Консультация для педагогов: «Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Консультация для педагогов: «Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Ситуационная задача требует от ребёнка не только знаний, умений и навыков, а самое главное – способности применять их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Если дети ежедневно будут решать проблемные ситуации, основанные на задачах, то они будут воспринимать знания без отрыва от жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 133
Консультация для педагогов:
«Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Подготовила
Демидова Т.А.
Г. Комсомольск-на-Амуре
2012г.
Консультация для педагогов
«Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Подготовила Демидова Т.А.
Ребёнок может выступать не только объектом воспитания, но и субъектом воспитания. На сегодняшний день у современного ребёнка интенсивно развиваются субъектные свойства и качества, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком. Такая выраженная субъектность дошкольников требует поиска новых форм организации воспитания и обучения детей. Одним из таких вариантов может быть задачный подход в воспитании детей.
Ситуационная задача требует от ребёнка не только знаний, умений и навыков, а самое главное – способности применять их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Если дети ежедневно будут решать проблемные ситуации, основанные на задачах, то они будут воспринимать знания без отрыва от жизни.
Смысл ситуационных задач – приучить детей к принятию самостоятельных решений. Преимущество ситуационной задачи в том, что в её решении ребёнок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки и в то же время самостоятельно открывает новые знания, приобретает новые умения, т.е. превращает неизвестное в известное.
Проектирование ситуационных задач – это повседневное творчество любого педагога. Однако при этом необходимо соблюдать ряд правил. Задача должна быть интересна ребёнку, вызывать яркую эмоциональную реакцию, удивление. При этом лучше всего использовать наглядность: тематические картинки, фотографии, рисунки детей, дидактические игры, модели, муляжи.
Ситуационные задачи могут быть разных типов. Они могут быть созданы на основе программного содержания по разделам. Возможно создание задач, требующих экспериментирования и прикладных действий от самого ребёнка. Задачи могут возникнуть из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Вот как это выглядит на примерах ситуационных задач, которые помогают проявить здоровьесберегающую компетенцию детей в условиях совместной деятельности со взрослыми.
О З Н А К О М Л Е Н И Е
*Назови основные части человеческого тела, используя модель (разборную или картинку).
*Выложи с помощью моделей (набор картинок или схем) комплекс физических упражнений для девочек.
*Сгруппируй все предметы на картинках, которые относятся к предметам личной гигиены (например: носовой платок, зубная щётка, расчёска, нижнее бельё, мочалка, зубная нить и прочее).
*Объедини все физкультурные пособия, тренирующие мышцы рук (например: массажный мяч, ручной мяч, эспандеры кистевой и ручной, скакалка, спортивная палка, мешочки с песком и другое).
*Расположи по порядку муляжи овощей и фруктов, защищающих нас от микробов (например: лук, чеснок, редька, редиска, лимон, апельсин и прочее).
*Рассмотри фотографии и назови виды закаливания (обливание, босохождение, сон при открытой форточке ,обтирание, контрастный душ, пребывание на солнце и другое).
*Расскажи по порядку, как надо пользоваться подорожником (например: найти подорожник подальше от проезжей части дороги, сорвать лист, промыть его под проточной водой, дать обсохнуть, затем приложить к ранке и закрепить его бинтом).
П О Н И М А Н И Е
*Что ты будешь делать, если не будет мыла. Расскажи всем об этом. (Например можно использовать шампунь, гель, потереть щёткой, мочалкой, протеретьу лосьёном и так далее).
*Расскажи, что будет, если после быстрого бега резко остановиться (Например: начнёшь задыхаться, так как будет не хватать воздуха, будет кружиться голова, сильно биться сердце).
*Расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин, какую пользу приносят физические упражнения.
*Установи связь между конфетами и больным зубом.
*Расскажи о правилах личной гигиены так, чтобы тебя поняла Баба Яга ( Например: почаще мой руки с мылом, утром и вечером чисти зубы, каждый день принимай душ, ежедневно меняй нижнее бельё).
*Расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она перестанет мыть руки (например: кукла может заболеть, у неё может открыться рвота, появиться жидкий стул).
*Объясни младшему брату, как надо переходить через дорогу.
*Что делать, если дождь застал вас на улице, а у вас нет зонтика (Например: прикрыть голову пакетом, сумочкой, веткой. Переждать дождь в подъезде, под навесом, в автобусе, магазине и так далее).
*Объясни пословицы «Смолоду закалишься – на весь век сгодишься», «Лук и чеснок от семи недуг».
*Расскажи, как можно помочь заболевшей маме, используя лекарственное растение мать-и-мачех.
П Р И М Е Н Е Н И Е
*Какие бы ты выбрал продукты, если бы мама предложила тебе сходить в магазин?
*Придумай и покажи физические упражнения для гибкости позвоночника.
*Изобрази, как можно тренировать мышцы руки.
*Предложи способ, как съесть кашу без ложки ( например: использовать в качестве ложки корочку хлеба, чистую палочку, листик и тому подобное).
*Давайте проведём эксперимент, подтверждающий, что человек без воздуха долго быть не может. (Например: зажать пальцами нос и какое-то время не дышать).
*Давайте попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе ( например: вдыхать воздух через ватку, носовой платок).
*Из взрослых ты остался один в детском саду. Какое меню ты предложил бы малышам?
А Н А Л И З
*Составь правила здоровья, если бы ты был зубной щёткой (или мылом, или носовым платочком).
*Сравни и объясни разницу между утренней зарядкой и физкультурным занятием.
*Составь правила поведения на улице, если бы ты был машиной.
*Сравни и объясни, что общего в таких видах спорта, как футбол и волейбол.
*Разложи по группам картинки с упражнениями с мячом и с упражнениями со скакалкой.
*Сравни свои ощущения, когда ты бросаешь мешочек, набитый песком и мешочек, набитый поролоном.
*Послушай, пожалуйста, один персонаж говорит, что «в мире лучшая награда - это плитка шоколада», а второй, что «в мире лучшая награда – это ветка винограда». Чьё мнение для тебя правильнее?
С И Н Т Е З
*Предложи новый вариант зарядки, чтобы взбодриться
*Предложи необычный способ, чтобы научить маленького ребёнка не бежать по лестнице.
*Представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка. Что ты скажешь по поводу зарядки в кровати? Выскажи своё мнение.
О Ц Е Н К А
*Какое из решений, предложенных ребятами, самое полезное для здоровья?
*Что в этом решении тебе не очень нравится?
*Как узнать, хороший ли у тебя слух?
Подобные ситуационные задачи можно использовать на занятиях, когда есть возможность проверить качество приобретённых детьми знаний.