kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающая направленность внеклассных мероприятий с обучающимися с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, часах внеклассного обучения, экскурсиях, тематических прогулках у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение, дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе. Вся система внеклассных мероприятий, проводимая педагогами – воспитателями школы-интерната, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая направленность внеклассных мероприятий с обучающимися с ОВЗ»

Тема: «Коррекционно-развивающая направленность внеклассных мероприятий с обучающимися с ОВЗ».


Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, часах внеклассного обучения, экскурсиях, тематических прогулках у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение, дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе. Вся система внеклассных мероприятий, проводимая педагогами – воспитателями школы-интерната, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны. Внеклассное воспитание учащихся в ГБОУ школе-интернате ст-цы Полтавской имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.

Главная задача внеклассной воспитательной работы школы-интерната заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей. Это процесс развития механизмов компенсации дефекта. Воспитание в школе-интернате не сводится лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путём многократных упражнений.

Планируя воспитательный процесс, воспитатели во главу угла ставят личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) включается в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий;

- оформления окружающей среды;

- разработки коррекционно-развивающих упражнений;

- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я» и т.д.

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующее:

- принцип мотивации, предполагающий побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем, иначе говоря, задача занятия предъявляется воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели её решать. Например: при проведении новогоднего мероприятия «К нам приехал цирк» заместитель директора по воспитательной работе Сычева Л.Л. предварительно репетировала с детьми отдельные цирковые номера и готовила специальные цирковые костюмы, чтобы потом получилась праздничное шоу.

Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива деятельности наших детей как осмысленного побуждения для определённых действий: слушать воспитателя, смотреть фильм, читать книгу и т.д. Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, догмы правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами искали бы решение. Например: воспитатель Петрова Е.А. при проведении кинолектория «Твоё здоровье в твоих руках» предложила просмотреть презентацию и документальный фильм. Перед просмотром фильма Елена Александровна предупредила учащихся, что в ходе просмотра фильма будет проводиться обсуждение.

Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация.

С этой целью воспитателям предлагается включать в занятия специально оформленные, разработанные задания и упражнения.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приёмами и методами:

1. Постановка проблемных заданий: детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображен мальчик, сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто виноват в этой ситуации?

2. Постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.

«Расшифруйте тему нашего занятия».

Детям предлагается соотнести букву, расположенной в какой-то геометрической фигуре, и вставить её в название темы, оформленной в виде ряда геометрических фигур. Слово «дом».

Это упражнение, развивает с одной стороны, аналитико-синтетическую деятельность мышления и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если ещё к этому добавить текст: «Кто быстрее поможет мне?..», или «Я не могу справиться с этой головоломкой», или «Кто может объяснить, как надо расшифровать эту головоломку?» и т.д. – это повышает эффективность упражнения.

При таких постановках задач воспитатели формируют мотивы деятельности воспитанников, в которую они включаются. Следовательно, речь идёт не просто об этапе «Введение в тему занятия» и знакомстве детей с темой, а о развитии личности ребёнка посредством формирования его мотивационной сферы. Это абсолютно иной подход к сути воспитательного занятия.

3. Ещё один приём, который служит цели развития мотивации – аргументированная оценка, похвала, поощрение.

В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому очень важно организовать практически, раскрыть её механизм. Оценка базируется на результатах деятельности, её достижениях или провалах, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности. Необходимо, чтобы ребёнок, выполняя задание, думал о самом задании, о том, как он его делает, а не что он получит за его выполнение.

Вот почему высказывание воспитателей типа: «Смотри внимательно, а то плохую оценку получишь»; «Слушайте меня, а то не справитесь с заданием» и т.д. – недопустимы в работе.

Учитывая фактор оценки как личностнообразующий, необходимо учитывать характер отношения ребёнка и оценивающего его окружения.

Намного легче делать своё дело в спокойной обстановке, доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой; ты сильный собери свою волю – у тебя получится» и т.п.

Речь идёт об оценки проявления личности в процессе выполнения задания, а непросто о регистрации результата. Для наших подопечных (с нарушенной эмоционально-волевой сферой, с психопатоподобным поведением, с чувством социальной неполноценности, с завышенной самооценкой и т.д.) аргументированная распространённая оценка его деятельности выступает мощным средством коррекции указанных выше отклонений.

Воспитатель озвучивает оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику. Общая оценка группы: «Мы все хорошо поработали, поэтому сейчас будем пить чай с тортом» - это наислабейший вариант коррекционно-развивающего сопровождения.

Предпочтительны следующие высказывания:

- «У тебя не совсем так получилось, как могло бы, но ты смог справиться с этим заданием; ты очень хорошо работал с раскрасками – я нигде не заметила ошибок. Может, ты сам подскажешь мне, где их искать?»;

- «Мы сегодня освоили сложнейшие операции, которые были недоступны ребятам из другой группы…Особенно чётко и слаженно работали…»

Обращаю ваше внимание на оценивание самого процесса деятельности, а не полученного результата, на соотнесённость оценки с уровнем притязаний личности. Именно при оценке, которая соотносится с уровнем притязаний и достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанников, организацией её в нужном направлении.

Оценка деятельности воспитанников – это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы, при условии знания сильных и слабых сторон личности каждого воспитанника, учитывая тот факт, что взаимоотношения воспитателя и воспитанников насквозь пропитаны оценочными моментами: в оттенках интонации педагога, в том, что он спрашивает, как принимает ответы и т.п.

Не столько положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она объективно обоснована и мотивирована. Для нас здесь очень важным фактором является соответствие уровня сложности задания уровню возможностей воспитанников.

Успех вообще окрыляет, но слишком легко дающийся успех, размагничивает детей, вызывая чувство самоуспокоения. Когда воспитатели с детьми младшего школьного возраста играют в «Репку», «Колобок» и пр., они принижают возможности своих подопечных, размагничивают их, формируя самоуспокоение, самоуверенность. Именно такой подход формирует потребительское отношение к выполнению заданий, с которым очень сложно бороться в среднем и старшем школьном возрасте. Вырастающие дети с привычным чувством ложного успеха, который реально не соотносится с их возможностями, превращаются в подростков, которые пренебрежительно, свысока, игнорируя воспитателя, относятся к своей школе, считая, что все им должны. Это мы их так воспитываем, ставя перед ними требования, не соответствующие уровню достижений каждого, не стимулирующие усилий на выполнение заданий.

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:

- постановка проблемных заданий;

- постановка познавательных задач;

- аргументированной, обоснованной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

Принцип продуктивной обработки информации – это создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идёт о включении в занятия заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать воспитанников использовать информацию, уже полученную от воспитателя, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изготовление поделок, изобразительная деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений и т.п. - на персональное задание.

Реальное развитие компенсаторных процессов формирующейся личности возможно лишь при условии создания системы межфункциональных связей. Эта система формируется в процессе коррекции вторичных, третичных осложнений, связанных с культурным недоразвитием, выпадением ребёнка из культурного окружения. Рассмотрим это на примере мастер-класса по декоративно-прикладному искусству топиарий «Осенний сон», проведенного воспитателем Петровой Е.А.

1. Введение в тему:

а) беседа воспитателя:

 введение в тему – загадка;

 теоретическая часть- история появления игрушки;

 демонстрация аппликации;

б) инструктаж:

- этапы изготовления, план работы;

Затем дается домашнее задание: подготовить материал для топиария. Под руководством воспитателя ребята изготовили топиарий.

Перед детьми возникают трудности: как изготовить? Но эти трудности соотносятся с их возможностями: воспитатель объяснила, что и как делать. Вот так создаются реальные условия для учёта индивидуального и дифференцированного подхода, без которого немыслима педагогическая деятельность в коррекционном учреждении. Для тех детей, которые не смогут сами этого сделать, включаем дозированную, поэтапную помощь, подходим, показываем, собираем, склеиваем вместе с ребёнком, но с одним, а не со всеми вместе. У каждого из нас, своя скорость восприятия, свои проблемы потери сигнала, свои особенности воспроизведения ответной реакции. Принцип продуктивной обработки информации также путём включения в занятия заданий с одновременной опорой на несколько анализаторов.

Следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя, это принцип развития и коррекции высших психических функций. Речь идёт об обязательном включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков, какой- то конкретной психической функции, отдельной её операции.

Работа воспитателя должна быть ориентирована не на тренировочные упражнения, повторение догм и истин поведения, а на развитие памяти, внимания, мышления, речи и т.д. Именно акцент на развитии различными методами и приёмами высших психических функций в ходе каждого занятия позволит нам приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его. Коррекция – это исправление недостатков личности ребёнка. Какие же недостатки личности у наших воспитанников? Большинство детей страдает недоразвитием познавательной деятельности, мышления, памяти, внимания. Особенно остро стоит проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, деструктивного поведения.

Познавательная, когнитивная деятельность- это мышление, сложный, многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.) Для осуществления мыслительной деятельности необходима чёткая, слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждение-умозаключение, обобщение. Каждая из этих операций может быть конкретно включена в коррекционную работу на том или ином занятии. Это происходит при условии, если воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой операции.

Пример занятия по самоподготовке.

От детей требуется интенсивная работа мышления, познавательной деятельности. Выбираем конкретную операцию, классификацию, и формулируем задачу: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации.

В ходе самоподготовки воспитатель даёт детям 5 словосочетаний, 4 из которых на правило «жи–ши» и одно «ча-ща». Дети должны отобрать лишнее словосочетание и подобрать правило из учебника к оставшимся четырем. Воспитанники выполняют не просто учебные задания, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации.

Наиболее трудно сформулировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере. В работе по формированию эмоционально-волевой сфере традиционным является подход, рассматривающий её в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и не правильных поступках. Именно нравственное воспитание является важной составной частью большинства воспитательных мероприятий (воспитательский час: «Цепочка добрых дел», «Толерантность», «Дерево дружбы»). Анализ методов морального воспитания в коррекционных школах-интернатах показал, что в подавляющем большинстве случаев они направлены на формирование моральных суждений, представлений и оценок. Данный подход опирается на положении о том, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребёнка и становятся залогом его морального поведения. Однако практика и ряд научных исследований показывают, что прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет. Нравственное развитие нельзя свести к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов поведения. Значительно более ценной является способность ребёнка к моральному поведению в широком спектре жизненных ситуаций, не предусмотренных конкретными правилами поведения. Акцент делается на формирование нравственности личности в процессе становления «Я» через систему специально разработанных коррекционных игр и заданий.

Основной вектор стратегии коррекции и развития эмоционально-волевой сферы должен быть направлен не на осознание ребёнком своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Очень важным направлением коррекционной работы является воспитание воли, волевых качеств: целеустремлённости, решительности, организованности и т.д. Следующий принцип коррекционного сопровождения – принцип динамичности восприятия. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем в занятия игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.

Использование различных видов инструкций - («Опишите что изображено»). Инструкция должна выступать в роли смысла образующего мотива деятельности ребёнка.

Включение в занятия наглядности с разной степенью неопределённости изображения: нечёткие снимки объектов, предметы на заштрихованном фоне и пр. Такая неопределённость материала служит непосредственным побудителем к деятельности.

Мотив, обеспечивающий активность динамичности восприятия. Этот процесс наиболее эффективно развивается у ребёнка при условии систематической загрузки анализаторов. Речь идёт о включении в занятия заданий, выполнение которых предполагает использование работ разных комбинаций анализаторов. «Динамичность восприятия» реализовывается также и в перспективном планировании работы воспитателя. Речь идёт об использовании различных форм воспитательских часов: тренинги, диспуты, игры - драматизации и т.д., в ходе которых отрабатываются различные модели поведения, алгоритмы решения житейских проблем, формируются механизмы продуктивного общения, а не отрабатываются лишь воспроизведение заданных образцов поведения.

Принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия - вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий, упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.

Для усиления коррекционного потенциала в воспитательной работе в школе-интернате разработана система дополнительного образования. В школе-интернате функционируют 15 кружков.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности. Повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов.

Например, в кружке «Юность» закрепляются умения и навыки, приобретенные на уроках физкультуры. Физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, укрепления здоровья, закаливания организма, нормализации поведения, содействуют воспитанию коллективизма, товарищества и взаимовыручки, дисциплины. Занятия физкультурой и спортом способствуют не только физическому развитию, но и обеспечивают положительное воздействие на соматическую и нервную систему ребёнка, на его моторику как биологическую предпосылку и основу психического развития и роста. Одновременно оказывается и прямое корригирующее воздействие на познавательную деятельность ребёнка, вовлекая его умственные силы выполнение тех действий, которые предстоит выполнять в связи с физическим воспитанием. Специфической особенностью работы спортивной секции в коррекционной школе является то, что она направлена не столько на достижение детьми высоких спортивных показателей, сколько на содействие всестороннему физическому развитию и на коррекцию у учеников, имеющих место дефектов.

Воспитанники имеют возможность заниматься ручным трудом по таким направлениям, как «вязание» при посещении кружков «Волшебные узелки», «Волшебный помпон», «Волшебные петельки».

Занятия прикладным творчеством развивают моторику рук, что способствует формированию практических умений и навыков, необходимых детям в повседневной жизни. На занятиях повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние, снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям.

Правильно поставленное трудовое воспитание способствуют развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. Коррекционно-развивающая направленность занятий предполагает включение заданий с опорой на несколько анализаторов учащегося.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционно-развивающая направленность внеклассных мероприятий с обучающимися с ОВЗ

Автор: Алена Григорьевна Астахова

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства