Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка дошкольника" /в рамках инновационной деятельности/»
Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
дошкольного развития ребенка»
(Н.Н.Поддьяков, 1995г.).
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование– это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.
Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
Эксперимента без труда не бывает.
Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
С чтением художественной литературы.
С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование– это творческий процесс и наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
природный материал;
коллекции веществ и материалов;
приборы для проведения опытов;
картотека опытов;
алгоритмы проведения опытов;
дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментированиямогут быть различными:
совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
сформировать интерес к исследованию природы;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности;
исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
знания детей о неживой природе.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии
и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
Опыт: «Тонет… не тонет».Что утонет, а что нет:
пластмассовая игрушка;
камешек;
губка;
металлическая машинка.
Опыт: «Что быстрее растворится?»
морская соль;
мыло;
шампунь.
Кухня – тоже место для эксперимента.
Опыт: «Растворяется… не растворяется».Что растворится, а что нет:
соль;
рис;
сахар;
мед;
сода;
мука.
Опыт: «Вулкан».Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
Опыт: «Почему идет дождь?».Возвращение воды в жидкое состояние:
Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,
накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности.