Коучинг «Роль целеполагания для развития саморегуляции учащихся»
Коучинг «Роль целеполагания для развития саморегуляции учащихся»
Цель: Актуализировать умение учителей правильно ставить цели урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат.
Задачи:
Выявить уровень знаний и практических умений учителей по данной проблеме постановки целей урока.
Показать актуальность данной проблемы в контексте изменения подходов к преподаванию и обучению в современной школе.
Содействовать пониманию учителями того, что каждый этап, каждая минута урока
должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в
основной цели
Способствовать развитию коммуникативных навыков и повышению
профессионального уровня педагогов школы.
Ожидаемый результат:
Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.
Критерии оценки: определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексию вслух «По кругу», визуальную рефлексия «Древо познания»
Подходы к проведению сессии: Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Продукты деятельности учителей: постеры «Что такое цель?» (А4), разработанный этап целеполагания конкретного типа урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коучинг «Роль целеполагания для развития саморегуляции учащихся»»
Коучинг
«Роль целеполагания для развития саморегуляции учащихся»
Коуч : сертифицированный учитель 1 уровня Непша В.А.
Цель: Актуализировать умение учителей правильно ставить цели урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат.
Задачи:
Выявить уровень знаний и практических умений учителей по данной проблеме постановки целей урока.
Показать актуальность данной проблемы в контексте изменения подходов к преподаванию и обучению в современной школе.
Содействовать пониманию учителями того, что каждый этап, каждая минута урока
должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в
основной цели
Способствовать развитию коммуникативных навыков и повышению
профессионального уровня педагогов школы.
Ожидаемый результат:
Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.
Критерии оценки: определение эффективности коучинга черезмини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексию вслух «По кругу», визуальную рефлексия «Древо познания»
Подходы к проведению сессии: Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Продукты деятельности учителей: постеры «Что такое цель?» (А4), разработанный этап целеполагания конкретного типа урока
Ход коучинга:
Вводная часть. Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Психологический настрой на работу.
Знакомство с темой занятия «Как правильно поставить цель урока?».
Актуальность данной темы для учителей нашей школы.
Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)
Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой штурм (стратегия КМ).
Подумайте и ответьте на вопрос: Что такое цель урока и зачем она нужна? Оформление постера (А4) (3 мин)
Выступление представителей от групп.
4. Слово коуча по проблеме целеполагания. (10-15 минут)
Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока. Этап целеполагания - основополагающий на уроке, так позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.
Под целью в образовании понимаютидеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.
Урок как система
Урок как система состоит из элементов (этапов):
Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:
Урок как любая система должен иметь цель.
Таким образом цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
соотносимы с типом и содержанием урока
личностно ориентированы
воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
О том, насколько важен процесс формулирования целей урока учителем и согласование его с учениками, говорит следующая формула:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА: ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ 0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0 ЦЕЛЬ Х 0 = 0
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке истории, учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики, что на уроке узнали?
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель, которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Беседуя о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.
Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам, начинают словами: «Цель нашего урока…» и проговаривают дальше, например, «научиться рисовать пейзаж». Совершенно понятно, что это цель учителя, лишь формальная, ничего не значащая фраза. Совершенно не обязательно. Что такая же цель возникнет у учеников. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске (слайде). А между тем известно, что деятельность без принятой цели не является полноценной и достаточно эффективной.
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки
Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием
«Познакомить учащихся с…», «Научить…»
Подмена методом обучения
«Рассказать учащимся о…»
«Показать учащимся…», «Провести наблюдение…»
Подмена цели процессом деятельности
«Решить задачи по теме…»
«Выполнить лабораторную работу…»
В качестве обобщения всего изложенного по вопросам целеполагания урока, предлагаю схему, которая сможет оказать помощь в этом непростом (трудо- и времяемком) педагогическом процессе:
результаты, которые планируем достичь
Результаты
данного
урока
Результаты
предыдущего
урока
Целенаправленные действия по отбору
содержания учебного материала,
методов, форм и технологических приемов их реализации
Сравнение традиционного подхода к постановке целей к инновационному:
Научить учеников целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:
Традиционный, при котором учащиеся принимают цель, объявленную учителем.
Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель
Традиционный подход
к целеполаганию
Целеполагание «от ученика»
Задачи этапа урока (микроцели)
Научить...,
ознакомить учащихся с …
будут знать
узнают…
вспомнят…
выработать умения …
будут уметь
повторят…
научатся…
закрепить навык
приобретут навык
закрепят…
поупражняются…
воспитывать интерес к предмету
смогут поразмышлять …
задуматься о …
смогут проявить …
поразмышляют…
продемонстрируют…
Работа в группах. Практическое задание.
Раздаю листы с планированием уроков, в которых отражены цели, ожидаемый результат урока, и как я могу увидеть достижение результата.
Задание 2. Мозговой штурм. Сделать анализ данного урока. В чем принципиальная новизна такого подхода к целеполаганию? Насколько цели соответствуют ожидаемому результату? (5 минут)
Задание 3. Каждой группе, используя вспомогательную таблицу (Приложение 1) разработать цели урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока. Представить этап целеполагания на уроке с участниками коучинга («Ролевая игра»).
(7 минут)
Выступление спикеров. Проиграть этап урока целеполагание.
Во время выступления спикера одной команды, другой команде дается задание: сделать анализ целей урока (Приложение 2)
6. Подведение итогов. Слово коуча. Вывод.
Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:
Цель обучения и его результаты:
«Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:
- Какие знания необходимы ученикам?
- Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?
- Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?
Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.
Результаты должны быть:
- ориентированы на личность ученика:
- выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;
- согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
7. Рефлексия. Возвращаемся к стикерам, которые мы заполняли в начале занятия.
1. Рефлексия вслух по кругу:
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
2 . Рефлексия коучинг – занятия
Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «+»
1. Насколько мне всё было ясно и понятно
0
10
2. Насколько мне это было необходимо
0
10
3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал
0
10
4. Насколько я готов использовать полученные знания на своих уроках?
0
10
5. Насколько нужна помощь тренера?
0
10
Приложение 1
Как формулировать цели разных уроков?
Тип урока
Примеры формулирования целей
Урок знакомства с новым учебным материалом
- учащиеся должны иметь представление о …
- учащиеся должны иметь общие понятия о …
- учащиеся должны распознавать …
Урок усвоения нового материала
- учащиеся должны понимать содержание…
- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
- учащиеся должны уметь выявлять закономерности…
Урок формирования новых умений
- учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…
- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…
Урок закрепления нового материала
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…
Урок систематизации и обобщения учебного материала
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…
- учащиеся должны уметь делать обобщение…
Урок проверки и оценки знаний
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):
- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…
- учащиеся должны воспроизводить по образцу…
- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…
- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
- учащиеся должны владеть компетенцией…
Приложение 2
Алгоритм анализа цели урока:
1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;
3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.
4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
5. Определить степень осознанности учителем цели;
6. Выяснить реальность достижения цели;
7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом