kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конвергентные технологии обучения и формы организации позновательной деятельности в работе старшей вожатой во внеурочой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен опыт работы старшей вожатой во внеурочной деятельности (5 - 9 класс).

Просмотр содержимого документа
«Конвергентные технологии обучения и формы организации позновательной деятельности в работе старшей вожатой во внеурочой деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»








КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ С ДРУЖИНОЙ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ ВО ВНЕУРОЧОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Учитель английского языка,

Старшая вожатая

Андрейченкова Елена Евгеньевна









Новокузнецк

2020

Оглавление

I. Введение 3

II. Конвергентные технологии обучения и формы организации познавательной деятельности в работе старшей вожатой с Дружиной юных пожарных 6

1. Эвристическая беседа 6

2. Диспут 9

3. Пресс-конференция 10

4.Обучение в сотрудничестве 11

5. Синквейн 13

6. Написание эссе 14

7. Проектная деятельность 15

III. Заключение 17

IV. Список используемой литературы 19


I. Введение

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов  к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.[11]

Социальный заказ современного общества – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений  и навыков, а набор современных компетенций. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.  Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений  и навыков, а набор современных компетенций.[12]

Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; педагогика сотрудничества.

Так уж случилось, что уже несколько лет я совмещаю работу учителя английского языка с деятельностью руководителя школьного кружка по внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» в МБОУ «СОШ № 31».

Первые годы моей работы руководителем кружка, я пользовалась наработками моих предшественников, но по мере работы я стала искать свои индивидуальные методы и формы организации работы кружка. В этом мне помог мой опыт работы учителем английского языка, и я решила «Почему бы не использовать те формы и методы, которым нас учат на курсах повышения квалификации в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» и АНО ДПО «Институт непрерывного образования» для моей работы с дружиной юных пожарных?». Захотелось работать по – новому, а не как раньше, по – старинке.

Прочитав достаточное количество методической литературы, свои лекции с курсов, методические разработки и материалы, представленные на сайте АНО ДПО «Институт непрерывного образования» (кстати, очень полезный сайт для всех, кто хочет заниматься своим саморазвитием, так как здесь собран самый передовой опыт лучших учителей нашего города, Кузбасса и не надо тратить время и искать информацию на просторах интернета), я попыталась для себя систематизировать те формы и приемы работы, которые я могу взять из своей «урочной» в свою «внеурочную» деятельность.

Цель работы: обобщить педагогический опыт по формированию безопасного поведения и повышению образовательного уровня детей и молодежи в обеспечении пожарной безопасности, используя в своей деятельности элементы конвергентных технологий обучения.

Для раскрытия цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить стимулы познавательной деятельности учащихся для формирования практических навыков по пожарной безопасности;

  • Установить классификацию конвергентных технологий обучения и форм организации познавательной деятельности, используемых во внеурочной работе кружка ДЮП.

При написании этой работы использовались следующие методы:

  • теоретическое и практическое изучение материала по заданной теме;

  • подбор и систематизация материала по конвергентным технологиям обучения и формам организации познавательной деятельности во внеурочной деятельности.

Значимость: результаты работы могут быть использованы учителями и воспитателями во внеурочной деятельности.

Продуктом исследовательской работы могут быть методические рекомендации.

II. Конвергентные технологии обучения и формы организации познавательной деятельности в работе старшей вожатой с Дружиной юных пожарных

Целью конвергентного обучения является формирование у учащихся способности к самостоятельному познанию и мышлению, создание целостной картины окружающего мира.

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий. [3]

1. Эвристическая беседа

Первой проблемной методикой, которую я использовала, было проведение эвристических бесед с учащимися (например, такие как «Пожарная безопасность в школе и в быту», «Огонь – наш друг или враг?» и т.д).

Например, можно построить занятие, темой которого является изучение пожарной безопасности в школе и в быту, путем эвристической беседы.

Эвристическая беседа применяется как форма обучения, которая организуется с помощью применения вопросно-ответной методики. В результате чего, учащиеся сами доходят до самостоятельного познания, самостоятельно делают выводы, находят пути решения проблем и учебных задач.[9] Я ставлю перед учащимися проблемную задачу, которую учащиеся должны самостоятельно разрешить. Необходимо организовать беседу таким образом, чтобы она приняла характер постепенного развертывания. Я заранее готовлю вопросы, начиная с элементарных, которые отдаленно относятся к данной теме исследования, но постепенно я усложняю вопросы, и таким образом привлекая учащихся к поиску правильных ответов на них. Все вопросы должны быть логически связанными между собой и следовать друг за другом таким образом, чтобы каждый новый вопрос вытекал их предыдущего вопроса и служил продолжением раскрытия темы в целом. Для ребенка же ответ на мой вопрос является мыслительным процессом, который приводит к постепенному решению проблемы, решению задачи. Переход от одного вопроса к другому происходит только после нахождения правильного ответа. Каждый правильный ответ – логический «мостик» между вопросами. Я же могу дополнить, скорректировать или разъяснить ответ, найденный самими учащимися.

В беседах с младшими школьниками можно начать беседу с загадки об огне:

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь)

или

Красная корова всю солому поела. (Огонь)

Также можно использовать стихотворение или отрывок из произведений советских авторов С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Житкова Б. «Пожар», «Пожар в море», «Первая тревога», Голосова П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Бианки В. «Береги лес! / Лесная газета», Иоселиани О. «Пожарная команда», Михалкова С. В. «Дядя Степа», Пермяка Е. «Огонь - опасная игра», «Как огонь воду замуж взял», Фетисовой Т. «Куда спешат красные машины», Шим Э. «Дым в лесу» и т.д.

Затем продолжить вопросами:

  • Кто из вас читал произведения об огне, о пожаре? Какие? Кто главные герои?

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в нашей сегодняшней беседе? (Об огне)

  • Что такое огонь?

Посредством последовательных вопросов создается проблемная ситуация.

  • Огонь – наш друг или враг? (Он может быть и другом и врагом человеку)

  • Каким образом огонь может помочь человеку? В каких ситуациях? (Он обогревает наши дома, служит для приготовления пищи, для освещения жилища, используется на предприятиях, в металлургии, в химической промышленности, транспорте, в ядерной энергетике и т.д)

После ответов учащихся, я рассказываю об истории возникновения огня, о его важной роли во всех сферах нашей жизни.

  • Он может быть врагом человеку? (Да, может)

  • А когда он может стать врагом? (От пожаров каждый год погибают тысячи людей. Огонь уничтожает леса.)

После ответов детей можно привести статистику случаев возникновения пожаров в нашей стране.

Что является причиной пожаров? (Неправильная эксплуатация электрических приборов, неосторожное обращение со спичками, пиротехникой, не затушенные брошенные окурки, искры и т.д.)

  • Вы знаете средства тушения пожара, если он возник?

  • Что нужно делать при возникновении пожара?

Здесь можно разделить учащихся на три команды и предложить каждой команде написать алгоритм действий при пожаре.

Например, ситуация для первой команды – ваши действия при возгорании утюга;

Для второй – ваши действия в задымленном помещении (дома, в здании школы, торговом центре и т. д.);

Для третьей команды – ваши действия при пожаре в лесу.

Учащиеся в командах обсуждают ситуацию и сообща составляют алгоритм действий, после зачитывают всему классу, где каждый учащийся может задать уточняющие вопросы.

Важность эвристической беседы нельзя недооценивать. Она развивает самостоятельность и креативное мышление учащихся, так как они ищут самостоятельно все ответы на интересующие их вопросы. Каждый учащийся может принять активное участие в беседе, высказать свое мнение, точку зрения и задать интересующие его вопросы, участвовать в споре. Моя задача состоит только в корректировке, дополнении и направлении учащихся на верный путь поиска ответов на вопрос.

В результате беседы, происходит знакомство учащихся с основами пожарной безопасности, с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; с профессиями, связанными с огнем. В конце нашей беседы, изучив свойства огня, учащиеся приходят самостоятельно к выводу, что в зависимости от обстоятельств, огонь может быть другом и врагом человека.


2. Диспут

Для подростков лучше всего проводить занятия в форме диспута или пресс – конференции. Можно использовать методику проведения диспута в обсуждении темы «Огонь - друг или враг человека?».

Диспут (от латинского - рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновения различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Он требует от учащихся ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. На диспуте обычно высказываются разные взгляды, убеждения, создается проблемная ситуация, вызывающая глубокий интерес у всех присутствующих. [10]

Учащихся можно разделить на три команды (две команды оппонентов и одна команда - творческая группа (редколлегия). Командам дается 15 – 20 минут для подготовки к участию в диспуте темы «Огонь - друг или враг человека?» Первая команда рассматривает и обсуждает пользу от использования огня, а вторая – вред, наносимый огнем. Можно использовать официальную статистику, свой опыт, примеры из жизни других людей. Третья группа готовит плакат с названием темы, оформляет на плакате все доводы «за» и «против», работает над составлением и оформлением памяток по данной теме. Ведущим может быть учитель или учащийся. Он начинает и завершает работу диспута, представляет оппонентов, является связующим звеном, задает вопросы и подводит в конце итоги.

Диспуты оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения, гражданских чувств и соответствующего им поведения учащихся.

Они воспитывают активность и самостоятельность суждений учащихся, инициативу, приучают их мыслить.

Участие в диспуте способствует развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учит умению спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений.[3]

3. Пресс-конференция

Всегда очень интересно проходят занятия с использованием методики «Пресс-конференция». Особенно ребятам нравится занятие «Пресс-конференция», посвященное значимости и рискам профессии пожарного. Цель конференции: раскрытие уникальности профессии пожарный.

Выбирается ведущий пресс - конференции, который может разделить учащихся на 3 команды.

Первая команда представляет гостей – приглашенных пожарных (данные учащиеся побывали заранее с экскурсией в пожарно-спасательной части № 1 и познакомились с особенностями профессии пожарного).

Вторая команда будет представлять журналистов (представителей газет и журналов).

Третья команда представляет творческую группу (редколлегию). Командам дается 20 - 25 минут на подготовку.

Первая команда изучает материал данной темы, выписывает тезисы, изучает статистику.

Вторая команда готовит интересные вопросы гостям конференции.

Третья команда занимается подготовкой табличек с названиями газет, журналов. А также готовит презентацию по данной теме.

Сама конференция длится 20 – 25 минут, которую открывает ведущий, называющий тему конференции, цели ее проведения, представляет гостей – пожарных и представителей прессы.

В конце конференции ведущий подводит итоги, делает выводы и благодарит всех за участие.

В результате проведения данного мероприятия учащиеся знакомятся с историей возникновения профессии, могут оценить риски и значимость профессии пожарного, знакомятся с правилами пожарной безопасности.


4.Обучение в сотрудничестве

Так как учащиеся в кружке разного уровня подготовки, возраста и интересов, то очень помогает в работе технология обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве проходит в малых группах.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. [8]

Самая главная цель – не просто что-то выполнять, а учиться вместе, сообща.

Это помогает развивать организационную и познавательную деятельность учащихся.

Первый вариант данной технологии - обучение в команде. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации и сводится к трём основным принципам:

  1. поощрение, похвала. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей группы. Группы не соревнуются между собой, т.к. имеют разный уровень заданий и время на выполнение.

  2. индивидуальная ответственность каждого, которая обеспечивает удачи или неудачи каждого члена группы.

  3. равные возможности каждого ученика, каждый приносит свои баллы в успех группы. [5]

Второй вариант данной технологии – называется «Пила». Учащиеся организуют в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Третий вариант обучения в сотрудничестве – «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы 3-5 человек, которая получает одно задание из большой темы. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего нового материала. [5]

Данная технология приносит очень хорошие результаты, так как в совместной работе происходит социализация деятельности учащихся в группе, каждый несет ответственность за своего товарища, так как все члены группы взаимозависимы друг от друга. [6] [7]

Для подготовки к конкурсам очень важно владеть не только теоретическим материалом, но и обладать практическими прикладными знаниями в области пожарного дела. Так как учащиеся в кружке разного уровня подготовки, возраста и интересов, то очень помогает в работе технология обучения в сотрудничестве.

Кто-то из ребят лучше разбирается в теории (знает историю возникновения пожарного дела в России), кто-то в практике (знает, как правильно и быстро одеть костюм пожарного – боёвку и пожарный шлем или как правильно провести рукавную линию, чтобы потушить очаг возгорания, как правильно транспортировать пострадавшего).

Чтобы все ребята овладели данными умениями и навыками как раз и целесообразно применять одну из вариаций технологии обучения в команде – «Учимся вместе». Я делю класс на несколько групп. Занятие, как правило проходит в актовом зале или спортивном зале школы. В каждой группе по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание из большой темы, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы; оценивается работа всей группы. Я выбираю учащегося группы, который должен отчитаться за задание.  

Варианты заданий для команд:

I группа – транспортировка пострадавшего;

II группа – надевание боевой одежды пожарного (боёвки);

III группа – прокладка рукавной линии;

IV группа – оказание первой медицинской помощи при ожогах;

V группа – вопросы теории «История пожарного дела в России».

Задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Команды не соревнуются друг с другом. Успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего нового материала. На другое занятие состав группы меняется.

5. Синквейн

Учащимся всех возрастов очень нравится в конце каждого занятия ДЮП составлять синквейн. Это развивает их творческое начало, фантазию, обогащает словарный запас.

Синкве́йн (от. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. [1] Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. [2]

Синквейн строится по следующим правилам:

  • в первой строке называется понятие или предмет одним словом – существительным;

  • во второй строке даётся описание понятия или предмета двумя словами – прилагательными;

  • в третьей строке даётся описание действия понятия тремя словами – глаголами;

  • в четвёртой строке – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к понятию;

  • в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия одним словом.

Например:

Огонь.

Злой, беспощадный.

Пылает, поражает, поджигает.

Людей без крова оставляет.

Опасность.

Синквейн лучше использовать в парной, групповой и индивидуальной работе для закрепления пройденного материала. Он подводит итог всей теме занятия. Синквейны - просты, эффективны, помогают реализовать творческие, интеллектуальные возможности детей. Лучшие синквейны члены редколлегии оформляют на стенде Дружины юных пожарных МБОУ «СОШ № 31».

6. Написание эссе

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Не все учащиеся любят писать эссе на уроках литературы, но все члены Дружины юных пожарных любят делать это на внеурочных занятиях ДЮП!

Во - первых, потому что за это не ставится отметка;

Во - вторых, можно не бояться сделать пунктуационные и орфографические ошибки.

В - третьих – лучшие эссе размещают на сайте школы.

А еще можно поучаствовать в конкурсе на лучшее эссе, проводимом МАУ ДО ВПП "Патриот" города Новокузнецка (кстати, мы уже принимали участие в данном конкурсе и заняли II место в номинации на лучшее эссе по теме «Что привело меня в ДЮП». С лучшим эссе можно ознакомиться на официальном сайте МБОУ «СОШ № 31»).

Написание творческих эссе на занятиях ДЮП представляется целесообразным с применением именно технологии развития критического мышления. Так как эссе раскрывает собственную точку зрения. Главное для педагога – это выбрать интересную тему, которая была бы интересна учащимся всех возрастов: и пятикласснику и выпускнику. Написание эссе учащимися служит эффективным средством формирования личности. При написании эссе формируются навыки критического мышления, филологические знания и умения. Ребята учатся осмысливать, оценивать и анализировать увиденное, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Ребята очень любят писать сочинения именно за его творческий самостоятельный характер. За то, что в нем можно описать свои мысли, чувства, переживания; за то, что в нем можно проявить себя и свое творчество.


7. Проектная деятельность

В этом году мы столкнулись с новыми реалиями: подготовка и защита учебных проектов в 9 классе. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Это один из способов развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов является одной из технологий, которая обеспечивает личностно- ориентированное обучение.

Один из членов ДЮП подготовил и защитил проект по теме занятий внеурочной деятельности по пожарному делу. Он изучил литературные источники по данной теме, выяснил, какие причины пожара могут быть самыми опасными для человека. С этой целью им был проведен опрос – анкетирование среди учащихся и родителей 9 –х классов. Учащийся обработал и проанализировал результаты по количеству пожаров по Кемеровской области за 2018 – 2019 год, представив результаты в виде таблицы. Выполнил исследование по последствиям пожаров по городу Новокузнецку за 5 лет. В ходе проекта учащимся было доказано, что пожарная безопасность зависит от поведения каждого из нас.

Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, а также умению кратко и доступно формулировать мысли, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.


III. Заключение

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий. [10] Все приемы, какими только владеет учитель, могут использоваться на уроке и во внеурочной деятельности. Нет предпочтения какому-либо приему. Все приемы хороши для воспитания активной творческой личности ученика.

Подведем итог:

    • Конвергентные технологии обучения и формы организации познавательной деятельности относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся,

    • Конвергентные технологии обучения и формы организации познавательной деятельности являются условием для самореализации личности учащихся во внеурочной деятельности.

Результатом применения в воспитательном процессе приведённых мной технологий   могу с уверенностью  назвать следующее:

  • приобретение навыка самостоятельно организовывать творческую деятельность,

  • активизация творческой и познавательной активности учащихся,

  • формирование положительных личностных качеств  воспитанников,

  • формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Необычные формы  организации и проведения мероприятий, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и  развивают ребёнка. Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе современных  новых технологий   играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Применение современных  новых технологий  в воспитательном  помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для развития творческих способностей, умения обосновать свои действия,   свободно высказываться.

IV. Список используемой литературы
  1. Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с.

  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. Дата обращения 28 мая 2009.

  3. Колечкин И.С. Конвергентный подход к обучению // Информационный портал библиотеки МЭШ.

  4. Крылова И.Ю. Понятие и определение конвергентного образования. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2018.

  5. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1, с.4.

  6. Полат Е. С. Разноуровневое обучение.// Ин. языки в школе. 2000. №6, с.6.

  7. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

  8. Щербакова Е. А. Технология сотрудничества на уроках английского языка. Инфоурок. Номер материала: ДБ-861041 – 2017.

  9. 9.https://spravochnick.ru/pedagogika/evristicheskaya_beseda_v_pedagogike_i_ee_primery/

  10. https://spravochnick.ru/

  11. https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/11/02/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa

  12. https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/11/02/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андрейченкова Елена Евгеньевна

Дата: 01.09.2020

Номер свидетельства: 556812

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства