kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция развития школьного этнографического музея русского быта и народных промыслов на базе МАОУ СОШ № 5 «К России с любовью!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о роли и значении школьных музеев. Ставятся цели и задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция развития школьного этнографического музея русского быта и народных промыслов на базе МАОУ СОШ № 5 «К России с любовью!»»


Концепция развития школьного этнографического музея русского быта и народных промыслов на базе МАОУ СОШ № 5 «К России с любовью!»


Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РФ.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся нравственных, эстетических, гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской, трудовой деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи. Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.

Неудивительно поэтому, что в наш век мультимедийных технологий и информационного бума люди разных профессий и разного достатка проявляют такой интерес к старинному быту, народным ремеслам и промыслам, декоративно-прикладным искусствам, музыкальному и литературному фольклору. Устав от синтетических материалов, гламура и ширпотреба, мы тянемся к простому, незамутненному и бездонному источнику – народной традиции.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Школьный этнографический музей русского быта и народных промыслов

«К России с любовью!» является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить формирование у учащихся знаний и навыков о народном декоративно-прикладном искусстве, о работе народных мастеров, расширение кругозора и увеличение объема знаний в рамках русской национальной и мировой культуры.


Исходя из данных целей перед нами стоят следующие задачи:


- Развивать осознание того, что самобытная традиционная культура народов России - наше достояние, достойное уважения и сохранения в веках (раскрытие бытовой и общественной жизни русского крестьянства как главного носителя народных традиций);

- Способствовать формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие их творческих способностей и задатков (показ конкретных жизненных форм и духовных проявлений, которые существовали и существуют в русском народе);

- Организовать знакомство с традиционной культурой и народным искусством Руси (рассмотрение проявлений духовной и материальной культуры в её историческом, поступательном движении);

- Формировать навыки культуры труда и блок технических знаний и умений;

- Использовать в работе информационные компьютерные технологии как вспомогательное средство для максимального усиления эмоционально-зрелищного воздействия и увеличения объема знаний;

- Активное участие в городской экспериментальной площадке «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения».


Основные приоритетные направления развития школьного музея русского быта и народных промыслов «К России с любовью!»


1.Расширение и углубление исследовательской работы в рамках сложившейся экспозиционной тематики:

- Народные промыслы;

- Русская изба;

- Традиции и символы русского народа;

- Русские народные сказки и пословицы.

2.Формирование новых направлений проектной деятельности.

- Мир русских народных праздников;

- Мир народных русских музыкальных инструментов;

- Вечные образы и ценности в искусстве народов России;

- Искусство русского народного костюма.

3.Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций.

- Народные промыслы;

- Русская изба;

- Традиции и символы русского народа;

- Русские народные сказки и пословицы;

4.Организация экскурсионно-просветительской деятельности с целью пополнения фондов музея новыми экспонатами, привлечения школьников к научно-исследовательской деятельности.

- Промысловые города России;

- Деревянное зодчество Руси;

- Святыни России. Золотое кольцо.

5.Организация работы в информационном пространстве школы:

- Создание мультимедийных альбомов и презентаций;

- Разработка виртуальных экскурсий;

- Обновление информации на школьном сайте;

- Создание видиозарисовки о школьном музее;

- Издание буклетов;

- Создание электронных картотек коллекционных фондов музея.

6.Расширение взаимодействия с социумом и социальными институтами вне школы:

- Сотрудничество со школьными музеями;

- Краеведческий музей города Железнодорожный;

- Музей народных инструментов;

- другие организации.

7.Становление музейного центра как социокультурного института:

- Организация школы экскурсовода;

- Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса, поиск новых форм и методов работы, включение музейной педагогики в учебные и воспитательные планы школы с целью повышения качества воспитательной работы;

- Широкая пропаганда знаний о русском быте, народных промыслах и декоративно-прикладном творчестве России;

- Расширение поля взаимодействия школьного музея в образовательном пространстве школы.

8.Развитие материальной базы школьного музея русского быта и народных промыслов:

- Установка компьютера с доступом к ресурсам локальной сети, ресурсам Интернета.










План работы

Музея русского быта и народных промыслов

(перспективный 2018-2023 гг.)


1.Оформление экспозиции музея.

2.Формирование материалов для:

тематических выставок,

экскурсий,

практических игровых занятий для младших школьников,

календарных занятий-праздников,

мастер-классы.

3.Создание мультимедийных альбомов и презентаций.

4.Создание видиозарисовки о школьном музее.

5.Издание буклетов.

6.Создание и завершение коллекций работ по темам:

- Русские народные промыслы;

- Традиции и символы русского народа;

- Русские народные сказки и пословицы;

- Мир русских народных праздников;

- Мир народных русских музыкальных инструментов;

- Вечные образы и ценности в искусстве народов России;

- Искусство русского народного костюма.

7.Организация планирования работы творческих Центров для изготовления творческих работ для пополнения экспозиции музея, для участия в окружных и городских олимпиадах, выставках, семинаров.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рыжова Татьяна Владимировна

Дата: 02.01.2019

Номер свидетельства: 493554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства