kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающее занятие "Учимся слушать и слышать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие, направленное на развитие коммуникативной сферы, вербальных и невербальных средств коммуникации, навыков уверенного общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Учимся слушать и слышать"»

Занятие на тему "Учимся слушать и слышать"

Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.

Ход занятия Вступительная беседа.

На прошлом занятии мы говорили с вами, что такое общение, называли качества, которые мешают и помогают общению, играли в игру “Вопросы-комплименты”. Сегодня наш классный час будет посвящен теме: “Учимся слушать и слышать”.

Люди общаются друг с другом всю жизнь. Учёные подсчитали, что из времени, необходимого для общения с окружающими людьми:

9% - мы пишем,
16% - читаем,
30% - говорим,
45% - слушаем.

Большинство людей считает, что лучший собеседник – близкий друг. Это объясняется тем, что сама дружба рождается на основе способности слушать друг друга, относиться с искренним интересом и участием к проблемам собеседника.

Умение слушать является обязательным условием эффективного общения. Для чего же нам нужно внимательно слушать?

Работа с рисунками.

Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, с какой целью слушают герои на рисунках своих собеседников?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Сделайте вывод: слушаем, чтобы получить информацию, узнать что-то новое, интересное, чтобы помочь другому человеку, посочувствовать, сопереживать.

Инсценирование диалога “Телефонный разговор”.

Имеет ли значение, как вас слушают?

Давайте послушаем сценку, в исполнении наших девочек, которая называется “Телефонный разговор”.

- Марина, слушай, что я тебе расскажу!

- Так тебе собаку купили?

- Да нет! Я...

- Неужели котёнка подарили?

- Да нет же.

- Слушай, а мне родители всегда дарят, что я хочу!

- Нет, я про школу хочу...

- А, я знаю, нас во вторую смену переводят, потому, что ремонт будут делать.

- Да нет же! Ты меня послушай!

- Ой, извини, меня мама зовёт. До скорого, я тебе перезвоню!

Остались ли девочки довольны разговором друг с другом? Почему?

Какие сигналы помогают понять, что тебя слушают?

(Внимательный взгляд, кивок головы, улыбка, нахмуренные брови, поза человека).

К чему может привести неумение внимательно слушать? (Пропустил, что-то важное для себя, огорчил других).

Оказывается умение слушать, можно тренировать при помощи игр и упражнений, чем мы сегодня и займёмся.

Упражнения

Выполняются в парах.

Первый этап.

Первый участник высказывает какое-либо мнение.

Цель “Слушающего” - стараться услышать точку зрения собеседника, а не сформулировать в это время свою.

Обсуждение.

1.Что чувствовал слушающий?
2. Как себя чувствовал говорящий?
3. Что помогало и что мешало собеседникам?

Второй этап

Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме.

Цель “Слушающего” - не столько слушать собеседника, сколько стараться сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение.

При обсуждении отрабатываются следующие вопросы:

1. Что чувствовал каждый из собеседников?
2. Что хотелось сделать?
3. Что “слушающий” понял из сказанного?
4. Каков смысл на самом деле?

Третий этап

Цель “Слушающего” - побыстрее высказаться самому, но не перебивать собеседника.

Обсуждение.

Каков эффект?

Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в процессе разговора?

Обобщение

Учащимися формулируются и записываются на доске “правила хорошего слушания”.

Игра "Телефакс"

Цель: проработать умения активного слушания

Это игра похожа на игру "Испорченный телефон", но в ней есть своя изюминка

Время проведения: 10 минут.

Подготовка:

Нарисовать на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры:

1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение - простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
3. Когда "сообщение" дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит "Готово!". После этого можно сравнить обе карточки.
4. Подведение итогов игры:

Слаженно ли работала команда?

Как можно было повысить эффективность работы?

Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Понравилась ли вам игра? Что вызывало затруднения?

Стать хорошим слушателем совсем нетрудно, главное этого захотеть и соблюдать правила слушания:

1 правило «Не перебивай»

Самое главное правило общения! Если постоянно перебивать говорящего, то как  же это выглядит со стороны? Приятно ли с такими людьми общаться? Нужно дослушать собеседника, а затем высказать свое мнение. Если же ваш собеседник известный болтун, нужно уметь вовремя его остановить!

2 правило «Глаза в глаза»

При общении о многом говорят глаза собеседника:

  1. непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

  2. блестящий взгляд — горячка, возбуждение;

  3. увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;

  4. усиленное моргание — возбуждение, обман.

  5. человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то;

  6. тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены). Управлять взглядом можно, зрачками — нет.

  7. Стоит обратить внимание, если партнер смотрит налево вверх или просто вверх (по отношению, разумеется, к себе, а не к наблюдателю) — он погружен в зрительные воспоминания.

  8. Взгляд направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, чего он никогда не видел.

  9. Взгляд налево вниз – внутренний разговор с собой

3 правило «Не отвлекайся, будь внимательным!»

Многие люди при общении постоянно на что-то отвлекаются – на собственную обувь, на красивые или новые вещи, на происходящее рядом…Что чувствует ваш собеседник? Его это, конечно, раздражает. Научитесь быть внимательным к собеседнику!

Насколько вы внимательны, мы проверим с помощью упражнений

Упражнение «Игра в имена»

Мы сейчас в одну игру поиграем с вами.
Ну, а как в нее играть, вы поймете сами!
Нашей Аленке  нужно
Сейчас ногами топать дружно!
А Насте громко крикнут «Ой!»
Ваня кивнет Вике головой.
Теперь похлопают в ладоши
Ира и Хайриддин от души!
Настя, Вика и Иринка
Погладят друг друга по спинке.
Иван и Хайриддин  нам ручкой помашут!
А Алена сидя нам спляшет.
Всем шестиклассникам прямо сейчас

Нужно громко крикнуть «КЛАСС!»
А теперь тихонько встали
Все, кого не называли!

Упражнение «1,2,3 – быстрей сообрази»

  1. Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

  2. Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».

  3.  Вспомни овощи и фрукты, в которых есть последний звук слова «замок»

4 правило «Используй невербальное общение»

Невербальное общение – это общение с помощью жестов, мимики, поз.

Попробуем так пообщаться.

Упражнение «Язык тела»

«Я не знаю»  На любой вопрос ребенок отвечает молчанием или говорит «Не знаю», «Ничего не видел»

«Круглые глаза» Однажды на игровой площадке Саша увидел, что бегает тряпка.

«Дождик лей» На улице идет дождь. Таня решила его потрогать. Оказалось, что дождь-то теплый!

«В лесу»  Мальчик собирал грибы в лесу, сам не заметил как заблудился. Вышел на дорогу, но куда же идти – вправо или влево?

5 правило «Будь вежливым, доброжелательным»

Общаясь, старайтесь как можно больше использовать вежливых слов. Даже если собеседник вам не очень приятен, не грубите ему, говорите спокойно и доброжелательно.

Упражнение «Слова по кругу»

Вспоминаем вежливые слова:

- слова-приветствия

- слова-прощания

-слова-просьба

-слова-извинения

6 правило «Будь наблюдательным»

Во время общения следите за собеседником – его мимикой, жестами, выражением лица. Наблюдательность поможет выяснить, честен ли с вами говорящий.

Упражнение «Все что видел, расскажу»

- Закрой глаза и опиши, во что одеты Ира.

- Сколько ступенек на 1 этаже

- Закрой глаза и скажи, если украшения у Насти.

- Закрой глаза и назови , кто выше Вика или Хайриддин.

- Не поворачиваясь, назови, кто присутствует на занятии.

- Скажи, сколько лавочек перед столовой

С правилами, которые помогут вам стать хорошими слушателями, вы познакомились. Осталось только научиться использовать их при общении.

  1. Итог занятия

Надеюсь, что все, о чем говорили на занятии и что узнали, вы будете применять при общении с людьми. На самом деле научиться общаться очень важно для каждого из вас и я желаю вам в этом только успехов! Пусть не сразу все будет получаться, главное  стремиться  и почаще вспоминать правила, о которых вы сегодня узнали.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционно-развивающее занятие "Учимся слушать и слышать"

Автор: Штайнбард Оксана Александровна

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства