kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы в котором подробно разобраны права и обязанности родителей и детей, опираясь на Семейный Кодекс Российской Федеранции и Конвенции о правах ребенка. На занятии обучающиеся узнают о мерах правового воздействия на родителей, которые пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"»

Тема. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

Цели: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей.

Коррекция мышления посредством установления причинно-следственных связей

Воспитание уважения к семейным ценностям



  1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг-другу.

  1. Вступительная

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — …

На предыдущих занятиях мы говорили о семье, состоящей из двух человек – мужа и жены. Но естественное последствие заключения брака – это появление в семье кого? (ребенка, детей)

К чему приводит появление ребенка в семье?

У родителей и детей появляются права и обязанности.

О чем будем говорить на занятии?

  1. Сообщение темы.

Познакомимся с правами и обязанностями родителей и детей.

  1. Основная часть

Главная задача нашего занятия – научить вас жить. Вы много знаете о компьютерах, имеете знания по географии и истории, но очень мало знаете про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании свиданий. Не всем быть программистами, историками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас все. Поэтому очень важно знать права и обязанности родителей и детей. Я поведу вас сегодня в прекрасный мир семейного очага, в мир, где всегда должны царить любовь, доброта, тепло семейного очага, в мир заботы и ответственности друг за друга. Ребята, как здорово осознавать, что ты кому то нужен! Как здорово дарить самым близким внимание доброту, ласку! Семья как общественный институт очень важна для государства. Крепка семья-крепка держава. Но у каждого члена семьи, а именно у родителей и детей есть определенные права и обязанности.

У вас на партах карточки. Постараемся вместе поговорить о правах и обязанностях родителей.

1. Родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей.

2. Родительские права ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности.

3. При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего.

4. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами

Право на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается оно в возможности воспитывать своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает, прежде всего, заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка.

5. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права.


При нарушении родителями прав и интересов детей для бывшего родителя наступают неблагоприятные последствия в сочетании с дополнительным обременением. В таких случаях возможно наступление мер семейно-правовой и иных форм ответственности. К семейно-правовым формам ответственности относится:

– лишение родительских прав;

– ограничение родительских прав;

– отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится…

Лишение является мерой семейно-правовой ответственности и может быть применено только при виновном, противоправном поведении родителей. Основаниями лишения родительских прав, являются:

– уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду;

– отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, лечебного, воспитательного учреждений

– злоупотребление родительскими правами, под которым следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. п.);

– жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания и содержания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, не предоставлении детям продуктов питания и др.);

– хронический алкоголизм или наркомания родителей.

– совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Лишение родительских прав не носит необратимый характер. Статья 72 СК РФ предусматривает возможность восстановления в родительских правах, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Наличие всех перечисленных фактов необходимо в совокупности.

Ограничение родительских прав может быть как мерой ответственности, так и мерой защиты прав и интересов детей.

Ограничение родительских прав возможно по двум основаниям

– когда оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей К таким обстоятельствам относятся психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.;

По сравнению с лишением родительских прав, ограничение родительских прав является более мягким наказанием, применение которого заставляет родителей задуматься над своим поведением и изменить его. Если в течение шести месяцев после отобрания ребенка без лишения родительских прав родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка такой иск может быть предъявлен до истечения шести месяцев.

В результате ограничения родительских прав родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Вместе с тем сохраняется обязанность родителей по содержанию ребенка, что одновременно является правом ребенка.

В отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке, предусматривает административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. Органы опеки и попечительства наделены правом немедленного отобрания ребенка у названных лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.


- Кто же несет полную ответственность за воспитание и развитие детей?

- Если родители в полной мере будут выполнять обязанности по воспитанию детей, какая будет семья?

Послушайте мнение детей о семье и скажите, что же для вас семья?

Семья – это родители и дети. Если родители имеют права и обязанности, тои и дети…

- Поговорим о правах и обязанностях детей.


На законодательном уровне закреплены  личные неимущественные и имущественные права ребенка, различных по своему содержанию:

– право ребенка жить и воспитываться в семье;

– право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

– право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

– право ребенка выражать свое мнение;

– право ребенка на имя, отчество и фамилию.

1. Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, которое заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная – передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют, прежде всего, его родители. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями. Этим правом обладает ребенок даже в том случае, если проживает на территории другого государства. Ребенок , родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

2. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами, братьями и другими родственниками. Непременным условием полноценного развития ребенка является предоставление ему возможности общения на постоянной основе со своими родственниками. В результате реализации этого права ребенок приобретает первые навыки общения с другими членами общества, учится адекватно воспринимать окружающих.

3. Каждый ребенок,  вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Мнению ребенка придается различное правовое значение в зависимости от его возраста. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, когда это не противоречит его интересам. Это означает, что мнение ребенка будет заслушано и будет учитываться при решении того или иного вопроса, касающегося интересов ребенка. Однако ребенок не обладает в этом возрасте достаточной зрелостью и во избежание нарушения его прав и законных интересов лицо, решающее вопросы, затрагивающие интересы ребенка, вправе не согласиться с мнением ребенка. В таком случае решение должно быть обосновано.

4. Каждый ребенок имеет право на имя с момента рождения. Имя ребенка и его семейные связи индивидуализируют его личность. имя гражданина включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество

Имя ребенку дается по соглашению родителей. При этом родители свободны в выборе имени ребенку и могут дать любое имя, которое они пожелают. Отчество ребенку присваивается по имени отца

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей.

 Перечень имущественных прав ребенка:

– право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

– право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Каждый ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. Они тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворение потребности своего ребенка: на питание, одежду, образование, лечение и т. п. Таким образом, родителями исполняется их долг по содержанию ребенка и одновременно обеспечивается право ребенка на получение содержания, составляющее одно из неотъемлемых прав ребенка. Помимо этого, к источникам содержания ребенка относятся причитающиеся ему алименты. Эти средства взыскиваются по суду с родителя, обязанного уплачивать алименты, Злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей является основанием для лишения родительских прав, а также для привлечения к уголовной ответственности . Пенсии и различного рода пособия, причитающиеся несовершеннолетнему по закону, также относятся к источникам содержания ребенка.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий и пособий, хотя и являются его собственностью, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей).


Обязанность трудоспособных детей – заботиться о своих нетрудоспособных престарелых родителях




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Степанова Нина Викторовна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства