kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации МИП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации муниципального инновационного проекта, критерии и показатели успешного развития обучающихся в условиях МИП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации МИП»

Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации МИП «Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах»


Иценко И.А.

канд.пед.наук., зав. кафедрой

педагогического взаимодействия

МАОУ СОШ № 30 г. Томска


Скороспешкина Н.И.

педагог-психолог

Почётный работник

общего образования РФ

МАОУ СОШ №30 г. Томска



«Творчество – норма детского развития», - писал в своё время Л. Выготский. Теоретико-методологической основой развития творческой личности в пространстве интеграции основного общего образования и внеурочной деятельности разновозрастных обучающихся (воспитанников) является системный, деятельностный и средовые подходы, которые обладают значительным потенциалом для формирования и развития компетенций и способствуют обновлению форм, методов, средств и содержательных аспектов исследуемого процесса в урочной и внеурочной деятельности.

Основное предназначение проекта удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В рамках проекта на основе системно-деятельностного и средового подходов разрабатывается обогащено-содержательная модель развития личности обучающегося, структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного, индивидуального образования и внеурочной деятельности. Выявлены критерии и определены показатели успешного развития школьников: когнитивный, мотивационно-эмоциональный, средовой и деятельностно-практический, в соответствии возрастными категориями школьника подобран диагностический инструментарий.


Таблица 1

Критерии и показатели успешного развития обучающихся в условиях МИП


Когнитивный критерий:


  • Понимание роли и значения обогащено-содержательной среды в школе для развития личностных качеств обучающихся в разных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой и профессиональной);

  • Оценка способностей и личностных качеств (интеллектуальных, творческих способностей и талантов);

  • Знание качеств личности, способствующих развитию творческих успехов (самостоятельность, активность, креативность, целеустремленность и др.).


Мотивационно-эмоциональный критерий:


  • Потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;

  • Познавательный интерес и любознательность (самопознание, самоопределение, саморазвитие, самореализация);

  • Эмоциональность, чувствительность, воля к достижению поставленной цели.


Средовой критерий:

  • Удовлетворенность отношениями с субъектами окружающей среды;

  • Ощущение психологического и социального комфорта в развивающей среде;

  • Социальная идентичность себя с успешной личностью в социуме.


Деятельностно-практический критерий:

  • Включенность в разные виды деятельности;

  • Удовлетворенность процессом и результатами видов деятельности;

  • Продукт деятельности как результат развития разных видов способностей и талантов.



В рамках инновационного проекта был подобран диагностический инструментарий изучения эффективности его реализации. Одним из важнейших и поддающихся эмпирическому изучению показателей эффективности работы школы в условиях проекта, является удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. Удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.

Целью исследования эффективности процесса интеграции является выявление их реального состояния, анализ изменений, происшедших в субъектах интеграции, а также определение эффективности влияние процессов интеграции на развитие субъектов – детей, родителей, педагогов, а также проводилась работа по изучению субъективных мнений относительно четырех сторон педагогического процесса – деятельностной, организационной, социально-психологической и административной.

Одним из основных показателей эффективности работы школы в рамках проекта, является Личность учащегося (воспитанника), его самочувствие, интересы, включенность в творческую деятельность, наличие эмоционального единства участников взаимодействия. Удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательно-воспитательном пространстве школы. А также удовлетворенность родителей и педагогов работой школы в условиях проекта. Насколько осведомлены все субъекты, мотивированы и т.д.


Таблица 2

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации проекта

Критерии эффективности

реализации проекта

Показатели

Методики изучения

1. Сформированность индивидуальности учащегося

1.Самоактуализированность

личности учащегося

Дневник достижения

учащихся, метод анализа личностных достижений

2. Нравственная направленность личности учащихся, воспитанность

Тест Н.Е. Щурковой

«Размышляем о жизненном

опыте»; самоанализ учащихся по уровню воспитанности, оценка классного руководителя; Методика Рокича (МИЦО)

2. Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью школы в рамках проекта

1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Методика А.А. Андреева

«Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методика М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучение удовлетворенности участников педагогического процесса различными его сторонами»

2. Удовлетворенность

родителей работой школы

Методика Е.Н. Степанова

«Изучение удовлетворенности

родителей работой школы»

3. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности в школе

Методика Е.Н. Степанова

«Изучение удовлетворенности

педагогов жизнедеятельностью

в образовательном

учреждении»

4. Морально-психологический микроклимат в творческих объединениях учащихся

Цветопись А.Н. Лутошкина


В ходе исследования проблемы выбора диагностического инструментария по выявлению уровня удовлетворенности всех субъектов проекта школьной жизнью, были проанализированы и изучены в практическом применении две основные методики:

  • Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

  • Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой «Изучение удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов школьной жизнью».

Е.Н. Степанов и А.А. Андреев разработали методики изучения удовлетворенности участников образовательного процесса различными его аспектами с определением общего индекса удовлетворенности для каждой из групп субъектов (родители, ученики, педагоги) без анализа индекса удовлетворенности каждой стороной педагогического процесса.

Для получения более подробных результатов изучения удовлетворенности мы воспользовались диагностическим инстументарием, разработанным М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой. Преимущество данной методики состоит не только в возможности формулирования подробных выводов по каждому аспекту функционирования школы в рамках проекта, но и в возможности составления на их основе плана коррекционной работы с практическими рекомендациями. Кроме этого, опросники М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой адаптированы к возрастным особенностям младшей (9-11 лет), средней (6-8 классы), старшей (9-11 классы) групп школьников и содержат формулировки вопросов, доступные для понимания школьниками соответствующей возрастной категории.

Данные методики очень информативны. Методики построены таким образом, что просматриваются основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования.

Основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования:

  • удобство организации для его участников (режим, расписание);

  • функционирование детского коллектива;

  • психологический климат в педагогическом коллективе;

  • система взаимоотношений "педагог-ученик (воспитанник);

  • система взаимоотношений "педагог-родитель ученика".

  • Соответствие материально-технической базы целям и задачам.

  • Соответствие организации взаимодействия участников дополнительного образования целям развития личности.

В связи с данными характеристиками можно отследить основные показатели удовлетворенности всех субъектов участвующих в проекте.


  1. Физическое самочувствие школьников (это показатель результативности, главным образом, организационной и управленческой стороны проекта).

  2. Эмоциональное благополучие, комфортность, безопасность (названные аспекты показатель результативности решения проблемы взаимодействия участников проекта, прямое следствие создания соответствующего психологического климата в системах отношений «учитель-ученик», «детский коллектив»).

  3. Мотивация участия в проекте, занятие позиции субъекта (это показатель заинтересованности учащихся в пространстве дополнительного образования).

Все эти показатели с учетом специфических особенностей могут быть применены и для педагогов и родителей.

К проведению диагностики предъявляются следующие требования:

- выборка участников должна составлять не менее 30 % от каждой возрастной группы и 30% родителей учащихся каждой возрастной группы;

- предпочтительно участие в диагностике всех педагогов школы и педагогов участвующих в проекте;

- анонимность опроса, проявление высокого уровня заинтересованности в результатах исследования.

Работа по исследованию удовлетворенности всех участников проекта различными его сторонами стала ежегодной систематической практикой административного звена школы и выполняет задачи прикладного характера.


Таблица 3

Изучение общего показателя удовлетворенности образовательным процессом по методике А.А. Андреева, Е.Н. Степанова в условиях МИП

Степень удовлетворенности



Учащиеся

5-6 классов

Родители

5-6 классов

Педагоги

Входящий монито-

ринг

Итоговый

монито-

ринг

Входящий

монито-

ринг

Итоговый монито-

ринг

Входящий

монито-

ринг

Итоговый

монито-

ринг

Высокий уровень

61%

72,4%

58,3%

59,6%

76,4%

78,7%

Средний уровень

34,8%

24,6%

33,4%

34,6%

23,6%

21,3%

Низкий уровень

4,2%

3%

8,3%

5,8%

-

-


Таблица 4

Изучение удовлетворенности образовательным процессом по методике

М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Учащиеся 5-6 классов 2016/17 уч. год

Степень

удовлетворен-

ности

Деятельностная составляющая

Организационная составляющая

Социально-психологическая

Административная составляющая

Высокий уровень

64,3%

75%

83,7%

78%

Средний уровень

31,5%

25%

16,3%

22%

Низкий уровень

4,2%

---

---

---

Таблица 5

Морально-психологический микроклимат в творческих группах учащихся

(Методика А.Н. Лутошкина)

Количество учащихся принятых в обследовании -63 человека (51,2%)

п/п

Критерии

5-6 классы

март 2017г.

Удовлетворённость (человек %)

1.

Доброжелательность

100%

2.

Теплота

79%

3.

Согласие

96,8%

4.

Уважение

100%

5.

Сотрудничество

98,5%

6.

Взаимопомощь

98,5%

7.

Творческая атмосфера

100%

8.

Конфликтность

96,8%

9.

Соперничество

Здоровое соперничество – 25,3% (16 чел.)

Нет соперничества – 74,4% (47 чел.)


Сравнительная характеристика итогов анкетирования показывает, что по всем критериям наблюдаются положительные результаты, что свидетельствует о благоприятном психологическом микроклимате в системе отношений «учитель-ученик», «детский коллектив».


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» 2012г.

2. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС 5-11 классов. http://kopilkaurokov.ru. Свидетельство № 356509, 2016г.

3. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. Образовательно-воспитательная деятельность школы в условиях реализации ФГОС с детьми разного вида одаренности и возможностями здоровья (ОВЗ). // «Наука. Образование. Общество». Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес. Наука. Общество», 2016, стр. 47-49









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации МИП

Автор: Иценко И.А. Скороспешкина Н.И.

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства