kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия "Казахские национальные подвижные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект открытого занятия поможет педагогу дополнительного образования организовать досуг детей интересным и незабываемым. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Казахские национальные подвижные игры"»


«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ АУЛА КЛУБЫ»

КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДВОРОВЫЙ КЛУБ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»





Открытое занятие.

Тема: Национальные казахские подвижные игры.




Дворовый клуб «Романтик»


Инструктор по спорту: Филимонов И. А.













2017 год.




Тема занятия: Национальные казахские подвижные игры.

Вид занятия: Комбинированный.

Метод: Интегрированное занятие (рассказ, подвижные игры)

Методы проведения: Рассказ, объяснительно – демонстрационный, игровой.

Место проведения: Дворовый клуб «Романтик» 1 подгруппа (кружок «Казахские национальные игры»)

Проводит: Инструктор по спорту Филимонов Игорь Александрович.

Время: 45 минут

Оборудование:

Для инструктора: Компьютер, презентация «Национальные казахские народные», конверты 5 шт. звукозапись - «Домбра», «Қара жорға»

Для детей: фломастеры, индивидуальные карточки «Угадай игру», 2 мяча, 2 лошадки. Два набора «Асыки», монеты, платок связанный в узелок.


Цель:

Обучающая. Познакомить детей с подвижными национальными казахскими играми, их историей.

Развивающая: Расширять кругозор детей, развивать интерес к казахским национальным играм соревновательного содержания: развивать через игру ловкость, силу, желание побеждать.

Воспитательная: Воспитывать в детях уважение к культуре , истории и национальным играм казахского народа; через подвижные казахские национальные игры воспитывать чувство товарищества, доброжелательности, коллективизма.

План занятия:

Организационный момент

Знакомство с новым материалом.

Практическая работа.

а) отгадай загадку, работа на индивидуальной карточке.

Б) соревнование подвижные казахские национальные игры

Вывод.


Ход занятия:

1 Организационный момент.

Звучит домбра - Дети проходят в зал и садятся полу кругом, на стулья (как будто они зашли в юрту) Первый слайд включен

2 сообщения темы занятия.

Ребята, в какой республике мы живем? 
- Люди, каких национальностей живут в Казахстане? У каждого народа есть свои национальные игры. Сегодня мы познакомимся с казахскими национальными играми. 
- Когда люди играют? (на праздниках, торжествах) 
- Какие вы знаете народные праздники? Какой у нашего народа есть самый любимый праздник весной? (Наурыз) 

(2слайд)

Сегодня мы познакомимся с казахскими национальными играми. В играх народа отображается образ его жизни, быта, труда и развлечений.


3 Постановка проблемы.

В играх народа отображается образ его жизни, быта, труда и развлечений. Наибольшее количество игр связано с любимым животным. С каким, кто может мне ответить? (ответ ребенка) почему конь играл такое большое значение в жизни казахского народа? (ответ детей) Конечно кочевой образ жизни требовал умений и навыков верховой езды.

(3слайд)

4 Сообщение теоретических сведений.

«Джигит без коня, что дите без матери» так гласит казахская пословица. Ездить верхом приучали ребенка с детства. Маленького ребенка возили верхом по аулам и пастбищам, приучали самостоятельно сидеть в седле. Когда ребенку исполнялось три года, его сажали на коня и совершали специальный обряд. В 5 лет ребенок самостоятельно забирался в седло а к 14 – 15 годам это был уже ловкий наездник. Девушки не уступали юношам и тоже были отличными наездницами. Конь являлся олицетворением красы, чистоты и скорости. В играх он, совместно с всадником-джигитом, участвовал в активном двигательном процессе. Торжественные мероприятия праздники продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либо национальные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка.

Хочу вас познакомить с наиболее интересными и распространенными играми.

Для этого на помогут конверты в которых закрыты название игр. (предлагаю ребенку найти конверт под номером один открыть и прочитать) (4 слайд)

Кыз куу По свидетельству историков, еще в сакских племенах одним из условий женитьбы был обычай, который требовал, чтобы жених догнал невесту. Во время народного собрания или праздника юноши и девушки верхом на лошадях выходят в поле. По знаку хозяина торжества, стегнув коня, девушка срывается с места, а юноша бросается ее догонять. Если юноша не сможет настигнуть и поцеловать наездницу, то он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Если же девушка догонит джигита, то начинает что есть силы стегать его камчой. Эта игра напоминает своеобразный спектакль - собравшийся народ наблюдает за событием, словно происходящим на сцене.  (находит второй конверт открывает читает название игры)( 5 слайд)

Сбивание тымака.

Эта игра пришла из глубокой древности существует легенда: что тот кто сможет достать золотой шлем с горы совершив скачек на коне будет обладать большой властью. Скоей всего это игра имеет корни этой легенды. Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор - тымак. Участнику игры показывают место, на котором установлен тымак, затем плотно завязывают глаза и дают в руки камчу. После этого наездника крутят на одном месте и отпускают со словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае, если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь.

(открывают следующий конверт, читают)(6 слайд)

Байга.

Один из самых фаворитных и обширно распространённых казахских конных видах спорта, скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом. Классификационные дистанции: 7,12 и 16 км. Байга на 7 км. Вошла как обязательная дистанция на конноспортивных соревнованиях в конезаводах

Существует еще много конноспортивных игр, где джигит может показать свою ловкость, смекалку, умение крепко сидеть в седле, а так же показать своего друга коня.

(открывает следующий конверт.)

(7 слайд)


Асыки – альчики. Одним из любимых развлечений казахских детей остается традиционная игра в асыки (альчики) (асык - таран­ная часть заплюсневого сустава у ов­цы и других животных) и одна из самых распространенных детских игр в Средней Аии.
Играют в эту игру в теплое время года набором асычек. Асык – это кость коленного сустава  овцы или  барана. Предварительно вывариваются или берутся из употребленной в пищу баранины.
Простые асычки иногда раскрашиваются в разные цвета, они ценятся в зависимости от своего размера и веса и имеют разныее названия. Цель игры состоит в том, чтобы, бросая свой биток, вы­бить альчики играющих, расставленные в кругу.
Тот, кому уда­ется это сделать, забирает себе выбитый асык. Игра продолжа­ется до тех пор, пока на кону остаются асыки. Кроме того каждый участник игры должен иметь свой собственный биток (сака).
Игра в асыки имеет варианты: алши, омпы, круг, хан, кунар, ко­ра и др. В алши, хан, кора, кунар играют в помещении, в остальные - под открытым небом. В зависимости от своего размера асык имеет разную цену.
Главный асык, «сака» имеет наибольшую цену. Для большей устойчивости «сака» обычно заливают свинцом. А у ханских и султанских детей «сака» заливался даже золотом

(открывается следующий конверт) (8 слайд)

Орамал

Суть игры выяснить кто самый ловкий и быстрый. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим. (открывает последний конверт ) (9 слайд)

Куме алу Казахская национальная игра "Куме алу", в переводе на русский означающая "подними монету" имеет очень далекие исторические корни. Правила игры со временем почти не изменились, изменился только атрибут. Согласно правилам игры всадники доскакав по сигналу от условной линии старта до линии финиша должны на скаку успеть собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросаных в целях игры по полю. Раньше в далекие времена вместо монет для игры "Куме алу" использовались серебряные слитки, которые в последствии были заменены на монеты. В казахскую национальную игру "Куме алу" могут играть и дети. Это очень веселая, подвижная игра. Суть "Куме алу" в детском варианте заключается в следующем: на площадке отмечаются линия старта и линия финиша. Вдоль игрового поля раскладываются монеты. Жигиты становятся вдоль линии страта и по команде "старт", изображая наездников на лошадях бегут вдоль поля к линии финиша, собирая "на скаку" монеты. Тот кто не останавливаясь "на скаку" соберет наибольшее количество монет дойдя до финиша, объявляется победителем соревнования. При этом имитировать скачку на лошади нужно все время, пока не достигнута линия финиша, и при подъеме монеты также нельзя останавливаться.



5 Практическая работа

Сейчас я предлагаю вам выполнить работу, посмотрим, кто здесь самый внимательный и запомнил правила игры, у каждого из вас листочки на них изображены иллюстрации, а под каждой иллюстрации находится пустой кружок, я читаю вам загадку, а вы находите игру у себя на листочке и пишите цифру, в пустой круг.

Игра под номером 1: Где есть дистанция 7, 12, и 16 км.

Игра под номером 2: Настиг на коне, поцеловал, а нет, тебя поймали да камчей побили.

Игра под номером 3: Кто больше собьет, тот победу команде принесет.

Игра под номером 4: Все добро собери, но при этом на коне усиди.

Игра под номером 5: Догони и попробуй отними.

И последняя игра под номером 6: Глаза закрыли, покрутили и со словами пустили, сбей тымак.

Молодцы вы справились с этим заданием и хотели бы вы по играть? .

Предлагаю поиграть в казахские национальные подвижные игры.

С начало проведем разминку Прежде чем начать играть,

Предлагаю станцевать!

Аэробика «Қара жорға»









Давайте поиграем в казахские национальные игры.

  1. Игра «Байга»

Используются мячи

Дети делятся на 2 команды мяч является конем, ребенок ставит мяч между колен и прыжками как будто скачен достигает предполагаемой отметки и возвращается назад передавая мяч другому игроку. Выигрывает та команда которая первая собралась.


  1. Игра «Асыки»

дети делятся на две команды, выстраиваются друг за другом. У каждого в руке по одному асыку. Впереди каждой команды выстроены в ряд 10 асыков, расстояние между ними 10 см. Задача сбить впереди стоящие асыки. Выигрывает та команда, которая сбила большее количество асыков.


3 Игра «Куме алу»

на площадке отмечаются линия старта и линия финиша. Вдоль игрового поля раскладываются монеты. Жигиты становятся вдоль линии страта и по команде "старт", изображая наездников на лошадях бегут вдоль поля к линии финиша, собирая "на скаку" монеты. Тот кто не останавливаясь "на скаку" соберет наибольшее количество монет дойдя до финиша, объявляется победителем соревнования. При этом имитировать скачку на лошади нужно все время, пока не достигнута линия финиша, и при подъеме монеты также нельзя останавливаться.


4 Игра «Орамал»

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Дети становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.




Вывод: Вот мы и закончили знакомство с национальными казахскими подвижными играми, и тоже узнали какие мы с вами ловкие, смелые, и у каждого из нас есть желание побеждать. Но у меня для вас ещё дин сюрприз, но для этого я задам вам пару вопросов. Какое любимое животное казахского народа участвует в соревновании. (лошадь, конь.), предлагаю вам их дома нарисовать, и мы устроим выставку ваших работ.

С какими играми мы с вами познакомились? Многие игры имеют соревновательный характер и я п предлагаю вам посмотреть в интернете соревнования по играм, и потом поделиться впечатлениями. В какие игры мы сегодня играли ? Какая игра вам больше понравилась? ( Байга, Асыки, Куме алу, Орамал) - эти игры вы можете организовать самостоятельно со своей семьей на семейном празднике.

Вы показали сегодня, что вы не только ловкие и смелые, но еще и умные, и я вас за это хочу угостить баурсаками.

Спасибо за внимание, и игру. Звучит музыка, дети угощаются баурсаками.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого занятия "Казахские национальные подвижные игры"

Автор: Филимонов Игорь Александрович

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства