kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия и презентация: "Крестьянская изба. Резные кружева". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия и презентация к нему на тему: "Крестьянская изба. Мастера Злынки. Резные кружева" разработаны в соответствии с программой курса духовно-нравственного направления "Брянский край" для учащихся 4 класса. Занятие может быть использовано в любой местности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»

Тема: Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.

Цель: изучить назначение основных деталей и украшений крестьянского дома.

Задачи:

  • познакомить с назначением основных деталей и украшений крестьянского дома;

  • воспитывать чувство уважения к культуре предков;

  • развивать речь, творческие навыки.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • определять и распознавать основные детали крестьянского дома, элементы украшений дома.

Формируемые УДД:

Познавательные УДД:

  • Выделять и формулировать познавательные цели;

  • Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

  • Искать и выделять необходимую информацию о крестьянском доме.

Регулятивные УДД:

  • Ставить учебную задачу;

  • Оценивать качество и уровень усвоения материала о деталях и украшениях крестьянского дома, его внутреннем убранстве и назначении предметов мебели.

Коммуникативные УДД:

  • Сотрудничать с учителем и сверстниками;

  • Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.

Личностные УДД:

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Уважительно относиться к истории и культуре народа своей малой родины.


Ход занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Самоопределение к деятельности. (макет дома)

Когда - то люди жили без крыш над головой,
Защитой скалы были и леса кров живой.

Мелькает год за годом, идет за веком век,
Зависеть от природы не хочет человек.
Полезные орудия, создав своим трудом,
Сильнее стали люди, и вот построен дом.

Но долгий путь лишь начат,
Дом прост еще, суров.
Пока одна задача – иметь надежный кров.

Пройдут тысячелетия, и люди разных стран
Внесут в постройки эти уменье и талант.
Народные мотивы, обычаи, уклад
Дом сделают красивым на свой особый лад.


– Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Цель? (крестьянский дом; узнать о деталях крестьянского дома, его украшениях) (1 слайд)


  1. Новый материал. (2 слайд)

– Наши предки знали, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать, когда его лучше заготовить, а потом ещё надо было уметь бревна обтесать, знать как их сложить, чтобы дом не развалился, вырезать обереги - украшения и чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо, не тяжко. Долго присматривались – приглядывались, а то и “знака” ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьётся, то ли птица пролетит да в заветное место сядет, то ли зверь, мимо идущий, особо глянет – стало быть, место доброе, богами отмечено, можно селиться, можно избу ставить…

– Первое, что нужно было сделать, - защитить место будущего дома, поэтому окапывали его кругом – знаком неба и солнца – чтобы отпугнуть все недоброе. А в середину сажали берёзку.

– Редко, когда человек сам себе дом ставил – звал родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управится, чтобы лучшие мастера своё умение показали, чтоб дом краше был, наряднее, милее. А потом сам шёл другим помогать, когда в том надобность была.

– Дерево для дома тоже не вдруг выбирали, ведь у каждой породы - своё предназначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по-своему объясняли: “Спит дерево, ему не больно!”. Можно, конечно, и по - другому объяснить - соки не бродят, дольше дом стоит, но, как по-доброму, как красиво - “ему не больно!”


–Прочитайте в учебнике и скажите, какие породы деревьев рубили для строительства дома? (на доске указаны страницы: 34-35) + (3 слайд) с ответами – хвойные породы, которые падали верхушками на восток


–А какие деревья были непригодны для постройки дома? Почему? (слайд с ответами) – молодые и старые, сухостой, священные: деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви


–В глубокой древности славяне-язычники начинали строительство дома с жертвоприношения. В жертву приносили домашних животных или птицу и закапывали в угол будущего дома. Археологи при раскопках жилищ находят кости этих животных. Сегодня при строительстве дома существует традиция закладывать монету в главный угол сруба.

– Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб. (4 слайд)


–Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу (центральная балка потолка) (5 слайд)


–В неё вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку. Считалось – чем больше детей, тем богаче семья.

–После этого ставили двускатную крышу – шапку здания. Конь-оберег завершал собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывало стык обоих скатов крыши. Его так и называют – конёк крыши (конь – помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути). Это название существует и сегодня (верхняя часть крыши). Кроме коня, в качестве оберега могли быть птицы. (6 слайд)


Окна – очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром, поэтому наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше называли лоб), т. е. передняя часть крыши. Здесь же находится лобовая доска. На выступающие края кровли (крыши) закрепляли узорные доски – причелины – считалось, что они оберегают от злых духов. (7 слайд)


–В старину дома ставились не по порядку, а, как говорили, на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем дома стали выстраивать фасадом, т.е. лицом, к дороге, и получилось «у-лица».


–Есть и другое мнение по поводу возникновения слова «улица». Прочитайте об этом в учебнике, с.36


  1. Ф/пауза. (8 слайд)

Спали. Утро.
Вот проснулись,
Встали, потянулись.
В избе вымели полы
И на улицу пошли.
Там работу всем нашли:
Курочек кормили
И коров доили.
Сено мы косили
И дрова рубили.
В полдень отдыхали
И снова работать продолжали.

  1. Продолжение работы. (9 слайд)

– Каждый дом был украшен с особой выдумкой. Причелины, наличники, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Деревянное кружево поразительно красиво и разнообразно!


–Во всех сёлах Брянского края всегда были мастера, которые любили украшать свои дома. Но особой изобретательностью и неповторимостью отличались узоры на домовой резьбе у жителей города Злынка. (10 слайд)


Злынка является самым маленьким городом в Брянской области. Там проживают пять с половиной тысяч жителей. Основан город в 1700 году. Чем же стал известен этот небольшой город? (Работа в группах; выданы листки-помощники, где искать информацию: 1гр. – о спичках, 2 гр. – о наличниках, 4 гр. – о телегах и т.д. , 3 гр. – о кузнечном деле) Проверка –(11 слайд )с появляющимися ответами!

– Особое внимание уделим сегодня украшению домов в Злынке.(12-15 слайды)

В последней трети XIX и в начале XX веков в Злынке работали Корягин Спиридон Филатьевич и Сычев Александр Иванович - это родоначальники злынковской деревянной резьбы, те, кто первыми принялись за разработку принципов, мотивов и приемов резьбы, получивших в дальнейшем большое развитие и распространение. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Гарбузов Я. М., Корягин К.С., Силин П.И., затем идут Силин Ф.Р., Овчинников И.В., Осинов И., Саль­ников И. Г., Кашеваров П.Е., Новиков Ф.К. Мастера-каменщики: Титов Ф.И., Матреничев М.П., Бобылев Ф. М. с сыновьями, Погудины И.Н. и Я.Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы: Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., два брата Умновы, Смирнов Д., братья Арте­мьевы, Титов П.Ф. и другие.


  1. Практическая часть.

–А сейчас мы попробуем построить свой дом и украсить его. Перед работой мастера завязывали на голове тесёмку так, чтобы волосы не мешали во время работы. (предлагается детям завязать тесемки - ленточки).

– Работу будем выполнять по группам, сообща, как в старину.

Задания группам:

1 группа мастерит сруб дома.

2 группа – крышу дома.

3 группа – наличники на окна дома.

4 группа – художественная мастерская – расписывают наличники.

(Во время работы звучит народная песня)

  1. Выставка.

  2. Итог занятия. Рефлексия. (16 слайд)


Сегодня я на занятии … .

На занятии мне … .

Я думаю, что сегодня … .

А мне сегодня … .


Просмотр содержимого презентации
«Крест. дом»

Крестьянский дом.  Мастера Злынки.  Резные кружева.  Учитель начальных классов МАОУ –Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева Круговых Л.В.

Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.

Учитель начальных классов МАОУ –Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева Круговых Л.В.

Крестьянский дом

Крестьянский дом

Строительство дома Для строительства дома рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток.

Строительство дома

Для строительства дома рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток.

  • Непригодными для постройки дома считались молодые и старые деревья, сухостой.
  • А также одиночные деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви.
Сруб

Сруб

Матица – центральная балка потолка

Матица – центральная балка потолка

Крыша крестьянского дома

Крыша крестьянского дома

Наличники, причелины

Наличники, причелины

Физминутка Спали. Утро.  Вот проснулись,  Встали, потянулись.  В избе вымели полы  И на улицу пошли.  Там работу всем нашли:  Курочек кормили  И коров доили.  Сено мы косили  И дрова рубили.  В полдень отдыхали  И снова работать продолжали.

Физминутка

Спали. Утро. Вот проснулись, Встали, потянулись. В избе вымели полы И на улицу пошли. Там работу всем нашли: Курочек кормили И коров доили. Сено мы косили И дрова рубили. В полдень отдыхали И снова работать продолжали.

Деревянное кружево

Деревянное кружево

Мастера Злынки

Мастера Злынки

Чем же стал известен  город Злынка?

Чем же стал известен город Злынка?

  • Первая в России фабрика по производству спичек;
  • Мастера резьбы по дереву;
  • Мастера по изготовлению телег, саней, экипажей;
  • Мастера кузнечного дела.
Резные кружева Злынки  Здание районной администрации

Резные кружева Злынки

Здание районной администрации

Резные кружева Злынки  Улица Республиканская. Управление сельского хозяйства.

Резные кружева Злынки

Улица Республиканская. Управление сельского хозяйства.

Резные кружева Злынки  В советские времена здание именовалось спичечной фабрикой «Коммуна».  Сейчас здесь находится лесхоз.

Резные кружева Злынки

В советские времена здание именовалось спичечной фабрикой «Коммуна».

Сейчас здесь находится лесхоз.

Резные кружева Злынки  Улица Республиканская, 169.  Детский сад «Радуга»

Резные кружева Злынки

Улица Республиканская, 169.

Детский сад «Радуга»

Рефлексия Сегодня я на занятии … . На занятии мне … . Я думаю, что сегодня … . А мне сегодня … .

Рефлексия

Сегодня я на занятии … .

На занятии мне … .

Я думаю, что сегодня … .

А мне сегодня … .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект внеурочного занятия и презентация: "Крестьянская изба. Резные кружева". 4 класс.

Автор: Круговых Любовь Владимировна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства