)
Количество часов теоретических
Количество часов практических
1
Вводное занятие. Профессия журналиста. Беседа.
1
1
Основы журналистики
29
2
Средства массовой информации.
1
1
3
4
5
6
Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.
4
2
2
7
8
9
Интервью и интервьюирование.
3
1
2
10
11
Понятие слова тренинг.
2
1
1
12
13
14
Культура письменной речи.
3
1
2
15
16
17
18
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.
4
2
2
19
20
21
22
Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста
4
2
2
23
24
25
26
Актуальность журнального материала. Актуальность тематики публикации школьного издания
4
2
2
27
28
Порядок распределения материала в газете
2
1
1
29
30
Самые распространённые ошибки журналиста
2
1
1
Основные жанры публицистического стиля
4
31
32
33
34
Основные жанры публицистического стиля. Лексические и синтаксические нормы публицистического стиля.
Практическая работа: Статья – рассуждение «Проблемы школьной жизни».
Тема 43,44,45.Рассказ. Рассказ об интересном человеке.
Тема 46,47,48. Фельетон.
Практическая работа: Написание фельетона «Недостатки моего характера» для школьной газеты.
Тема 49,50. Работа над языком статьи. Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении
Тема 51,52,53. Редактирование текста.
Практическая работа: работа по совершенствованию написанного.
Тема 54,55,56,57. Оформление печатного издания.Час общения: «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».
Тема 58,59,60. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Тема 61-64. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
Практическая работа: анализ предложенного материала.
II.Комплекс организационно-педагогических условий
2.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОРАММОЙ
2.1.Этапы и методы педагогического контроля по усвоению программы
К концу обучения дети должны знать:
- особенности профессии журналиста, этику поведения, права и обязанности;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
- основы компьютерной грамотности, навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
К концу обучения дети должны уметь:
- собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
- планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
- ориентироваться в любом виде журналисткой деятельности, организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
- писать газетную заметку, репортаж;
- составлять фоторепортаж.
результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учению;
уважение к истории своего края, культуре и традициям многонационального народа;
способность к саморазвитию, самоорганизации;
развитие познавательных навыков учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
способность к осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов в области журналистики, издательского дела.
Метапредметных результататов:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД:
учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем, в сотрудничестве ставить новые задачи; определять и формулировать цель тему проекта, составлять план действий по реализации проекта;
выполнять проект совместно с учителем или самостоятельно, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех ребят, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление;
уметь планировать деятельность, время, ресурсы;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и добывать новые знания (информацию) из различных источников;
совершенствовать умения передачи, поиска, обработки, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
находить в тексте требуемую информацию, резюмировать главную идею текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
преобразовывать, интерпретировать текст, создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств Коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (редактора, корреспондента, верстальщик);
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, при необходимости корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;
учиться критично относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
умение уверенно держать себя во время выступления, умение отвечать на незапланированные вопросы;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм
2.2.Контроль результатов образовательного процесса. Диагностика.
Используемые методы контроля:
наблюдение;
анализ;
беседа;
изучение учебной документации;
анкетирование и опросы;
тестирование;
испытания для определения уровня обученности и др.
2.3. Диагностика.
Программа предусматривает диагностику обученности обучающихся детского объединения в течение года обучения.
В начале учебного года проводится диагностирование детей в начале (входная),) и на конец учебного года (итоговая), чтобы выявить полученные знания, умения и навыки обучающегося.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационно - методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
✓ разработки по темам;
✓ тематический материал периодической печати;
✓ справочники;
✓ словари;
✓ наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
✓ различные периодические печатные издания.
✓ тексты для редактирования;
3.2.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ
Компьютер, принтер, сканер, фото - видеокамера.
4.Список литературы.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.2000. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Вовк Е. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16. 2004 год Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.