kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критерии социализации старших дошкольников в СРЭР "Росток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены критерии социализации старших дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критерии социализации старших дошкольников в СРЭР "Росток"»


Критерии социализации обучающихся старшего дошкольного возраста

Докладчик Ларикова Л.Н., методист МБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества»

Слайд 2

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [3].

Слайд 3

Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, можно отметить, что большое значение отводится социальному развитию ребенка. Согласно федеральным государственным требованиям, социализация направлена на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [1].

Важным моментом является то, что впервые в соответствии с федеральными государственными требованиями «Социализация» специально выделена как образовательная область. Освоение ее содержания должно осуществляться в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также в процессе формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Слайд 4

Отмечу, что дошкольное детство - это уникальный период, когда закладываются основы личности, усваиваются нормы социального поведения, что способствует в дальнейшем успешной реализации человека в обществе. Если учитывать количество времени, которое дети проводят в детском саду, то очевидным становится, что детский сад является важным институтом социализации для подрастающего поколения.

Слайд 5

Однако, изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии запроса на социализацию старших дошкольников. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников. На помощь повышенному социальному запросу на развитие и социализацию детей приходят учреждения дополнительного образования, спорта и культуры, частные детские клубы, которые активно выступают в роли институтов социализации.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях.

Педагоги и психологи выделяют значимые социальные качества ребенка, которые способствуют успешной адаптации в социуме: самостоятельность, активность во взаимоотношении с окружающими, инициативность, как стремление к лидерству, самоконтроль, умение оценивать себя и контролировать свои действия, коммуникабельность, эмпатийность и др. [3].

Слайд 6

Современные исследователи (А. В. Мудрик, С. А. Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

- адаптация к социальному миру;

- интеграция и принятие социального мира как данности;

-дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем . [4]

Слайд 7

Процесс социализации ребенка происходит под влиянием ряда условий или факторов. А. В. Мудрик выделяет следующие факторы социализации :

- Микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум. Микрофакторы самые весомые в первичной социализации ребенка.

- Мезофакторы – этнокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типы мегаполиса: мегаполис, средний город, малый город, портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный, село. Мезофакторы играют немаловажную роль в освоении социального мира.

-Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство. Макрофакторы детерминируют ход и направленность социализации.

-Мегафакторы – космос, планета, мир. Мегафакторы оказывают опосредственное влияние на процесс социализации подрастающего поколения .

Слайд 8

Кроме факторов социализации А. В. Мудрик выделяет способы или механизмы социализации:

- институциональный – через систему общественного воспитания (в первую очередь, это детский сад, школа, детские учреждения, СМИ) , в основе данного механизма лежит подражание;

- традиционный – через семью и ближайшее социальное окружение, для него характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне;

- стилизованный – через возрастную субкультуру, посредством воздействия на личность референтной группой;

- межличностный – через идентификацию с конкретным человеком;

- рефлексивный – внутренний диалог ребенка между различными «Я», с реальными или вымышленными людьми наедине с собой.

Слайд 9

Согласно Л. В. Мардахаеву, для обеспечения полноценного социального развития ребенка необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения. Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Слайд 10

Л. В. Мардахаев определяет следующие источники социального развития:

- внутренние источники, к которым относятся задатки и возможности, полученные от рождения и приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности;

- внешние источники, к которым относится все то, что окружает человека и с чем он непосредственно взаимодействует.

Какие же критерии социализации применяются в нашем учреждении при социализации детей старшего дошкольного возраста?

Коллеги, напишите в чате, что такое критерий?

Слайд 11

Критерий – мерило оценки, суждения. Критерий - это признак, на основе которого производится оценка, средство проверки. Понятие критерий подразумевает совокупность качественных показателей, определяющих позитивную социализацию детей, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить дошкольнику в качестве устойчивых навыков на выходе из нашего учреждения для успешной интеграции в современное общество и прежде всего в школе.

Слайд 12

Таким образом, подбор критериев помогает провести оценку качества работы «Студии раннего эстетического развития «Росток», соотнести полученные результаты с запланированными.

Социализация в «Студии «Росток» представляет тройственный союз процессов

обучения,

воспитания

и социальной адаптации,

т.е. способности старшего дошкольника органично вписываться в эти процессы, присваивая социальный опыт, необходимый для успешного функционирования в микросоциуме.

Современная позиция педагога дополнительного образования в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействия и сотрудничество с ним, готовность к самопознанию.

Слайд 13

Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного.

Однако, гуманистический подход, которого мы придерживаемся, и сама система дополнительного образования, выступает против нормативного оценивания личностных качеств, умений, знаний ребёнка. Но педагогический мониторинг за процессом освоения дополнительных программ, процессом социализации никто не отменял. И дети нуждаются, а порой очень зависимы от внешних оценок их личностных качеств и действий. Поэтому все диагностические процедуры выполняются с согласия родителей и детей, мотивируя последних на процесс самопознания и реализацию собственного потенциала.

Слайд 14

Основным методом исследования педагога является педагогический мониторинг, который включает в себя педагогическое наблюдение, анализ ситуации и принятие решений по корректировке образовательных программ. Проводится он два раза в год - в декабре и мае. Для этого педагогами «Студии раннего эстетического развития «Росток» выработаны критерии социализации, т.е. определение показателей социального развития, которые в своей совокупности адекватно отражали бы желаемый результат. Показатели распределяются по трем уровням: «продвинутый», базовый и стартовый.

Определение критериев и показателей социальной адаптации дошкольников старшего дошкольного возраста «Студии раннего эстетического развития «Росток»

Слайды 15,16,17

1. Сформированность учебной мотивации

Уровни критериев

Показатели

Методы количественной и качественной диагностики

«Продвинутый»

Сформировано повышенное желание учиться, владеет приемами умственной деятельности, умеет принимать решения, ставить цель и добиваться ее

Беседа, игры, тематические задания, педагогическое наблюдение

Базовый

Сформировано желание учиться, неуверенно владеет приемами умственной деятельности, ситуационно умеет принимать решения, ставить цель и добиваться ее

Стартовый

Желание учиться не сформировано, неохотно владеет приемами умственной деятельности, не умеет принимать решения, ставить цель и добиваться ее

2. Сформированность уровня самоконтроля и трудолюбия

Уровни критериев

показатели

Методы количественной и качественной диагностики

«Продвинутый»

Полностью управляет своим поведением, активное проявление самостоятельности и ответственности за выполняемое поручение, задание


Беседы, игры, педагогическое наблюдение

Базовый

Ситуативно управляет своим поведением, частичное проявление самостоятельности и ответственности за выполняемое поручение, задание

Стартовый

Проявление девиантного и деликвентного поведения, нежелание выполнять порученное задание.

3. Сформированность коммуникативных навыков

Уровни критериев

показатели

Методы количественной и качественной диагностики

«Продвинутый»

Полная готовность к адекватному, полноценному взаимодействию с социумом: уважение, принятие базовых ценностей общества, толерантность по отношению к другим, повышенная сформированность навыков общения, построения взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, коммуникации в группах, проявление деловой коммуникации (работать в паре, группе быть «членом команды», владея правилами честной игры, и т.д.), отсутствие проблем в сфере общения.


Беседы, игры, педагогическое наблюдение

.

Базовый

Частичная готовность к взаимодействию с социумом: ситуативное, частичное принятие базовых ценностей общества, сформированность ситуативных умений, навыков делового общения, деловой коммуникации, построения взаимоотношений с людьми в парах, группах, невысокая вариативность моделей поведения и общения.

Стартовый

Неготовность или нежелание взаимодействовать с социумом: низкий уровень культуры общения, низкая вариативность моделей поведения и общения, наличие конфликтов с педагогами, окружающими, проявление девиантного и деликвентного поведения.


Все результаты педагогического мониторинга заносятся в таблицу

Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «……»

№ п/

п

1 группа

….год обучения


Теоретические знания

Практические умения

Уровень учебной мотивации

Самоконт-

роль

Коммуникативные навыки

Трудолюбие

На начало II полугодия

На конец учебного года

На начало II полугодия

На конец учебного года

На начало II полугодия

На конец учебного года

На начало II полугодия

На конец учебного года

На начало II полугодия

На конец учебного года

На начало II полугодия

На конец учебного года

1


С


С


С


С


С


С


2


Б


Б


Б


Б


Б


Б


3


Б


Б


Б


Б


Б


Б


4


С


С


С


С


С


С


5


Б


Б


Б


Б


Б


Б


6


Б


Б


Б


Б


Б


Б


7


Б


Б


Б


Б


Б


Б


8


Б


Б


Б


Б


Б


Б


9


Б


Б


Б


Б


С


Б


10


С


С


С


С


С


С


11


Б


Б


Б


Б


Б


Б


12


Б


Б


Б


Б


Б


Б


13


С


С


С


С


С


С


педагога дополнительного образования Ф.И.О. 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Таким образом, результатом успешной социализации, по нашему мнению, можно считать следующие показатели:

Слайд 19, 20, 21,22

  1. Способность справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться.

  2. Наличие первичных представлений о самом себе, своих возможностях и ограничениях, познание и принятие себя во всём многообразии ситуаций и личностных проявлений, стремление к «Себе лучшему».

  3. Достижение в развитии уровня рефлексивного осмысления своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. способность включать и использовать рефлексию в качестве основного механизма социализации.

  4. Освоение следующих видов социального опыта:

а) ценностный (нравственные интересы, идеалы, убеждения);

б) операционный (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов);

в) сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле).

Слайд 23

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

  2. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие. М.: Прометей, 2013.

  3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб. 2014.

  4. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография / Мудрик А.В.. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016.

Вопросы к докладу

1. Что такое критерий? (Мерило оценки, суждения, признак, на основе которого производится оценка, средство проверки).

2. Основным методом исследования социализации обучающихся в СРЭР «Росток» является…..педагогический мониторинг.

3. Назовите источники источники социального развития. (Внешние и внутренние).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Критерии социализации старших дошкольников в СРЭР "Росток"

Автор: Ларикова Лариса Николаевна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства