kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Хочу знать!" 3 класс по теме "Чем украшают одежду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Хочу знать!". Информация об украшении одежды наших предков. Разукрашивание рукавички.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Хочу знать!" 3 класс по теме "Чем украшают одежду"»

Внеурочная деятельность 3класс Занятие № 7 (17.10.17)

Тема : Чем украшают одежду.

Цели: Знакомство с культурой и традициями наших предков.

Задачи: Привитие эстетического вкуса. Учить детей высказывать замечания и отстаивать свою точку зрения. Учить детей работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

-получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;

-уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные:

Познавательные учебные действия

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные учебные действия

1. Составлять план выполнения творческой задачи;

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

3. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Коммуникативные действия

  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;

  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;

  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;

  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;

Материалы и оборудование:

- презентация с изображениями русского национального костюма;

- раздаточные карточки с контурными изображениями;

- цветные карандаши;

Ход занятия.

 Орг. момент. Приветствие педагога.

 Педагог:

- Как назвать одним словом, что на вас надето? (одежда)

- Для чего человеку нужна одежда? (Ответы детей)

-  Какой должна быть одежда? (Ответы детей, выработка критериев)

- Итак, одежда должна быть удобной, красивой, практичной, желательно из экологических натуральных материалов, она должна быть прочной – долго носиться.

 Проблемная ситуация.

Педагог:

- Представьте себе, что вы пришли в школу в новой одежде – обновке: блузке, рубашке или джемпере, а ваши друзья стали делать вам замечания: кому-то понравилась ваша обновка, а кому-то нет. Иногда эти замечания могут быть очень обидными. Случалось вам быть в такой ситуации? Как вы реагировали на такие замечания? (ответы детей)

- А приходилось ли наоборот, вам делать такие замечания друзьям?

- Как они на них реагировали? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим об одежде и попробуем научиться высказывать свои  замечания и достойно реагировать на них.

 Вводная диагностика.

Педагог:

- Как вы думаете, раньше люди носили такую же одежду, какую мы носим сейчас? (ответы детей)

(Педагог демонстрирует детям сарафан и кокошник)

Педагог:

- Кто из вас знает, как называется эта одежда? (Ответы детей)

Правильно, это старинная русская одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевались женщины на Руси.

- А знаете ли вы еще другие предметы старинной русской одежды? (слайдов с изображением русских народных костюмов, обсуждение)

- Чем интересна на ваш взгляд эта одежда? Как вы думаете, удобна ли она? А какие на ваш взгляд были недостатки у такой одежды, или, может быть, у нее не было недостатков? (ответы детей)

- Что, возможно, вы бы изменили в этой одежде? Почему? (ответы детей)

 Рассказ педагога (по презентации)

        - Одежду, которую люди носили раньше, называют национальной одеждой, она отражает характер народа. По традиционному русскому костюму легко определить, о чем думали и мечтали наши предки, во что они верили, а чего опасались.

Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха. История славянской рубахи началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабженного отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Простой народ ходил в рубахах из льняного полотна. Богатые, знатные люди носили рубахи из привозного шелка, а к 18 веку на Русь стали привозить и хлопчатобумажные ткани. Традиционные русские рубахи, сарафаны, поневы (юбки) отличались экономичностью и простотой производства. Их покрой почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани были минимальны. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи. Даже самая неумелая крестьянка могла сшить себе рубаху или сарафан. «Какова пряха – такова на ней и рубаха» - говорили в старину.

Мужская рубаха была примерно по колено длиной. Ее всегда подпоясывали. Женские рубахи(сорочки) кроились обычно до полу и тоже подпоясывались. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Эту рубаху старались шить из старой одежды родителей, чтобы уберечь ребенка от сглаза или порчи.

Мужчины под рубаху надевали порты (штаны). От этого названия позже появилась профессия «портной». Женщины на рубаху надевали сарафан или юбку-поневу.

         Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки украшали косу лентами и бусами, на голову надевали обручи или венцы. Замужние женщины носили кички и кокошники. Зимой знатные барышни носили меховые шапки. Мужчины носили картузы или колпаки, сделанные из войлока (скатанная шерсть).

В старину люди до самого снега ходили босиком, и только зимой обували традиционную русскую обувь – лапти Лапти плелись из коры дерева липы – лыка, а иногда и из бересты и даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой занимались мужчины «между делом». Специальных мастерских по производству лаптей не было очень долгое время, мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных или веревочных. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи, которые носили вместо современных носков. Лапти имели короткий срок службы. Зимой они истирались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом, в страдную пору и вовсе за 3 дня. Собираясь в дальнюю дорогу, брали с собой несколько пар лаптей, в зависимости от того, сколько дней человек намеревался провести в пути. Позже из кожи начали шить сапоги.

Национальная одежда была не только удобной и практичной, она была очень красивой. Традиционный костюм украшали узоры – символы. Искажать, дополнять узор не разрешалось. Каждый элемент узора что-то обозначал: круг – солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение и др. (Демонстрация изображений узоров)

Расположение цветов в русском костюме тоже не случайно. Считается, что нижняя часть одежды символически связана с землей и поэтому должна быть темной. Верхняя часть символизирует небо и должна быть светлой.

В давние времена ткани окрашивали только растительными красками. В русском костюме преобладает красный цвет. Его связывают с солнцем, плодородием. Общее значение слов «красный» и «красивый» сохраняется до наших дней. Красную краску получали из растения марена, которое сорняком росла практически в любом огороде. А вот зеленой краски на Руси почти не было, так как ее получали из растений, которые росли только в Китае. Поэтому зелеными могли быть только ткани, привезенные оттуда.  Часто использовался и белый цвет – цвет неокрашенной ткани.

 Физкультминутка.


Беседа.

Что означает слово «украсить»?

Слово украсить – это придать чему – нибудь красивый вид, сделать наряднее. Чем можно украсить платье, тарелку, рукавичку?

-Верно, все эти вещи могут стать красивыми за счет орнамента.

Что такое орнамент?

Орнамент – это построенный по определенным законам узор.

Какие виды орнамента вы помните?

-Почему геометрический орнамент так называется?

- какие элементы составляют растительный орнамент?


 - Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете о чем будем говорить на занятии

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Пары шуб хватает. (Варежки)

- Подберите слово, близкое по значению (Рукавички)

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Обратимся к словарю и проверим наши предположения.

Варежка – это мягкая зимняя рукавица.

Рукавица - предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.

( С. И. Ожегов)

Рукавички – “одежда” для наших ручек.

А кто нам вяжет теплые рукавички? (Ответы обучающихся.)

Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных рукавички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями.

Выполнение учебной задачи.

-Вы заметили, что во всех орнаментах соблюдается четкость построения элементов? Цветок – листок – цветок... Какой будет следующий элемент? Круг –круг – квадрат… Какой будет следующий элемент?

-Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем составлять узор для украшения рукавичек.

- Какая цель нашего занятии? (украсить рукавицы орнаментом) – цель выносится на доску.

-Чтобы рукавичка была праздничной подбирайте яркие цвета. Не забывайте про контраст: темное - на светлом, светлое - на темном.

Самостоятельная работа.

Сегодня вы будете работать парами. Перед работой повторим правила работы:

  • Правильно расположить предметы на столе;

  • Работать спокойно, неторопливо.;

  • Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;

  • После работы убрать свое рабочее место.

Составление плана работы : открывается на доске( выносится на доску

  • Обвести шаблоны так, чтобы варежки составляли пару;

  • Выбрать орнамент;

  • Подобрать цвета и раскрасить варежки красками;


Обучающие обводят 2 раза шаблон варежки на листе. Украшают одну из варежек орнаментом.

- Теперь ребята, поменяйтесь работами, и попытайтесь изобразить такую же варежку как нарисовал ваш товарищ.

Итог . Организация выставки. Рефлексия

Как вы думаете, удалось нам помочь Снегурочке?

-Понравятся ли Снегурочке рукавички?

Давайте подарим ваши варежки Снегурочке.. Выставка рисунков учащихся на доске.

А закончить наше занятие я хочу стихотворением:

Потерялись
У сестрички
Две пушистых рукавички!
Маме жаловалась Тата
- Ускакали, как зайчата!
Ускакали
Прямо в лес,
Даже след от них
Исчез!


Желаю вам, чтобы ваши варежки никогда не терялись, а согревали вас в холодную погоду и радовали красивым орнаментом.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Екимова Елена Михайловна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства